На Урале инвалид собрал уникальную коллекцию огромных радиовертолетов

Квартира Александра Бляха в поселке Островное больше похожа на ангар для вертолетов. Они здесь повсюду: на полках, на полу и под потолком — висят на специальных креплениях. В коллекции уральского пенсионера 250 моделей, он собирал их два десятилетия. Его вертолеты — точные копии настоящих машин, пассажирских и военных. Есть среди них и крошечные, размером с ладонь, и огромные — под метр в длину. Но главное — каждый аппарат на ходу, в любой момент может подняться в воздух.

Александр Иванович с детства мечтал стать пилотом. Он вырос в Казахстане, в небольшом поселке рядом с аэродромом, где каждый мальчишка грезил небом. Казалось, его судьба предопределена. Получив аттестат, выпускник отнес документы в школу ДОСААФ, после которой хотел поступать в летное училище. И даже совершил несколько прыжков с парашютом, чтобы наверняка взяли. Но неожиданно для себя и родных не прошел медкомиссию.

— В школе сказали, что у меня слабое сердце. В левом желудочке что-то нашли и написали, что я не годен. Это был настоящий удар. Я просто месяц лежал, как труп. Не понимал, как и зачем мне дальше жить, — вспоминает Александр Блях. — В итоге я стал танкистом, попал в Афганистан и там получил контузию. Потом служил в Березовском и ушел из армии прапорщиком в запасе.

Любовь к авиации за годы службы ничуть не ослабла. Уже в зрелом возрасте мужчина впервые попробовал управлять вертолетом — купил радиомодель в торговом центре для развлечения. И с пультом в руках вдруг почувствовал себя как за штурвалом.

— Принцип управления радиовертолетом схож с управлением настоящим. Каждое твое движение стиком задает движение модели, — рассказывает Александр Иванович. — Но главное — это эмоции. Это такой выплеск адреналина. После полета у меня руки и ноги дрожат. Эйфория какая-то вот внутри, всплеск энергии идет. И легкая такая дрожь.

Если бы не его вертолеты, Александр Иванович уверен, он давно бы оказался в инвалидной коляске. Пенсионер плохо ходит, у него коксартроз — заболевание, которое разрушает тазобедренные суставы. И сахарный диабет. Но, несмотря на диагнозы, он каждый раз находит силы выйти во двор, чтобы запустить свои вертолеты. Единственное, что может ему помешать, — нелетная погода.

— Как и у настоящих вертолетов, здесь всё зависит от погодных условий. Но если на улице обычный ветер, то для моих моделей это всё равно что ураган. А в ураган никто не летает, — говорит Александр Иванович. — В полете главное, чтобы никто не отвлекал. А еще у меня есть одна аномальная зона — это береза во дворе. Вот если я приближаюсь к ней при вираже — всё, просто вертолет отключается и планирует. Я стараюсь туда не подлетать.

Часто вертолеты попадают к Александру Бляху после авиакатастроф. Новые модели стоят целое состояние, поэтому он покупает их битыми с рук. Копия французского вертолета «Лама» вообще пришла к нему грудой железа — прежний владелец не справился с радиоуправлением. А фюзеляж итальянского Agusta-119 Koala погнули еще на складе. Пришлось выправлять. В вертолетостроении мужчине помогает опыт работы с электрооборудованием. Он много лет трудился техником-электронщиком на свердловских предприятиях. Запчасти для ремонта Александр Иванович заказывает на специальных сайтах и покупает на пенсию. Модели ему дороже любых денег. И не только.

В мае, когда его поселку угрожал природный пожар, а жителей автобусами вывозили в безопасную зону, коллекционер отказался эвакуироваться без экспонатов. И остался с ними в деревянном доме.

— Я отправил жену, а сам остался, готов был до последнего бороться. Всё так резко, неожиданно произошло, я не успел подготовиться. Если б сгорел — то только с вертолетами. Я не могу без них. Вот сейчас отнять их у меня — и я умру, начну болеть, — говорит Александр Иванович.

Больше всего пенсионера волнует, что дело его жизни вымирает. Молодежь в Островном не интересуется авиамоделями. Александр Иванович пробовал «заразить» полетами соседских детей и даже вел кружок в местной школе, но его вскоре закрыли. Сейчас он обучает подростков управлять квадрокоптером с помощью программы-симулятора. А в гости к нему приезжают туристы из других городов — он водит экскурсии по квартире. Коллекционер мечтает когда-нибудь открыть настоящий музей вертолетов. Но пока это только полет его фантазии.

 

e1.ru

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

28.12.2024
Отношения
Ему - 74, а она почти на 40 лет младше: удивительная история счастливого брака из крохотного уральского городка

Обозревать «КП» Ворсобин посетил семью, в которой разница в возрасте у супругов почти 40 лет.

27.12.2024
Люди
«Мы тогда вели себя более целомудренно» — 85-летняя Инга Кандакова о Москве 1950-х

Свое детство 85-летняя москвичка, инженер-проектировщик ЦНИИ ПСК Инга Прокофьевна Кандакова (Гуреева) провела в деревянном доме по адресу улица Беговая, 101а. Здание было рассчитано на пять квартир с отдельными подъездами, двери которых выходили прямо на Центральный Московский ипподром.