Самый спортивный дедушка страны. В 87 лет пробегает по 10 км и не жалуется на здоровье

Ему 87 лет. Из них он бегает больше 60: раньше марафоны, теперь дистанции покороче. Покороче — в его понимании. «Десятка — это для меня нормально, ее я минут за 50—60 пробегаю», — улыбается. Летом бег, зимой — лыжи. В общей сложности он, наверное, добежал бы уже до луны, но на здоровье не жалуется и на все вопросы отшучивается, что не собирается завязывать. Это его способ жить и всякий раз оказываться сильнее: проблем, обстоятельств, самого себя.

Леонид Васильевич Куркович живет в Новополоцке, и он — самый спортивный дедушка страны.

«Бежал как получалось»

Леонид Васильевич родом из-под Борисова. Закончил 7 классов, после чего отучился на каменщика и в 1958 году приехал в Полоцк, где начиналось строительство нефтеперерабатывающего завода. С ним он оказался связан накрепко: сначала строил, одновременно обучаясь на нефтепереработчика, потом участвовал в запуске и проработал там до самого выхода на заслуженный отдых. Он был у истоков, на его глазах вокруг предприятия вырос город Новополоцк, где мужчина и обосновался.

— В свободное время — а его было очень немного — мы начали заниматься спортом. Никто особо не агитировал. Тогда же не было столько развлечений, как теперь, и это было сродни самодеятельности. В те годы у нас были строительные бригады, вот мы и занимались тем, кто во что горазд: кто в футбол, кто в волейбол. У меня бегать получалось — вот я и бегал, — вспоминает Леонид Васильевич. — В 1960 году, в августе, помню, состоялся у нас первый пробег ко Дню строителя. Много было энтузиастов. Трасса тогда проходила из Полоцка в поселок нефтестроевцев, который потом и стал Новополоцком. И так случилось, что я занял первое место. Потом были и другие забеги — в 1961, в 1962 годах, — я становился призером. Так оно и пошло.

— Почему именно бег? Природная расположенность какая-то?

— Природная расположенность должна быть, но сначала тяга возникает неосознанно. Потом уже начинаешь переосмысливать все, замечаешь, что больше нравится, ищешь свой путь. Я сейчас говорю именно о спорте, потому что, например, в работе все по-другому. Там нет таких амбиций, а в спорте всегда присутствует соревновательный дух, он влечет, от этого никуда не денешься.

— А как говорят, дескать, главное не победа, а участие?

— Ерунда! Каждый участник, если он вышел на старт, стремится победить. И пока никто не финишировал, ты не проиграл, ты борешься — это такой девиз у меня, — вспыхивает азартом собеседник.

Дедушка рассказывает, что нашел себя именно на длинных дистанциях, бегал марафоны:

— Особой методики тренировок не было, все познавалось на собственном опыте. Бежал как получалось. Вот это легкое, полушутливое отношение становится недоступным теперешним спортсменам-любителям, которые, возможно, слишком серьезно подходят ко многим вещам.

— Какая-то специальная форма в те времена была? Кроссовки?

— Кроссовки? — со смехом переспрашивает Леонид Васильевич. — Бегали в тапочках обыкновенных (имеется в виду скорее некий вариант легкой обуви на шнуровке. — Прим. Onlíner), шаровары были. Кто в футбол бегал — у того были майка и трусы. В общем, что носили — то и шло в ход, приспосабливались.

«Тяжело? А как же, очень тяжело. Но собираешься»

В 1983 году мужчина бежал Московский международный марафон мира на олимпийской трассе.

— Нас собралась группа новополочан — 12 человек. Мы готовились, подали заявку, нас пригласили. И мы пробежали этот марафон — 42 километра 195 метров, старт и финиш были в «Лужниках», — вспоминает собеседник.

— Многие бегают по молодости. А до 90 лет добежать — это каково?

— В жизни бывает так: нужно принять какое-то решение. И я для себя понял, что лучшее, что я могу сделать для укрепления своего здоровья, — это физкультура, спорт. И это со школы началось: бегали, соревновались. Постепенно пришло понимание, что это мое. Всегда же вокруг были и те, кто придерживался иного образа жизни, но я этого сторонился. Полюбил книги, много читал. Каким-то образом книги помогли мне воспитать в себе более серьезный подход к жизни. А спортивные соревнования — это постоянное преодоление себя. Мне это интересно.

