Не пропусти наши новости — используй время с пользой Подписаться

Главная страницаНовости«Отец». Не дай мне Бог сойти с ума

Искусство: «Отец». Не дай мне Бог сойти с ума

02.04.2021

В конце марта 2021 года на экраны онлайн-кинотеатров вышел британо-французский фильм «Отец» (The Father) с Энтони Хопкинсом в главной роли.

«Я люблю кино» расскажет, почему эту картину нельзя пропустить ни одному уважающему себя киноману.

«Отец» является экранизацией одноимённой пьесы модного французского драматурга Флориана Зеллера, опубликованной в 2012 году. При этом писатель выступил не только сценаристом, но и режиссёром фильма, хотя раньше никогда не снимал художественное кино (на его счету только одна документалка). Надо сказать, что дебют получился блестящим: картина будто бы поставлена зрелым мастером, для которого нет никаких секретов в профессии.

«Отец» повествует о жизни пенсионера (Хопкинс), постепенно теряющего память и рассудок. За стариком ухаживает его дочь (Оливия Колман), которая никак не может решиться отдать его в дом престарелых, хотя он мешает ей наладить собственную жизнь. Впрочем, это только одна из версий происходящего: мы наблюдаем за миром глазами героя Хопкинса и видим странную изменчивую реальность, не подчиняющуюся привычным нам законам. Так, его дочь внезапно меняет внешность (превращаясь в Оливию Уильямс), и так же стремительно меняются другие люди и обстоятельства в жизни несчастного старика. Главный герой вроде бы совершенно разумен, просто вокруг него — иррациональный, сюрреалистичный мир, как будто это сон или искусно сплетённый кем-то заговор.

«Отец» напоминает два других громких фильма последнего десятилетия: «Любовь» (Amour) Михаэля Ханеке, тоже рассказывающий о старении, и «Всё ещё Элис» (Still Alice) с Джулианной Мур, где исследуется тема болезни Альцгеймера. Правда, в отличие от этих двух картин, представляющих собой классические тяжеловесные драмы, лента Зеллера снята как увлекательный триллер. Стилистически она больше похожа на поздние «театральные» фильмы Романа Полански («Резня» и «Венера в мехах») или на английскую классику того же рода Sleuth (в русском переводе двух киноверсий известную как «Игра навылет» или «Сыщик»). При этом по содержанию «Отец» максимально серьёзен, достигая настоящих драматических глубин. Таким образом, Зеллеру удалось решить едва ли не главную задачу любого художника: совместить увлекательность формы и убедительность смысла.

Сценарий был написан автором пьесы специально для Энтони Хопкинса, и даже главного героя в нём зовут Энтони. Это придаёт происходящему ещё больше проникновенности. Хопкинс, которому на момент съёмок был 81 год, играет блестяще, но и другие актёры смотрятся не хуже, что лишний раз говорит нам о высоком уровне режиссуры.

«Отец» — практически идеальное кино, успешно препарирующее целый букет смежных человеческих фобий: постареть, сойти с ума, оказаться брошенным и никому не нужным или же, напротив, ухаживать за таким человеком, жертвуя собственной жизнью. Пожалуй, из такой ситуации есть только один правильный выход, и именно он показан в концовке — хотя Зеллер, как настоящий художник, и не даёт никаких рекомендаций, а просто фиксирует завораживающий конец света в одном отдельно взятом разуме, не забывая при этом напомнить, что существует и нечто большее.

Anews

Мы в Vkontakte                     Мы в Facebook                     Мы в Одноклассниках

Поделиться ссылкой:
Яндекс.Метрика