Отцы и дети: почему молодые россияне все меньше прислушиваются к мнению старших
Удивительно, но в определениях понятия «авторитет», которые в огромном количестве выдают поисковики в интернете, про уважение и доверие говорится помимо прочего. Зато подчеркивается, что это — власть и влияние, «которое оказывается на людей, их убеждения и поступки одной или несколькими личностями».
Исходя из такой трактовки, стоит ли удивляться, что признавать за кем-то это право сегодня мало кому интересно.
По понятиям
Поводом для вспыхнувших недавно в сети споров на тему авторитетов стали результаты опроса сервиса Superjob.ru. Оказалось, 24 процента россиян не видят непререкаемых авторитетов в своем окружении, а каждый десятый и вовсе заявляет, что он сам себе советчик и наставник.
— Каждая эпоха имеет свой образ героя — эталон морально-нравственных качеств, — комментирует кандидат исторических наук, директор Государственного музея спорта Елена Истягина-Елисеева.
— В нашей стране многие века пестовался идеал самоотверженного труженика, человека, своей волей отодвигающего границы невозможного. При этом во все времена соответствие нравственным нормам было обязательной составляющей. Но в наши дни тяжелый труд, дисциплина, скромность и умеренность в материальных желаниях, чувство справедливости, бескорыстность, любовь к Родине — свойства героев предыдущих веков — перестали быть «в тренде».
Вы заметили, что последние несколько десятилетий мы ищем национальную идею и не можем ее найти? Все потому, что сейчас отсутствует морально-нравственный эталон, четкий вектор для детей и взрослых. Не хотелось бы выглядеть брюзгой, но когда я слышу, что взрослый человек на полном серьезе считает себя своим главным героем и транслирует это окружающим, мне становится смешно и грустно. Откуда такая гордыня? Хороший вопрос. И можно было бы сказать — не так все плохо, поскольку 16 процентов респондентов отметили: наибольшим авторитетом у них пользуются родители, у 10 процентов — их вторые половины, да и друзья набрали 5 процентов. А каждый двадцатый признал, что уважает начальство. Однако эти данные, по мнению социолога Алексея Егорова, нивелируются иными вариантами ответов.
— Судите сами: 3 процента опрошенных сказали, что для них авторитет — дети, — удивляется эксперт. — Серьезно? Ну давайте со своих малышей пример брать, а не наоборот, на своем их воспитывать! А то, что каждый второй из 100 ответил типа «да что там авторитет, мой господин — кот», — как комментировать? Особенно если учесть, что столько же голосов, сколько и котики, набрали коллеги по работе! Единицы назвали крестных, братьев, сестер, бабушек, дедушек, докторов, психотерапевтов и священников. Такое ощущение, что многие определили в авторитеты первых, кто пришел в голову. Но настоящее положение дел, думаю, демонстрирует показатель неприятия чужого мнения и безапелляционной самоуверенности. Увы, это вписывается в современные реалии, когда свое «Я» встает во главу угла. Мы не слишком спешим выказать уважение другим, но очень хотим, чтобы уважали нас. Мне кажется, люди вообще не очень понимают значение слова «авторитет». Академические словари, кстати, толкуют значение так: «авторитет — это уважение и доверие со стороны других людей, которое приобретается за счет знаний, опыта, профессионального мастерства и личностных качеств».
Отцы и дети
У людей старшего поколения отношение к авторитетности серьезнее, нежели у представителей молодого поколения, считает психолог Илья Суровцев: «Если бы в опросе были указаны возрастные группы, более чем уверен, мы увидели бы, что право других быть примером признают преимущественно зрелые люди», — говорит он.
А кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Государственного университета управления Анастасия Лобачева отмечает, что современное общество развивается в системе новых ценностей.
— Хорошие понятия трансформируются посредством цифровых коммуникаций, — говорит она. — Доступность разной информации создает иллюзию, что дети и подростки знают и умеют не меньше взрослых. Это и приводит к отсутствию у молодых авторитетов. Но правильное восприятие информации возможно только на основе сформировавшегося жизненного опыта и образовательной базы. Принятие молодежи на себя слишком много непосильной ответственности в виде «всезнания», «сформированных навыков принятия решений» и прочего приводит к лишению опоры на взрослого авторитетного человека. И, соответственно, в будущем они сами не готовы становиться авторитетом уже для следующих поколений.
