Не пропусти наши новости — используй время с пользой Подписаться

Главная страницаНовостиАлексей Баталов. Лицо нездешней эпохи

Люди: Алексей Баталов. Лицо нездешней эпохи

29.11.2018

К 90-летнему юбилею великого артиста.

Урожденный интеллигент...манеры…редкие благородство и порядочность, некая отстраненность…слова, что в отношении Алексея Владимировича верны, но отнюдь не передают до конца его облик. Человека-звезды и человека-загадки. Который при всём при том всегда оставался абсолютно с о в р е м е н н ы м. Загадочность эту и эту свою тайну он никак не эксплуатировал (почивая попутно на её лаврах), а, напротив, всегда трудился, будучи еще и настоящим перфекционистом. А потому вторую половину своей жизни весьма мало появлялся, как на большом экране, так и на экране "голубом" — телевизионном. А что ему было там делать?.. Штучный товар – что говорили про него всегда и уходящая натура – едва ли не всю вторую половину его долгой жизни. Очевидная нестыковка с сиюминутностью…

Зато преподавал он много и самозабвенно, для студентов своих (невероятно – до влюбленности — его почитавших), впрочем, тоже оставаясь неразгаданной тайной. Идеальный герой, каким каждый из нас всегда хотел бы быть. И – верующий в Бога парадоксалист, прихожанин Скорбященского храма на Большой Ордынке.

Вспоминать Алексей Владимирович мог часами — вот этим своим, известным все стране, мягким, уникальным, приятным тембром (недаром, был он еще и чтецом, что называется, от Бога). И тогда словно оживали времена, и фигуры прошлого возникали, как живые…

Книппер-Чехова, или сон в декорациях.

— Кроме, ну, конечно же, "Синей птицы", я помню ещё и  как МХАТу присвоили имя Горького. Это было торжественное собрание, в зале — Ольга Леонардовна — и как же это было стыдно для всех нас, и какой это был ужас для неё! Имя Горького – театру, у истоков которого стоял ее муж - Чехов. Я помню тогда ее лицо… А много лет спустя она подписывала мой диплом, ну это уже когда я закончил школу-студию МХАТа…

Судьба свела Алексея Владимировича с огромным количеством выдающихся личностей (к коим, безусловно, принадлежал и он сам). Он помнил не просто поэта Мандельштама, а и то, как за ним приехал и увез его в бутырский застенок черный "воронок". Помнил самого Немировича-Данченко а, быть может, даже и Булгакова. Но стоит ли тут удивляться, ведь раннее детство будущего артиста и режиссера прошло буквально на задах Художественного театра, в Камергерском, в доме, где обитала половина его звезд, а ранняя юность — в писательском доме в Замоскворечье на Большой Ордынке. Небожители окружали Алексея Баталова буквально с колыбели.

— В Камергерском мы жили в маленькой комнатке, и первое, что я в своей жизни помню — это декорации. И мне среди них было очень интересно. Потому что я попадал в какой-то совершенно иной мир, чем тот, что был вокруг, в мир куда более интересный, чем тот, что наяву. Порой мне даже приходилось спать на этих декорациях… После чего я видел их, например, в замечательной постановке "Женитьбы Фигаро", где главную роль играл мой дядя – Николай Баталов, женатый на красавице Ольге Андровской. Тетя Оля, как я ее называл, была в этом спектакле совершенно очаровательной Сюзанной. Она была очень мужественной. И играла госпожу Конти до последних своих дней в "Соло для часов с боем" (спектакль, который Олег Ефремов поставил для всех "стариков" МХАТа), приезжая в театр прямо из больницы. Играла и снова уезжала в свою палату.

Впрочем, более всех я знал Анну Андреевну Ахматову, которая останавливалась у нас дома, когда приезжала в Москву. Ей всегда отдавали мою комнату. А она мне дала уже много лет спустя много денег, чтобы я купил себе плащ, а я купил…"Москвич". Анна Андреевна меня поняла.

Мхатовец-скиталец, или успех за успехом. 

