Не пропусти наши новости — используй время с пользой Подписаться

Главная страницаНовостиМарина Яковлева: «Считаю глупостью себя переделывать!»

Искусство: Марина Яковлева: «Считаю глупостью себя переделывать!»

25.06.2018

В советское время Марину Александровну называли самой сказочной актрисой.

Много у нее ролей и в классике, и в мелодрамах («Продлись, продлись, очарованье», «Однажды 20 лет спустя»). Яковлева участвует и в знаковых сериалах («Московская сага»). А скоро поклонники увидят ее в новой многосерийной комедии на Первом канале. Об этом актриса рассказала «Комсомолке».

Приятно, когда при встречах цитируют фразы из моих фильмов

- Марина Александровна, в вашей фильмографии более 100 картин. А какой из фильмов вы считаете наиболее значимым?

- Я считаю, что мне повезло. Есть заложники одной роли, с течением времени они уже ее ненавидят, много раз слышала от актеров: «Не говорите мне про эту картину!», вместо того, чтобы быть благодарными за то, что она их прославила. У меня несколько значимых фильмов. Хотя все роли как дети, все дороги: сначала эту любишь, потом другую, а их более 130. Бывают этапные роли… Поначалу были сказки у меня, потом классика, ее всегда любила: играла в фильме «Вакансия» по «Доходному месту», недавно, кстати, ездила в Ульяновск на вручение Гончаровской премии, там я представляла фильм «Обрыв» по Гончарову, где я играла Марфеньку, считаю, этот фильм - настоящее искусство. Он современен до сих пор!.. И лирические героини у меня были, кто-то учительницу запомнил в фильме «Утро без отметок», кто - дочку из «Однажды двадцать лет спустя». Но больше меня, конечно, знают по сказкам. «Он говорит неправду» сразу вспоминают из «После дождичка в четверг», где я Жар-птицу играла… В «Раз-два, горе не беда» - принцессу. Меня называют «самая сказочная актриса», хотя я снялась в 2-3 сказках всего.

- Вас после сказок стали узнавать?

- Нет, узнавали сразу после всесоюзных премьер. Помню, в 1984-м мы приехали в Минск и все кинулись ко мне за автографами. Картины выходили, все их смотрели и узнавали. Эта стабильная узнаваемость была очень долго. Потом было затишье, у меня поменялось немного амплуа, и после «Московской саги» и «Любовь не картошка» началась новая волна узнавания. Меня знают по разным ролям, как видят, цитируют: «Ой, Ходоська», «Божечка, не карай!». Мне это приятно.

- Где сейчас снимаетесь?

- Вот для Первого канала сняли «Старушки в бегах». Когда выйдет, не знаю. Это 8-серийная семенная комедия. Что-то типа «Сватов». Там Елена Сафонова играет, Татьяна Орлова, Сергей Баталов, Вячеслав Манучаров. Три подруги живут вместе с детьми, и между ними хамство, недопонимание… И они втроем собираются и решают бросить детей, внуков и все проблемы и уехать к подруге в деревню. У них там всякие приключения. А дети за ними в погоню. Побеждает любовь и взаимопонимание. Мне очень дороги эти съемки. У нас замечательное трио получилось. С трепетом жду выхода. Комедия - мой жанр. Я его очень люблю.

Олег Ефремов защищал нас, студентов, на съемках от Ии Савиной

- В следующем году будет 35 лет фильму «Продлись, продлись очарованье». Как вам работалось в этой картине с такими мэтрами, как Ефремов, Ия Савина, она, кстати, наша землячка.

- Я счастлива, что мне у такого живого классика - Ярополка Лапшина (который снял также фильмы «Угрюм-река», «Приваловские миллионы») - удалось сняться в этой картине. У меня там не очень большая роль, внучка, но она мне дорога. Роль была на сопротивление, потому что я не эмансипе, а скорее такая «деревня». Мне всегда нравились роли на сопротивление. И эта картина тоже до сих пор актуальна. Она знаковая для меня. Олег Ефремов - такая глыба. Я не могла поверить, что нахожусь с ним на одной съемочной площадке и дышу с ним одним воздухом. Это было что-то нереальное! Я слушала его, открыв рот. При этом он был очень прост в общении, очень доступный, все время с шуточками. А еще он мне показался одиноким, ему хотелось какого-то внимания, человеческого тепла, участия, как будто ему хотелось выговориться.

- Ваш партнер по фильму Борис Шувалов рассказывал, что Ия Савина на съемочной площадке разгадывала кроссворды, и когда вы не могли ей дать ответы, она вас журила. На что Олег Ефремов говорил: «Ия, будете обижать младших партнеров - уволю из театра!»

- Конкретно этого случая не помню, но да, он нас защищал. Ию недаром называли «смесь колокольчика с гремучей змеей». Она была примой театра, а мы-то пришли - студенты, выпускники. Она могла сказать что-то резкое, фыркнуть. А Олег Ефремов всегда был на нашей стороне, шутил. Помню, он пригласил меня в театр на Таганке на спектакль «10 дней, которые потрясли мир». Он понимал, что я вчерашняя студентка, сама на спектакль не попаду. Он был последний, потому что потом Любимов уехал. Когда мы пришли, все на нас смотрели с недоумением: мол, кто это? Ефремов это ведь такая величина, к тому же он был очень красивым мужчиной. Я терялась, стеснялась. У меня с собой была конфета, которой я хотела его угостить, а она растаяла. Мне запомнился этот жест - пригласить вчерашнюю студентку, потому что она сама этого не увидит. Он вообще хвалил своих студентов, говорил с гордостью о Брусникине, Феклистове. Безусловно, я смотрела на него с пиететом.