Тяжело? А как же, очень тяжело. Думаешь, зачем это нужно, можно же отдохнуть. Но собираешься: нет, я смогу.

— А были моменты, когда думалось: все, устал, ну его?

— Да почти на каждой дистанции возникает такой момент. Если кто-то говорит, что ему легко — не верьте. На дистанции всегда преодолеваешь себя, а это напряжение. Но кого в спорте это останавливает?

«У меня проблем со здоровьем нет. Возраст — это моя единственная помеха»

Этого дедушку, похоже, ничто не в состоянии остановить: ни врачи, ни погода. Он круглый год на дистанции. — Когда проводятся соревнования, то на них у людей моего возраста всегда требуют медицинское разрешение. За ним приходится идти в поликлинику. А так-то я туда особо не хожу. Но тут надо. Приду, мне давление померяют. Говорят мне: «Леонид Васильевич, а не пора ли?..» В смысле заканчивать с бегом. Но я не поддаюсь, отвечаю: «Нет, не пора. Если я остановлюсь — буду вашим клиентом в поликлинике», — уверен собеседник. Он говорит об этом с юмором и в то же время всерьез:

— Я их понимаю: никто не хочет брать на себя ответственность. Все же думают как: вдруг он побежит и умрет? Но если мы будем постоянно думать об этом, то мы в таком возрасте никого не соберем, особенно в беге. У меня особых проблем нет. Возраст — это моя единственная помеха. — А давление, пульс — неужели никаких жалоб? — Давление 150 на 80 — это мое нормальное давление. Пульс во время бега — до 200 могу выдержать, а в среднем где-то 130—135 рабочий для меня. А в покое 60, даже чуть ниже.

Есть такое расхожее мнение, что предельный пульс для человека рассчитывается так: 220 минус возраст. Очевидно, что для вечного марафонца это неподходящий метод расчетов. Он и рассуждает как подготовленный спортсмен: анализирует, рассказывает, что начинаешь бегать с одним пульсом, а с лучшей подготовкой организм адаптируется: частота сердечных сокращений снижается, а скорость, ритм остаются теми же. На руке у дедушки умные часы, которые и помогают отслеживать пульс во время забегов.

— Они у меня уже больше пяти лет. Никто не рассказал, я сам про них узнал, — удивляется вопросу Леонид Васильевич.

— Предположу, что многие бабушки и дедушки не в курсе, что есть такие штуки.

— Ну я себя иначе ощущаю, — снова смеется он.

Бросается в глаза и то, как Леонид Васильевич одет — с явным пониманием того, что нужно и что удобно.

— Суставы меня не беспокоят. У меня же вес небольшой — я 55 кг вешу, нагрузка на суставы небольшая при беге. К тому же я всегда слежу за обувью — она должна быть амортизирующей. Плюс у меня есть специальные амортизирующие стельки, — добавляет дедушка.

Одна из любимых дистанций — «Языльская десятка», национальный фестиваль бега.

— Там собираются и бегуны, и не только — все, кому это интересно. Соревнования проводятся в последнее воскресенье сентября в Старых Дорогах. Так получилось, что я неоднократный призер этих стартов. Десятка для меня — нормально, ее я минут за 50—60 пробегаю. А это же уже осень в разгаре, дожди. Еще ни разу сухо не было: или на старте будет капать, или на финише. Но я дождя не боюсь. Когда дождь или, наоборот, жара — тогда злее, — в этой фразе чувствуется спортивный азарт.

Свое долголетие Леонид Васильевич объясняет тем, что не концентрируется на негативном. Очевидно, что для него это жизненный принцип в целом, а бег — составляющая этого подхода:

— Проблемы всегда будут. Когда обращаешь внимание на проблемы — они прогрессируют. А когда их стараешься преодолевать — они отступают. Ты побеждаешь проблемы!

«Это моя задача — пропаганда здорового образа жизни»

При этом отношение к спорту и к работе во многом совпадают, но именно свой трудовой путь Леонид Васильевич считает главным достижением в жизни. — Я же не профессиональный спортсмен, я любитель. Поэтому на первом месте для меня всегда была трудовая деятельность, я увлекся своей работой. За все время с десяток установок запустил на нефтеперерабатывающем заводе, у меня это получалось. Я мог принимать оперативные решения, когда это требовалось — все-таки производство есть производство. Меня приглашали на пуски новых объектов. Награждали за освоение новых мощностей, за внедрение новой техники, я ударник 9-й пятилетки, победитель соцсоревнований, — перечисляет дедушка.

