Икона стиля: художница Елена Ахвледиани
Ее картинами восхищались Пикассо, Модильяни и Синьяк, В ее студии собирались самые талантливые люди своего времени – от грузинских авангардистов до Святослава Рихтера, игравшего для ее гостей на фортепиано Steinway, и сегодня стоящем на том же месте. Живя на Монмартре, она писала монастыри, затерянные в кахетинских долинах.
Сегодня Елена Ахвледиани считалась бы иконой феминизма. Но от политической повестки она была так же далека, как от традиционных ожиданий общества – семьи и детей. Все, что интересовало художницу, – это искусство.
Елена Ахвледиани никогда не вела дневников, вслед за Климтом полагая: все, что необходимо знать о художнике, можно найти в его картинах. Все, что сегодня известно о ней, мы знаем с чужих слов. Чаще других в воспоминаниях друзей и коллег можно встретить слова «резкая», «несговорчивая», «безапелляционная».
Вот что писала о ней актриса Елена Гоголева, работавшая с режиссером Котэ Марджанишвили и Еленой Ахвледиани времен ее театрального периода: «Вот тут-то я и сдружилась с этой удивительной Элечкой. Почему-то все так и звали Елену Дмитриевну Ахвледиани, хотя она была совсем не девочка. Высокая, худая, с копной волос, уже тогда с большой проседью, скорее некрасивая и совершенно не заботящаяся о своей внешности, она была резка и в своих движениях, и в своих суждениях. Женщина с пронзительными глазами. Она говорила низким голосом, отрывистыми фразами, и было непонятно, то ли она не в духе и сердится, то ли это просто ее манера разговора».
С фотокарточек на нас смотрит молодая женщина с прямым, порой чуть насмешливым лицом, в строгих нарядах, часто в мужском стиле. Вероятно, отсутствие кокетства и стремления следовать за модой выглядели весьма экстравагантно для начала ХХ века, хотя уже тогда и не были столь редки.
И стиль одежды, и стиль жизни Елены Ахвледиани был далеко впереди своего времени. Возможно, поэтому сегодня, век спустя, он выглядит таким современным – любой из снимков периода 20-30-х годов мог бы украсить страницы глянца образца 2020-го.
В книгах и биографических очерках невозможно найти ни одного упоминания о романах художницы – кажется, кроме картин и работы в театре, ее действительно ничего не интересовало. Впрочем, сочетание волевого и резкого характера, мужских элементов костюма и отсутствие какой бы то ни было личной жизни (которую, как известно, невозможно скрыть в таком городе как Тбилиси) неизбежно породили слухи о гомосексуальности художницы.
«Строптивость, порой грубость – это внешнее в ней, а сама она необыкновенно взыскательный художник, бескомпромиссный, правдивый человек. Жила она одна, женщина-холостяк. Я так и не знаю ее личной жизни. Был брат, семья брата. Но никогда Эля не говорила о своих семейных делах. Искусство, театр – эти интересы ее жизни я знала»
Елена Гоголева
Огромное место в жизни художницы занимала дружба. Ее небольшая квартира-студия на улице Киачели всегда была полна самыми удивительными людьми, а на антресолях несколько лет жил студент-архитектор, который в поисках жилья случайно забрел к Ахвледиани. Она опекала его и строго контролировала учебу.
«Всегда принципиальная, бескомпромиссная Елена внешне выглядела беззаботной, но, заговорив, можно было заметить удивительную теплоту и сострадание в ее глазах»
Шалва Малхазишвили, автор воспоминаний о Елене Ахвледиани
«Елена – одна из моих любимых художников – прямой, честный человек, который всегда о ком-то заботится и помогает кому-то. Она не любит много говорить. Ее студия находится неподалеку от моего дома. Сама она живет в студии, одна. Сфера ее интересов – только искусство. Она безмерно любит музыку, не пропускает ни одного важного концерта, ей интересна грузинская музыка, а главное, у нее отличный вкус. Как художник-мыслитель она чрезвычайно современна»
Композитор Алекси Мачавариани
После нескольких лет стажировок и жизни в Европе – сначала в Италии, а затем в Париже вместе с художниками Магалашвили, Какабадзе, Гудиашвили, которые оказали заметное влияние на творчество Ахвледиани того периода, – в 1927 году художница возвращается в Грузию и проводит сразу несколько выставок в Телави и Кутаиси. После одной из них к ней обращается режиссер Котэ Марджанишвили с предложением поработать с ним над спектаклем. Не имевшая до этого опыта в качестве художника театра, Елена начала отказываться, но Марджанишвили, славившийся своим острым глазом на молодые таланты, не стал слушать возражения. Дал пьесу. «Прочти внимательно. Мне нужны твои мысли, а думать для художника – значит рисовать. Через неделю принеси эскизы. Определенно нужна только заводская дверь, остальное решай сама».
Так начался роман художницы с театром, длившийся почти всю жизнь – Ахвледиани оформила свыше 60 спектаклей в театрах СССР. Марджанишвили дал молодой художнице полную свободу и никогда не давил, даже если был недоволен, и она отвечала ему благодарностью и преданной дружбой.
В 2017 году Елена Ахвледиани была названа «Иконой стиля» Tbilisi Fashion Week: на закрытии Недели моды показали перформанс, посвященный стилю художницы в разные периоды ее жизни – признание самобытности, таланта и харизмы женщины, без работ которой невозможно представить себе ни архитектуры, ни природы Грузии, это еще одно доказательство ее абсолютной актуальности в наши дни.
По свидетельствам современников, Ахвледиани отличалась безапелляционностью суждений, всегда говорила что думает, не глядя на чины и должности, чем часто себе вредила. Несмотря на это, в послевоенные годы художница много ездила и по советским республикам, и по Европе – в этот период появляется множество городских пейзажей, значительно отличавшихся по настроению от грузинских.
«Я хочу специально сказать о душевности Елены Ахвледиани, сказать о ее сердце, которое скрывалось под внешней суровостью характера. Вероятно, мало кто знал, как она откликалась на нужды и просьбы даже мало знакомых ей людей. А с каким искренним, большим сочувствием относилась к горю людей, потерявших своих близких. Я была этому свидетельницей и хочу, чтобы об этом знали все. Сейчас Елены Ахвледиани уже нет с нами. В доме, где она жила, открыт музей, в котором собраны ее лучшие полотна»
Елена Гоголева
Отдельной любовью художницы были снежные пейзажи.