Извергает огонь и прилетает к тоскующим вдовам: Metro узнало, как славяне относились к драконам

Зелёный и деревянный символ года будет «править» следующие 12 месяцев. О сторожевом прошлом огнедышащих существ и встречах с ними вживую рассказал этнограф Дмитрий Баранов.

В славянской мифологии драконов не было, но были летающие и огнедышащие змеи.

Сторож миров

В русской культуре дракона как такового не существовало, но были иные его воплощения.

"Именно такого образа у славян не было. Из психологических ролей в русском фольклоре с ним наиболее сопоставим змей летающий. Это охранник между верхним и нижним миром. Он соединяет различные противоречивые мотивы. Природа его двойственна, но больше негативных коннотаций. Он обитает на границе и охраняет нашу реальность и тот мифический мир: мир мёртвых, иной мир", – рассказывает журналисту Metro заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея Дмитрий Баранов.

Самый яркий и всем известный представитель рептилии с крыльями – Змей Горыныч. "Горыныч – от слова гореть! Это самый прямой родственник дракона. Он дышит огнём, выпускает дым из ушей, может иметь несколько голов. У него есть хвост, когти, перепончатые лапы, – продолжает сотрудник музея. – Ну и место его обитания безжизненное. Там ни трава не растёт, ничего, как в пустыне. Вероятно, он является сторожем в иной мир, поэтому что зачастую его можно встретить у моста".

Идолище поганое

Чудовище из русских сказок и былин Чудо-Юдо также является близким родственником дракона. Из общих черт у них гигантские размеры, множество голов и "обжигающее" дыхание.

"Чудо-Юдо в былинах представляется либо идолищем поганым, либо каким-то змеем. Иногда у него появляется хобот, который является основным оружием. Правда, хоботом тогда называли и хвост. Ну, это действительно такой многоглавый дракон, который умеет дышать огнём и сжигает целые села. Чудо-Юдо может жить на дне морском или за рекой. Внешне напоминает морских чудовищ из античной мифологии или драконов, живущих под водой", – объясняет Дмитрий Баранов.

Негативное отношение к славянским собратьям дракона было и в церкви. К примеру, в житии святого великомученика Георгия Победоносца главный герой обезглавил змея, спасая от него Царевну. "Там у змея птичий клюв и крылья. Это архетипичный образ летающего змея", – добавляет эксперт.

И змей, и муж

Кстати, вера в летающих и огнедышащих змеев сохраняется по сей день. А некоторые современники говорят, что видели мифических существ вживую.

"Бабушки в деревнях Вологодской и Архангельской областей рассказывали, что видели их, – продолжает Дмитрий Баранов. – Говорят, что если вдова очень тоскует по мужу, то к ней является огненный змей, летает и превращается в мужа. До сих пор бабушки говорят, что змеи во время пожара могут перелетать через дом горящий, а ещё, что они могут за человеком гнаться. Змей летит по прямой, поэтому лучше вилять, петлять и бегать в лесу, тогда он в деревья врежется".

Что касается гороскопов, то у славян их не было, поэтому и примет, связанных с годом Дракона, тоже.

"Люди, которые читали книги, были знакомы с восточными знаками зодиака, но гороскопы не стали фактом народной культуры. Дракон – это сказочно-былинный образ. По большей части к крылатому змею было негативное отношение. Однако это образ двойственный, он символизирует вечную жизнь и обновление. А дракон – это источник мудрости", – говорит сотрудник Российского этнографического музея.

 

Газета Metro

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

Вникая в содержание. Чем опасен договор пожизненной ренты

85-летняя Нина Зарубина уже полгода ходит в суд, чтобы вернуть свою столичную двухкомнатную квартиру. Пенсионерка рискнула подписать договор пожизненной ренты.

Ряду граждан РФ начнут индексировать пенсии дважды

Член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб анонсировала индексацию страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров два раза в год .