Лена Игради. Перво-цвет
Каждый из нас хоть раз слышал о том, что «эволюция – это движение по спирали», но никогда не чувствовал этого движения. Когда же мы говорим о цикличности моды, мы не всегда понимаем, где произошел очередной поворот, что переосмыслено, а что сделано впервые. Но есть и хорошая новость: чтобы почувствовать длину гигантского витка той спирали, достаточно взять в руки привычную красную помаду.
Красный – это самый первый хроматический цвет, прирученный человеком. Трудно недооценить его силу: он проникает не только в холст, ткань и кожу, но даже в разные языки мира. Само слово «краска» - лучший тому пример. У этого цвета древняя история: например, с него начались первые химические опыты в истории человечества. Сухой порошок не так просто нанести на каменную стену пещеры, так что волей-неволей пришлось смешивать его с жиром или водой. В каждой стране мира есть свои источники натурального красного пигмента: гематит, краснозем, железняки – среди минералов, кошенильные червецы, моллюски, различные водоросли, марена и другие растения – в живой природе.
Выражение «красный-опасный» тоже вполне обосновано. Источники наиболее насыщенного пигмента почти всегда оказывались токсичными: красный свинец, киноварь, алкана, сангина и знаменитый французский вермильон (сульфид ртути) наносили серьезный вред не только кошельку, но и здоровью модников прошедших эпох. По иронии судьбы, именно этот цвет помогал создавать иллюзию здоровья и молодости на пострадавшей от химикатов коже.
Традиционный русский макияж изобиловал самыми разными оттенками красного – от крестьянского свекольного, натурального, до импортного французского, ртутного. Последний всегда сочетался с довольно токсичной сурьмой (аналог сажи для самых обеспеченных господ) и свинцовыми белилами, без которых красавице было стыдно показаться в свете. Почти вся готовая декоративная косметика была привозной диковинкой и желанным подарком. Макияж русских красавиц разного достатка создавался по одной и той же схеме, но сильно отличался расцветкой и текстурой: девушки из небогатых семей использовали дешевый и совершенно безвредный мел, уголь и свеклу. Но красными девицами в итоге были все: недаром даже у самого слова «красота» чувствуется цветной корень.
Не стоит забывать о том, как много народов населяет территорию нашей страны. На границе с Китаем красный акцент смещался со щек на глаза и губы, иногда им подчеркивали даже брови. Со стороны Монголии приходят другие веяния: здесь мы можем встретить по-настоящему воинственные, сакральные рисунки на лицах. Но все же при словах «русский национальный» мы представляем себе нетленный образ Инны Чуриковой из сказки «Морозко», и в каком-то смысле остаемся правы.
Многие из нас посмеиваются над «посконными» щеками-яблочками и суровыми черными бровями, считая их неактуальными и старомодными. Но давайте повнимательнее посмотрим на образы современных модных подиумов. Активный румянец (совсем недавно отгремело второе пришествие дрейпинга – скульптурирования лица румянами), суровые, гипертрофированные брови, алые губы, небрежно подведенные черным глаза (показ Balmain осень-зима 2017). Где-то мы все это уже видели, правда? Не обязательно соединять все элементы вместе, чтобы увидеть древние корни современного представления о прекрасном. Мы смотрим на моду, которая создается по ту сторону океана, и видим в ней часть своей истории.
Но и это еще не все: посмотрите, какие текстуры сейчас на пике моды. Это и минеральная косметика (привет, толченый красный мрамор, кремний и слюда), и кремовые текстуры – смесь пигмента, жирной основы и воска. Несколько тысяч лет отделяют один виток спирали эволюции от другого, но мы можем посмотреть вниз и увидеть предшественников современной модной косметики.
Сегодня на гребне волны так называемые продукты «мульти-юз» - кремовые средства для губ, щек и даже для век, которые представляются новинками. Но именно такими универсальными средствами «для всего» пользовались египтянки, гречанки, римлянки и француженки, русские красавицы и японские гейши. Макияж самых разных народов, культур и времен хранится и в наших с вами косметичках, смотрит на нас из новостных лент, проходит мимо нас на улице каждый день.
Вспомните об этом, покупая «новую» красную помаду. Каждый день мы прикасаемся к истории, и продолжаем создавать новую.