Судьба Баталова хранила. В ГУЛАГ он не попал, хотя там сгинул его дедушка-дворянин, а бабушка прожила всего лишь несколько месяцев после своего освобождения из сталинского застенка. Зато попал (что было явным чудом) в Школу-студию МХАТа. Закончив ее, был принят вначале в труппу ЦТСА, а потом, наконец, и в труппу Художественного. Мало кто знает, что Баталов несколько лет подряд выходил на сцену МХАТа, но, увы, крупных ролей у него там не было, и вообще с театром как-то не складывалось. Зато вот с кино!.. 

После нескольких маленьких ролей, сыгранных Баталовым на "Мосфильме", он переезжает в Ленинград, где сниается в нескольких кинолентах. Так и делит 10 лет подряд жизнь свою между двух столиц. Но какую жизнь!

Каждый фильм становился успехом. Даже насквозь просоветская "агитка" "Большая Жизнь" и то событие советской киножизни. Что уж тут говорить о великой ленте Михаила Калатозова "Летят журавли", получившей Золотую Пальмовую ветвь в Каннах или о "Даме с собачкой" Иосифа Хейфица, в которой роль Гурова стала драматической вершиной Алексея Баталова. В 60-х он окончательно возвращается в Москву.

Кукла наследника Тутти, или ходил по канату Баталов в трико

И он уже не один. С ним – Гитана. Цыганка, танцовщица, циркачка, красавица! И не она ли вдохновила мужа-актера стать мужем-режиссером и экранизировать сказку Юрия Олеши "Три толстяка", ставшую одной из лучших картин для детей и для взрослых?.. Sapientisat, говорили древние – умному достаточно. И даже едва-едва проницательный зритель уже видел –   о  чём   на самом деле был этот фильм про полудетективные поиски куклы наследника Тутти (красивый и с прекрасной музыкой, блистательным актерским составом и яркими трюками), и кто эти три толстяка на самом деле. Цензура, хотя — как известно — всегда была дура, но тут долгое время не хотела выпускать картину, на съемки которой были затрачены огромные средства.

Первым экраном широкоформатный фильм прошел в кинотеатре "Мир", где публика, затаив дыхание, смотрела на то, как мускулисто-гуттаперчевый Тибул в обтягивающем трико, блистательно сыгранный Баталовым, безо всяких там дублеров ходит по канату. А его осиной талии с тех пор завидовали даже самые заправские гимнасты. 

Он же Баталов. 

Успех "Трёх толстяков" повторился лишь 15 лет спустя, когда Владимир Меньшов снял, впоследствии ставшее оскароносным, кино про то, как Москва слезам не верит. Там тоже пришлось потренироваться. Правда, куда меньше, чем для роли Тибула. Однако Гога, он же Гоша, он же Жора дрался ничуть не менее профессионально, чем Тибул на канате балансировал. А, впрочем, мы же помним – Баталов был перфекционист.

Великий перфекционист

Сняться в рекламе?.. Увольте, это не ко мне.

Один за другим Алексей Владимирович Баталов откладывает в сторону и предлагаемые ему сценарии худфильмов. Они не столько художественные, сколько…худые. Но он будет один за другим озвучивать мультфильмы, читать закадровые тексты и сниматься в документальном кино, ибо без творчества трудно. А в художественном появится лишь раз — у Эльдара Рязанова в ремейке "Карнавальной ночи", в 2006-ом году.  

Заядлый автомобилист, он почти каждый день будет проезжать — мимо нас с вами — в далёкое Медведково, во ВГИК, к любимым студентам. Сам уже давно ставший тем самым, из пантеона небожителей…

Сегодня он снова с ними, с теми, кто много-много лет тому назад благословили его. Поцелованный Богом, он ответил Ему своей жизнью. 

Как мог.   Верностью и трудом. Оптимизмом и светом. И глубокой верой в то, что жизнь нам дана не напрасно. Несмотря ни на что.

Ревизор.ру

Мы в Vkontakte                     Мы в Facebook                     Мы в Одноклассниках

Поделиться ссылкой:
Яндекс.Метрика