Простой пример к сказанному: высказать мнение о необходимости авторитетов я просила многих экспертов. Среди них оказались коллеги, представители разных поколений.
— Непринятие чужого мнение проявляется потому, что слишком часто люди получают непрошенные советы, — считает эксперт по личному бренду Полина Каракина. — Мне 26, и я сама себе авторитет. Я вижу свое развитие в рамках моих взглядов на жизнь, а они не всегда совпадают с общепринятыми. Мир меняется, молодые люди более осознанны, анализируют и подходят ко всему критически, а не как раньше: верили на слово всему, что говорят. По-моему, авторитеты извне не нужны, потому что часто это навязанное обществом мнение и никем не доказанные убеждения, что «правильно только так, а не иначе».
За плечами наставника по формированию личного бренда, эксперта по имиджевым рискам Елены Голубевой профессионального и жизненного опыта больше. И мнение у нее другое.
— С яслей нам объясняли «что такое хорошо, а что такое плохо», — говорит она. — Авторитетами были люди образованные, профессионалы своего дела. В 1990-х происходит слом системы. Государство в первую очередь спасает народ от нищеты и голода. А новым авторитетом становится бандит: он успешнее остальных, ибо имеет больше, чем оно . Затем снова изменения: ориентиры на Запад и США, все говорят о свободах. Дальше наступило время блогеров и тиктокеров, авторитетов с идеологией «руби бабло». Сейчас время «без авторитетов». И для общества это плохо: нет идеологии, авторитетов — нет культуры общества. Это как с ребенком — если ему все разрешают, он становится несчастным, так как не видит ориентиров, не понимает своих истинных желаний. Ум, образование, высокий эмоциональный интеллект, духовность, успешность в своем деле, финансовые достижения — признаки авторитетного человека. Он должен способствовать росту, а не деградации.
Не сходятся во мнении и психологи, представляющие поколения «отцов и детей». Так, 24-летний психолог Евгений Красовский уверен, что «авторитет старшего наставника не позволяет молодой личности выработать собственный взгляд на жизнь».
Психолог Марина Ракитская буквально ловит молодого коллегу на слове, отмечая, что «даже у тех, кто ориентируется на свою точку зрения, есть люди, участвовавшие в формировании этого мнения».
— Позиция «не вижу авторитета» связана с отсутствием уважения к чему бы то ни было, — говорит она. — Авторитеты важны всегда и всем. В наше время отсутствие уважения к родителям и наставникам породило неуверенность в себе. Если нет человека, который скажет «отличная работа», нет и ориентиров.
Кривое зеркало
Кто-то скажет: так всегда было. «Отцы» читают нравоучения, «дети» настаивают на своем. Однако в спорах, как известно, рождается истина. А безапелляционный подход «сам себе авторитет» диалога не предполагает.
— Постулат «старших нужно уважать» заставлял по крайней мере слушать, если не соглашаться с родителями, учителями, — считает кандидат педагогических наук Елена Кустинова.
— Пусть не сразу, но что-то в голове отложится, заставит задуматься и сделать собственный вывод, но с учетом совета, показанных или рассказанных примеров. А поколение, выросшее с гаджетом в руках и привыкшее к общению через соцсети, возраст, предполагающий опыт и житейскую мудрость, в качестве авторитета не признает. В интернете ведь, как в бане, все равны. И каждый старается показать свою компетентность, часто не подкрепленную ничем из убедительных достижений. И в реальной жизни такая модель поведения приживается. Посмотрите, сколько дилетантов сегодня пытаются выдать себя за психологов, лекарей, наставников. Оттого и к настоящим, стоящим авторитетам такое поверхностное отношение. Это серьезная проблема и большая беда.
Кандидат социологических наук Александр Синютин уверен, что потеря у людей авторитетов относится к категории культурных изменений в российском обществе. Эксперт видит в этом три основные причины:
— Крушение СССР как структуры и системы привело к уничтожению прежних социальных ценностей и ориентиров, — перечисляет он. — Вторым глубинным процессом стоит назвать социальное разобщение. Частное стало превыше общественного. Третьим процессом, который привел к утрате авторитетов, стала цифровизация. Соцсети способствуют формированию новых взглядов и ценностей.
