Икона стиля: художница Елена Ахвледиани

Ее картинами восхищались Пикассо, Модильяни и Синьяк, В ее студии собирались самые талантливые люди своего времени – от грузинских авангардистов до Святослава Рихтера, игравшего для ее гостей на фортепиано Steinway, и сегодня стоящем на том же месте. Живя на Монмартре, она писала монастыри, затерянные в кахетинских долинах.

Сегодня Елена Ахвледиани считалась бы иконой феминизма. Но от политической повестки она была так же далека, как от традиционных ожиданий общества – семьи и детей. Все, что интересовало художницу, – это искусство.

Елена Ахвледиани никогда не вела дневников, вслед за Климтом полагая: все, что необходимо знать о художнике, можно найти в его картинах. Все, что сегодня известно о ней, мы знаем с чужих слов. Чаще других в воспоминаниях друзей и коллег можно встретить слова «резкая», «несговорчивая», «безапелляционная».

Вот что писала о ней актриса Елена Гоголева, работавшая с режиссером Котэ Марджанишвили и Еленой Ахвледиани времен ее театрального периода: «Вот тут-то я и сдружилась с этой удивительной Элечкой. Почему-то все так и звали Елену Дмитриевну Ахвледиани, хотя она была совсем не девочка. Высокая, худая, с копной волос, уже тогда с большой проседью, скорее некрасивая и совершенно не заботящаяся о своей внешности, она была резка и в своих движениях, и в своих суждениях. Женщина с пронзительными глазами. Она говорила низким голосом, отрывистыми фразами, и было непонятно, то ли она не в духе и сердится, то ли это просто ее манера разговора».

С фотокарточек на нас смотрит молодая женщина с прямым, порой чуть насмешливым лицом, в строгих нарядах, часто в мужском стиле. Вероятно, отсутствие кокетства и стремления следовать за модой выглядели весьма экстравагантно для начала ХХ века, хотя уже тогда и не были столь редки.

И стиль одежды, и стиль жизни Елены Ахвледиани был далеко впереди своего времени. Возможно, поэтому сегодня, век спустя, он выглядит таким современным – любой из снимков периода 20-30-х годов мог бы украсить страницы глянца образца 2020-го.

В книгах и биографических очерках невозможно найти ни одного упоминания о романах художницы – кажется, кроме картин и работы в театре, ее действительно ничего не интересовало. Впрочем, сочетание волевого и резкого характера, мужских элементов костюма и отсутствие какой бы то ни было личной жизни (которую, как известно, невозможно скрыть в таком городе как Тбилиси) неизбежно породили слухи о гомосексуальности художницы.

«Строптивость, порой грубость – это внешнее в ней, а сама она необыкновенно взыскательный художник, бескомпромиссный, правдивый человек. Жила она одна, женщина-холостяк. Я так и не знаю ее личной жизни. Был брат, семья брата. Но никогда Эля не говорила о своих семейных делах. Искусство, театр – эти интересы ее жизни я знала»

Елена Гоголева

Огромное место в жизни художницы занимала дружба. Ее небольшая квартира-студия на улице Киачели всегда была полна самыми удивительными людьми, а на антресолях несколько лет жил студент-архитектор, который в поисках жилья случайно забрел к Ахвледиани. Она опекала его и строго контролировала учебу.

«Всегда принципиальная, бескомпромиссная Елена внешне выглядела беззаботной, но, заговорив, можно было заметить удивительную теплоту и сострадание в ее глазах»

Шалва Малхазишвили, автор воспоминаний о Елене Ахвледиани

«Елена – одна из моих любимых художников – прямой, честный человек, который всегда о ком-то заботится и помогает кому-то. Она не любит много говорить. Ее студия находится неподалеку от моего дома. Сама она живет в студии, одна. Сфера ее интересов – только искусство. Она безмерно любит музыку, не пропускает ни одного важного концерта, ей интересна грузинская музыка, а главное, у нее отличный вкус. Как художник-мыслитель она чрезвычайно современна»

Композитор Алекси Мачавариани

После нескольких лет стажировок и жизни в Европе – сначала в Италии, а затем в Париже вместе с художниками Магалашвили, Какабадзе, Гудиашвили, которые оказали заметное влияние на творчество Ахвледиани того периода, – в 1927 году художница возвращается в Грузию и проводит сразу несколько выставок в Телави и Кутаиси. После одной из них к ней обращается режиссер Котэ Марджанишвили с предложением поработать с ним над спектаклем. Не имевшая до этого опыта в качестве художника театра, Елена начала отказываться, но Марджанишвили, славившийся своим острым глазом на молодые таланты, не стал слушать возражения. Дал пьесу. «Прочти внимательно. Мне нужны твои мысли, а думать для художника – значит рисовать. Через неделю принеси эскизы. Определенно нужна только заводская дверь, остальное решай сама».

Так начался роман художницы с театром, длившийся почти всю жизнь – Ахвледиани оформила свыше 60 спектаклей в театрах СССР. Марджанишвили дал молодой художнице полную свободу и никогда не давил, даже если был недоволен, и она отвечала ему благодарностью и преданной дружбой.

В 2017 году Елена Ахвледиани была названа «Иконой стиля» Tbilisi Fashion Week: на закрытии Недели моды показали перформанс, посвященный стилю художницы в разные периоды ее жизни – признание самобытности, таланта и харизмы женщины, без работ которой невозможно представить себе ни архитектуры, ни природы Грузии, это еще одно доказательство ее абсолютной актуальности в наши дни.

По свидетельствам современников, Ахвледиани отличалась безапелляционностью суждений, всегда говорила что думает, не глядя на чины и должности, чем часто себе вредила. Несмотря на это, в послевоенные годы художница много ездила и по советским республикам, и по Европе – в этот период появляется множество городских пейзажей, значительно отличавшихся по настроению от грузинских.

«Я хочу специально сказать о душевности Елены Ахвледиани, сказать о ее сердце, которое скрывалось под внешней суровостью характера. Вероятно, мало кто знал, как она откликалась на нужды и просьбы даже мало знакомых ей людей. А с каким искренним, большим сочувствием относилась к горю людей, потерявших своих близких. Я была этому свидетельницей и хочу, чтобы об этом знали все. Сейчас Елены Ахвледиани уже нет с нами. В доме, где она жила, открыт музей, в котором собраны ее лучшие полотна»

Елена Гоголева

Отдельной любовью художницы были снежные пейзажи.

SOVA

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

60-летняя женщина продала дом, чтобы увидеть все страны мира

Каждый год туристка на пенсии посещает около тридцати государств.

24.12.2024
Увлечения
Новосибирская пенсионерка снова создала во дворе новогоднюю инсталляцию из снега

Настоящая сказка на улице Зорге начинается с первыми сугробами. В одном из дворов вырастают снежные скульптуры зайцев, медведей, драконов. Создает их активная пенсионерка Галина Тюрина.

23.12.2024
Люди
Работала до 80 лет: секрет долголетия 100-летней врача-лаборанта и ее супердиета

Леонида Иосселиани всегда чувствовала себя нужным человеком.