Не пропусти наши новости — используй время с пользой Подписаться

Главная страницаНовостиКак вырастить ребенка билингва: особенности воспитания и развития

Дети: Как вырастить ребенка билингва: особенности воспитания и развития

02.07.2021

Знание двух языков в современном обществе — практически необходимый минимум.

Поэтому детский билингвизм, когда малыш с рождения осваивает родную и иностранную речь, становится все более популярным.

КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКАМ

Если речь идет именно о билингвизме, то есть ситуации, когда ребенок - носитель двух языков, то чем раньше, тем лучше. Чем позднее второй язык вводится в общение, тем больше первый доминирует. После восьми лет шансы, что ребенок освоит, скажем, английский, как родной, стремятся к нулю.

Если родители (бабушки, дедушки) сами хорошо владеют иностранным языком, они могут использовать его для постоянного общения практически с рождения. В том случае, когда речь идет о специальном обучении, в том числе с носителями, то приступать к занятиям можно с трех лет.

КАК ВЫРАСТИТЬ БИЛИНГВА

Постоянное общение

Просто слушать речь, смотреть карточки, составлять паззлы недостаточно. Язык усваивается именно в процессе активной коммуникации с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, учителем, друзьями. Пассивный просмотр «развивающих» мультфильмов, прослушивание песенок нон-стоп также нужного результата не дадут. Для того, чтобы ребенок начал думать на иностранном языке, он должен его использовать в общении.

Полное погружение

Для овладения иностранными языками в раннем возрасте необходима не зубрежка слов и конструкций, а регулярное погружение в беспереводную среду. Для этой цели подходят как игры с родителями, так и занятия с носителями языка. Однако будь внимательна, ищи школу или онлайн-курсы, где тщательно подбирают преподавателей. Хороший учитель — достаточно харизматичный и вместе с тем эмпатичный человек. Он легко наладит доверительный контакт с учеником, и «погружение» пройдет на отлично. Посредственный «препод» не сможет разговорить «молчуна» и, напротив, будет способствовать возникновению психологического барьера.

Культурный код

Бывает, что дети отказываются от общения на иностранном, если в большинстве жизненных ситуаций (в детском саду, на улице, в магазине) они могут объясниться, используя родную речь. И это совершенно нормально: дети, согласно эволюционной парадигме, всегда идут по пути наименьшего сопротивления. Задача родителей в данном случае в том, чтобы сделать «слабый» язык значимым. В этом поможет формирование традиций использования второго языка, например, для семейных праздников. Позитивное подкрепление его использования на этаких «интернациональных вечеринках» должно принести свои плоды. Как вариант, составить двойной календарь праздников: православная и католическая Пасха, Хэллоуин и ночь на Ивана Купалу и т.п. Язык праздника выбирается по стране, которой он принадлежит.

Действуем сообща

Закрепить значимость иностранной речи проще, если найти в своем окружении такие же семьи, растящие детей-билингвов. Собираясь вместе на детских площадках, в кафе и т.д., можно расширить область применения второго языка. Тут ведь как — захочешь общаться, говори на английском (испанском, немецком)! Мотивация в чистом виде.

Прочь стеснение!

Веской причиной нежелания использовать для коммуникации слабый язык может быть негативная реакция окружающих, влиянию чего, к сожалению, зачастую поддаются и родители. Если ты сама стесняешься общаться с ребенком на иностранном языке вне дома, то он непременно это почувствует, и твоя скованность передастся ему. Стоит определиться, что важнее: то, как сиюминутно реагируют окружающие на незнакомую речь, или долгосрочные цели по усвоению второго языка.

Право на ошибку

Билингвы в юном возрасте склонны к смешанным высказываниям. В этом нет ничего страшного и экстраординарного. Ребенок может, например, применять «стратегию облегчения», то есть выбирать более легкие для произнесения слова. Но впоследствии все становится на свои места, при условии отсутствия давления со стороны родителей. Помни, малыш не должен тревожиться по поводу своих ошибок, иначе язык, в котором он чаще допускает промахи, может стать «слабым».

ДЕТИ-БИЛИНГВЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

На постсоветском пространстве бытовало заблуждение, что раннее изучение иностранной речи имеет свои минусы и при неправильном подходе может внести путаницу в жизнь ребенка, даже стать причиной речевых расстройств. На сегодняшний день не существует научных подтверждений тому, что слушание двух или более языков ведет к торможениям в развитии. Напротив, есть исследования, подтверждающие, что билингвизм положительно сказывается на сообразительности, быстроте реакции, логике. А психологи отмечают способность двуязычных детей выборочно обращать внимание на важную информацию в присутствии отвлекающих факторов. Пожалуй, не требует дополнительных объяснений тот факт, что изучение языков положительно влияет на музыкальный слух.

И, наконец, согласно авторитетным исследованиям, в будущем билингвам положена в среднем пятилетняя отсрочка от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера.

ИНТЕРЕСНАЯ ЦИФРА!

Институт Социологии в США подсчитал, что на сегодняшний день 43% населения Земли можно назвать билингвами. Как такое возможно? Согласно актуальным данным, большинство стран Азии богато диалектами, а Европа ведет активную языковую политику во имя всеобщей интеграции и глобализации. Скажем, встретить юного шведа, не говорящего по-английски, сегодня практически невозможно. А жители Швейцарии и вовсе поголовно говорят на трех-четырех языках!

Будь готова к тому, что воспитание билингва — марафон, который ты с ребенком пробежишь вместе. Вас ждет довольно длинный, но увлекательный маршрут!

Baltijas Balss

Мы в Vkontakte                     Мы в Facebook                     Мы в Одноклассниках

Поделиться ссылкой:
Яндекс.Метрика