К слову, парадокс: в опросе, проведенном одним студенческим сообществом, большинство респондентов в возрасте от 18 до 25 лет заявили: «чужой авторитет мне не важен, но я хочу им пользоваться». Именно «пользоваться» авторитетом советуют всевозможные коучи и тренеры по личностному росту в своих видеоуроках и мотивирующих статьях, наводнивших интернет. В молодые умы вкачивается, что минусов у авторитетов куда больше, нежели плюсов, ибо они «подавляют потребности и цели; лишают права на свободу самовыражения, угнетают волю; вызывают фрустрацию; ограничивают творчество ; принижают достоинство личности». Далее следуют пространные рассуждения, что самому быть авторитетом хорошо и здорово, поскольку «власть и влияние над другими — залог успешности».
— Все это напоминает кривое зеркало, — комментирует философ Андрей Чагаровский. — Все перевернуто вверх дном. Но на самом-то деле все наоборот! Грамотный наставник прежде всего поставит перед учеником цель и даст ему возможность дойти до нее своим умом и собственной дорогой. Это и есть творчество, самовыражение. Не уверен, что помощь в исправлении ошибок может вызвать фрустрацию. Делясь опытом, мастер подскажет, как не наступать на «грабли», и тем самым сократит путь новичка к достижению успеха. А пытаться давить авторитетом будет тот, кто боится конкуренции. Хороший учитель всегда рад, если ученик его превзошел. Ну а уж пользоваться авторитетом — последнее дело. Это уже из разряда морально-этических норм, которые в нашем обществе тоже подвергаются сомнению и «кривизне» интерпретаций.
Соревноваться со Всемирной сетью за умы и души молодого поколения, конечно, сложно. Но, как отмечает социолог Александр Синютин, «если мы хотим получить молодежь с правильными ориентирами, с почитанием родителей, уважением к нашим традициям и с любовью к Родине, формировать новые авторитеты просто необходимо».
По его мнению, работать на это, при адекватной государственной поддержке, должно все: умные книги, фильмы о наших героях. А еще, утверждают эксперты, стать авторитетом должны захотеть те, кто этого действительно заслуживает.
— Дефицит стоящих авторитетов мы сейчас наблюдаем, — говорит педагог Елена Кустинова. — Институт наставничества, который раньше блестяще справлялся со своей задачей в учебных заведениях и на производстве, практически сведен к нулю. Учителям поговорить по душам с учениками некогда, на работе опытные профессионалы тоже неготовы тратить свое время на неопытных коллег. Не найдя в ближайшем окружении опоры, что молодым остается? Действовать и мыслить самостоятельно. И это не их проблема, а старшего поколения, упустившего этот важный момент и утратившего доверие, уважение, да и влияние на формирование ментальности молодых.
…Подорвать, утратить авторитет легко. Пришло время его завоевывать, как бы ни сильна была конкуренция с виртуальными «промывателями мозгов». Не коты же, в самом деле, делают нас лучше, а люди — своими знаниями, профессионализмом и житейской мудростью. На них и надежда.
МНЕНИЯ
Владимир Ильичев, писатель, эколог:
— Сейчас в сети можно найти что угодно и про кого угодно: популярны сплетни и скандалы, поэтому авторитетность любых персон сомнительна для среднестатистического пользователя. В СССР не было интернета и супертрендов на потребление, но были дисциплина, самодисциплина и вера в непогрешимость школьного учителя или хотя бы условных «Жеглова и Шарапова». Может быть, напрасно нынешние поколения кривятся на советскую «муштру», путая вседозволенность со свободой и пытаясь побороть собственный пессимизм.
Александр Король, писатель, философ:
— Русская ментальность устроена так, что каждый сам себя считает авторитетом. Мы практически ни к кому не прислушиваемся, а советы воспринимаем как критику и даже оскорбление. Услышав чью-то рекомендацию, большинство обращает ее в негатив: «он возомнил себя умнее меня». Такая реакция нередко приводит к спорам и ответным «нападениям». Человек не хочет признавать, что есть кто-то лучше него. Это сильный удар по самооценке. Поэтому даже советы родителей, друзей или опытных коллег мы воспринимаем болезненно.
Вечерняя Москва