- Мэтры уходят. И Табакова уже нет, с которым вы снимались в нескольких сказках, и Гундаревой… У современных актеров школа все-таки другая. Вы когда снимаетесь с молодыми, как-то им помогаете? Подсказываете?

- Да, я стараюсь как-то найти общий язык, какую-то ниточку найти. Иногда подарок могу подарить, или угостить чем-то. Чтобы тепло было. Ведь очень важно, чтобы в кадре было тепло. Оно передается через экран. Как в «Московской саге» было, в «Любовь не картошка». Взаимоотношения между актерами чувствуются через экран. Тогда и зрители любят эти фильмы. Я понимаю, как тяжело преодолеть колючесть, когда нет контакта. И на экране сразу видна эта сухость, обеднение. Поэтому я стараюсь установить контакт, в основном у меня дружба и любовь с молодыми актерами. Это и Ваня Жидков - моего сыночка играл, и Женя Пронин, и Танечка Арнтгольц, и замечательная Таисия Вилкова, которая играла в «Любовь - не картошка». Да я люблю всех своих «кинодетей». Когда видимся, бросаемся друг к другу навстречу.

Чернуху, разврат и сатанизм не предлагать

- Вы, как мне кажется, не капризная звезда.

- Нет, конечно. Хотя бывали случаи, когда отказывалась от ролей, и, наверное, кто-то меня возненавидел после этого. И я очень благодарна «сказочнику» Михаилу Юзовскому, что он не обиделся на меня, когда я отказалась играть в его фильме «Там, на неведомых дорожках». Просто у меня было три картины на тот момент. Я за классику очень боролась – за музыкальную кинокомедию «Вакансия», снятую по мотивам пьесы Островского «Доходное место». Там снимались Леонид Каюров, Таня Догилева, и Витя Проскурин, и Табаков, и Быков, и Васильева, в общем, звездная картина. Еще у меня параллельно была главная роль в «Серебряном ревю» и еще какая-то картина. В общем, я отказалась от сказки. Никак невозможно было совместить. И, слава Богу, режиссер не обиделся и потом приглашал еще на роли - я в трех сказках у него снималась. А ведь многие обижались. Один даже поехал на могилу к покойной жене и жаловался ей: питерский режиссер Виктор Садовский, у которого я отказалась сниматься в фильме «Девушка и Гранд». Просто съемки были в Питере, а у меня была семья, не хотелось надолго уезжать из дома. Плюс у меня были другие картины, и я отказалась. А он страшно обиделся. И после этого у меня началась такая трудная жизнь…

- Вы вообще придирчивы в выборе ролей? Есть какие-то табу, когда вы ни при каких условиях не согласитесь играть в фильме?

- Да, есть. Даже в самое голодное время я не стала бы сниматься в картинах, связанных с сатанизмом, с развратом. Все, что связано с темными силами - для меня табу. И вот эта жестокость, насилие, которое пропагандируется с экрана, мне не понятна. Мы, актеры, ведь можем отказываться от таких ролей! Зритель голосует ногами, а актеры - тем, что оказываются от роли. Чернуха - это не мое. Я как-то отказалась за короткое время от семи картин. Все были какие-то стрелялки с милиционерами, в общем, жесткие фильмы. Не хочу в чернухе сниматься. В детективе должно быть что-то человеческое. Потом, помню, кризис был, а мне предложили съемки в картине «Привет с того света», или что-то подобное. Какой-то стеб над ангелами. Я, как человек воцерковленный, конечно, отказалась. Такого делать нельзя.

В 60 жизнь только начинается

- В следующем году вы отмечаете 60-летний юбилей. С каким настроением подходите к этому рубежу? На экране вы молодая и жизнерадостная, не ощущается возраст. Как удается сохранять молодость? И какие полюсы возраста ощущаете?

- Плюс, конечно, есть. Уходит все ненужное. Если раньше я очень переживала за все, мне не нравилось, как я выгляжу. А с возрастом какие-то претензии ушли, я себя приняла, полюбила, считаю глупостью как-то себя чересчур украшать, переделывать. Хотя кому-то это нравится. Правда, зрители гадают: сколько же ей лет - 80 или 90, что она такая вся натянутая. А оказывается, всего 70. Но, каждому свое. Может, кому-то так спокойнее. В любом возрасте можно быть счастливой. В фильме «Москва слезам не верит» говорят, что после 40 жизнь только начинается, а я считаю, что и после 60-ти жизнь только начинается. Ты уже построил дом, посадил дерево, родил детей, у тебя есть какой-то багаж ролей, тебя любит зритель - а я это вижу и чувствую. Еще не потерян к профессии интерес. Поэтому жизнь удалась. Мой девиз - дарить радость людям! Мне хочется вселять в них оптимизм, какую-то солнечность, надежду. Может, это моя миссия. Некоторые говорят, что актерская профессия порочна. Я так не считаю. Она несет свет. Бывает, человек посмотрит картину, и ему снова захотелось жить, он воодушевился, окрылился. И мне хочется, чтобы люди радовались жизни после моих ролей... А такие пафосные слова как «юбилей» не люблю, не люблю праздновать свои дни рождения. Мне кажется излишним привлекать внимания к собственной персоне, я этого не люблю - стесняюсь, сразу хочется «спрятаться в домик»...

КП – Воронеж

Мы в Vkontakte                     Мы в Facebook                     Мы в Одноклассниках

Поделиться ссылкой:
Яндекс.Метрика