Татьяна Разумовская. Ленинградские скульпторы-игрушечники
В послевоенные годы производства игрушек в СССР практически не было. Были довоенные плюшевые мишки, где они сохранились. Были изделия народных промыслов.
Группа скульпторов Мухинского училища, выпуск 1953 года. Верхний ряд, слева первая, Эля Сылова, третья Марьяна Мотовилова. Средний ряд, третий слева Лев Разумовский
Когда папа закончил Мухинское художественное училище и пришел работать на Ленигрушку в 1953, там всем производством заправлял техник Виктор Павлович. Он с неодобрением смотрел на молодого скульптора, который произносил всякие дурацкие слова: модель, образ, форма, стилизация, игровой момент.
- Да зачем всё это надо? – не выдержал он. – Вот я взял Горького, бороду ему прилепил, шапку надел – вот такой Дед Мороз получился! Папа с наслаждением выслушал об этом методе и сказал:
- Виктор Палыч, а ты – дурак! Взял бы Карла Маркса, ничего бы и менять не пришлось.
Папа работал в игрушке долгие годы, создал около ста моделей, более семидесяти из них было в производстве. А потом затащил в игрушку своих друзей-скульпторов. И каждый из них создал в игрушке свой уникальный стиль, свою узнаваемую манеру. Эти игрушки продавались по всему Союзу, дети многих поколений в них играли, но никто не знал имен их авторов – как-то это было не принято. Отношение было такое, что игрушка – это что-то несерьезное.
Сегодня все эти игрушки, давным давно не выпускающиеся, стали музейной редкостью, за ними гоняются коллекционеры.
Дарья Соболева, петербургский историк и реставратор игрушки, написала несколько монографий об этих скульпторах, создателях особого направления в искусстве – ленинградской игрушки.
Как создается игрушка? Сначала художник ее придумывает, рисует эскизы. Игрушка должна быть не только занятной, интересной для ребенка, но и безопасной – без острых углов или мелких деталей, которые малыш мог бы отломать и проглотить. И еще нужно учитывать возможности производства: материалы, цвета, и чтобы не была сложна в сборке. Потом игрушка лепится из пластилина. С пластилиновой модели снимается форма, делается гипсовый отливок, раскрашивается и одевается, если требуется одежда. И после утверждения на худсовете игрушка поступает в производство. Там художник тоже контролирует процесс, разрабатывает с механиком устройство, если это требуется, уточняет с модельерами детали одежды.
Немного об этих авторах, замечательных художниках, выпускниках Мухинского училища (ЛВХПУ), чьи имена, к сожалению, знают сегодня только узкие специалисты. А для меня они – близкие люди, друзья дома.
Лев Разумовский ( 1926-2006), скульптор, живописец, график, медальер, писатель. Воевал, потерял руку на фронте. Оставил след в самых разных областях искусства, пять его скульптур приобрел Русский музей. Игрушка – важная часть его творчества.
Марьяна Мотовилова (1929- 2012) — советский скульптор, художник детской игрушки. Ребёнком в войну потеряла близких и с детским домом отправилась в эвакуацию. Работала по преимуществу в игрушке, у нее свой, «девочковый» стиль. Все ее куклы-девочки разного возраста и характера, каждая иная. Многие ее куклы шли на экспорт, за них она была награждена орденом Трудового Красного знамени.
Наталья Тыркова (1928-2015) – художник декоративно-прикладного искусства, график, скульптор, член Санкт-Петербургского Союза художников, автор более двухсот моделей анималистических игрушек, выпускавшихся многотысячными тиражами на предприятиях Ленинграда. Во время блокады, девочкой, работала на заводе, вытачивала детали для «Катюши». Получила медаль «За оборону Ленинграда» После войны Наташу выгнали с третьего курса Академии художеств за то, что она рисовала и лепила исключительно животных. Потом она закончила Муху и была одним из лучших российских анималистов. Занималась садово-парковой скульптурой, фарфором, стеклом, акварелью. И очень много – игрушкой.
Эля (Аэлита) Сылова (1928–2003)- художник, скульптор анималист, член Союза художников СССР. Родилась в Ленинграде, пережила блокаду, потеряла близких. Была замечательным анималистом, работала в стекле, фарфоре, металле. И в игрушке – ее работы отличаются особым изяществом.
…Мне кажется, что эти художницы, у которых война отняла и родных, и детство, занимаясь игрушкой, возвращали себе часть утраченного…
Лев Сморгон (1929) Оставила его напоследок, поскольку он жив и работает, дай бог ему здоровья и еще многих лет. Блестящий скульптор, живописец, график. Успешно работал во всех жанрах искусства. Автор почти сотни игрушек, выпускавшихся массовыми тиражами на территории СССР.
Я уверена, что многие узнают тут игрушки своего детства!