Возможно, выход на пенсию не был таким уж простым событием для человека, настолько преданного своему делу. Зато появилось больше времени для спорта, спорт стал той опорой, которая была необходима.

— Это моя задача — пропаганда здорового образа жизни. Я же вижу, что люди на меня смотрят. И каждый примеряет на себя: он сам в таком возрасте так сможет? И это дает мне стимул. Мне уже не так важно, какое место я займу, уже нет таких амбиций. Меня теперь привлекает участие, я показываю другим: ребята, не останавливайтесь, вы можете. Чем вы хуже меня, старика?

— Что вы скажете о современной молодежи? У нее теперь много вариантов, чем заняться, не все находят время на спорт.

— Ленивый всегда найдет причину, — смеется Леонид Васильевич. — Но на соревнованиях я вижу очень много молодых людей: они хотят заниматься. А вот людей моего поколения очень мало. Но мое поколение многое пережило, прошло через трудные, экстремальные периоды истории. А теперь наступило время, когда можно дышать полной грудью: пожалуйста, работай, занимайся, находи себя.

Нет жесткого распорядка и нет диеты Леонид Васильевич любит бегать днем, после 11 часов.

— Я пробовал разное время, — говорит он. — Но вечер для меня не подходит, потому что близко ко сну. А слишком рано организм тоже еще в ритм не вошел, нагружать его не очень приятно. Поэтому лучше всего с 11 до 15: кто-то говорит, что жарко, но я быстро адаптируюсь.

— Выходит, у вас свой распорядок дня?

— Какого-то жесткого распорядка нет. Только ложиться спать я стараюсь по времени — не позже 22 часов. И около 5 часов утра встаю. Это занимает где-то полчаса. У меня есть свой набор упражнений, которые я делаю каждое утро, лежа в постели. Это индивидуальный момент, что-то вроде физзарядки.

— А диета? Спортсмены же считают всякие калории.

— Ну нет, никакой диеты я не придерживаюсь: что вкусно — то и ем! И вот так до глубокой осени я и бегаю. А в октябре уже начинается лыжный сезон — я начинаю работать с палками. Я же участник всех лыжных мероприятий. А заканчиваются лыжи — снова начинается бег.

Дедушка много смеется и ни на что нам не жалуется: ни на пенсию, ни на какие-то трудности. Избегает личных тем. И ведь понятно, что трудности есть — не может не быть. Но это философия спортсмена — преодолевать. Жизнь — его старт, и он остается на дистанции, стараясь быть примером во всем.

— Все жизненные проблемы каждый создает для себя сам. А если поступать правильно, то никаких проблем быть не должно, — считает Леонид Васильевич.

«Никогда не поздно начать сначала»

— Я не звезда спорта, я подвижник физкультурно-оздоровительного движения, а это категория нравственная, я пропагандирую активный образ жизни. Бег, спорт — это мое второе я. Когда я выхожу на старт, то становлюсь совсем другим, я преображаюсь, готовлюсь к преодолению — это мне нравится. А после того как приходишь к финишу, наступает облегчение, радость свершения, — говорит Леонид Васильевич Куркович, вечный марафонец.

— Никогда не поздно начать что-то сначала, это дает жизненные силы. Начни, и ты преобразишься, у тебя появится стимул — в любом возрасте так.

 

Onliner.by

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

60-летняя женщина продала дом, чтобы увидеть все страны мира

Каждый год туристка на пенсии посещает около тридцати государств.

24.12.2024
Увлечения
Новосибирская пенсионерка снова создала во дворе новогоднюю инсталляцию из снега

Настоящая сказка на улице Зорге начинается с первыми сугробами. В одном из дворов вырастают снежные скульптуры зайцев, медведей, драконов. Создает их активная пенсионерка Галина Тюрина.

23.12.2024
Люди
Работала до 80 лет: секрет долголетия 100-летней врача-лаборанта и ее супердиета

Леонида Иосселиани всегда чувствовала себя нужным человеком.