Как снимали «Дом, в котором я живу», почему авторы поменяли концовку фильма
Жанна Болотова родилась в глухом поселке Озеро-Карачи. Это в 400 километрах к западу от Новосибирска, даже ближе к Омску. Сейчас в поселке проживает 1500 человек, но убежден, каждый из них знает, что он односельчанин выдающейся Жанны Болотовой.
Жанна Андреевна попала в кино случайно. В газете дали объявление о конкурсе на роль Гали Волынской. В нем участвовало несколько тысяч человек, но отобрали именно Болотову. Даже трудно поверить, что Галю играет не профессиональная актриса, а 15-летняя школьница без сценического образования. Это уже потом Болотова поступит во ВГИК. Между прочим, партнер Жанны Владимир Земляникин был на 8(!) лет старше, но в кадре ребята смотрятся ровесниками.
Создателями одного из лучших фильмов советских 50-х «Дом, в котором я живу» стали Лев Кулиджанов и Яков Сегель. Самые известные картины Льва Александровича, кроме «Дома» — «Когда деревья были большими» и «Преступление и наказание». В фильме «Дом, в котором я живу» Кулиджанов первый и последний раз появился на экране. Режиссер сыграл отца Гали Вадима Александровича. Того самого, который ел рыбу, пока дочка рассказывала пронзительный монолог о птицах. Что же касается Якова Сегеля, он запомнился нам по роли Роберта в экранизации романа «Дети капитана Гранта» (1936). Той самой, где Паганеля играл Черкасов.
И конечно же вы все хорошо помните третью жену Сегеля — Лилиану Алешникову. Люду Милованову из «Штрафного удара» и Люсю Королеву из «Взрослых детей».
Как вообще пришла идея снять этот гениальный фильм — «Дом, в котором я живу»? Дело в том, что сценарий Иосифа Ольшанского получил первую премию на Всесоюзном конкурсе в 1956 году. После этого экранизация стала лишь делом времени. На съемках произошло несколько забавных эпизодов. Несмотря на то, что «Дом, в котором я живу» черно-белый, авторы постарались, чтобы все было правдоподобно. И когда летом снимали зимние сцены, заливали двор дома пеной. Михаилу Ульянову пришлось ведрами пить липовый чай, чтобы хорошенько пропотеть во время работы над одной из самых драматичных сцен фильма — с письмом. И действительно на лбу у великого актера мы видим испарину. Вот как тогда снимали! Профессионалы. А сейчас чем-нибудь помазали бы, и всё.
А Владимир Земляникин во время съемок совершил настоящий подвиг. Помните, когда актер перебегает Проспект Мира, возвращаясь из геологической экспедиции?
Владимир Михайлович спас мальчика, который наблюдал за съемочным процессом, растерялся и чуть было не попал под трамвай. Об этом даже в газете писали. Какой трамвай, спросите вы? Да, друзья, тогда по Проспекту Мира от ВДНХ до Рижской ходили трамваи. Как хорошо было бы восстановить эту линию! А заодно и две деревянные двухэтажки на переднем плане.
В советском кино часто переделывали финалы фильмов. Как правило, меняли на более оптимистичные. Например, в конце «Экипажа» убрали смерть командира Тимченко. Покромсали концовку «Белого солнца пустыни», где вдова Верещагина Настасья сходит с ума, а жены Абдуллы оплакивают убитого мужа, который только чудом не сжег их заживо. В «Место встречи изменить нельзя» пересняли финал, в котором «воскресили» Варю Синичкину, а в «Следствие ведут Знатоки — До третьего выстрела» Кибрит туманно говорит про раненую Тоню Зорину «будем уповать на врачей», хотя всем понятно, что героиня погибла. Что же касается истории Гали и Сережи, здесь все произошло наоборот. Одному из киношных начальников не понравилась смерть молодой героини, добровольно ушедшей на фронт санитаркой. Был снят альтернативный финал. Но автор сценария Иосиф Ольшанский резко воспротивился. Ему показалось важным показать трагедию и ужас минувшей войны. Иосиф Григорьевич сам был на фронте и понимал, что это такое. Сцену, как Галя и Сережа встречаются после войны, вырезали. Финал остался трагическим.
А вот интересно, если бы Галя Волынская осталась в живых, мы бы больше любили «Дом, в котором я живу», или нет? Фильм стал одним из лидеров кинопроката 1957 года (10 место, 28 миллионов зрителей). А кроме того, получил приз на конкурсе в Брюсселе.
Smile