Интервью с режиссером нашумевшего фильма «Бери да помни» Байбулатом Батуллой

Его имя прогремело на фестивале «Короче»: лента 30-летнего постановщика выиграла конкурсную программу киносмотра. Но главное даже не это, а реакция зала, который искренне хохотал и плакал во время сеанса – такого давно не было. Теперь картина дошла до проката, и мы искренне советуем ее посмотреть.

Об отце, конфликтах, мантах и зайчиках

— Байбулат, я родом из Баку, и у меня в детстве тоже была такая игра – «беру и помню». Но нам и в голову не приходило загадывать ведро мороженого или ванну газировки, как это делает герой вашего фильма.

— Ну, да, я тоже играл в детстве, и у нас тоже не было ведра мороженого, это я для фильма придумал.

— Из этой игры и родился сценарий?

— Когда занимаешься кино, ты во всем ищешь истории, иногда это превращается в маниакальную страсть. У меня была отдельная история про пожилых людей и детские вспоминания об игре, идеи органично сошлись и закрутился сюжет.

— А вы тоже, как и маленький герой, росли в татарской деревне?

— Я в городе вырос, но часто ездил в деревню, каждое лето. У нас там домик есть, и конечно, вокруг были пожилые люди – из этих воспоминаний и родилось кино.

— В вашей деревне все такое же сочное и красивое, как и в фильме – дома, куры, гуси, коровы? Или вы усиливали в фильме цветокоррекцию для жизнеутверждающего впечатления?

— Мы хотели уюта в кадре, что бы это не значило, поэтому и применяли в фильме разные магические штуки. Сейчас уже нет таких колоритных деревень — везде профнастил, железные заборы, пластиковые окна.

— Вы сказали, что в сюжете органично сплелись истории об игре и раздоре бабушки и дедушки. Скажите, конфликт в столь пожилом возрасте, семейный кризис у 80-летних — это естественно?

— Этот конфликт – из моей жизни. Мои пожилые родители испытывают семейный кризис. И этот вызов героини Розы Хайруллиной по отношению к мужу — «Я не приготовила тебе соленых вареников» — тоже из жизни. Мой папа обожает это лакомство, а я люблю сладкие вареники. Долгое время в двух отсеках мантоварки готовились только соленые вареники. В какой-то момент одна пластина из кастрюли пропала, и мама начала готовить вообще без соленых. И я всегда чувствовал в этом символ их отношений — папе все меньше и меньше доставалось любви и внимания. У папы это второй брак, и я самый младший сын, насколько нам известно (Смеется – Прим. ред).

— Как-то вы неуверенно говорите. Папа, наверное, бойкий мужчина?

— Да, он человек яркий. У меня есть от папы сестра и брат, которому 60 лет, вот такая разница в возрасте. А в браке с моей мамой нас двое с другим братом. Когда я родился, папе было 55. Мама на 17 лет моложе отца, но в какой-то момент она вдруг устала и превратилась в бабушку. И они начали друг друга цапать. Живя с ними, я был за все время свидетелем от силы двух конфликтов. А тут я каждый раз приезжаю и вижу, что они между собой «бу-бу-бу». Ну, прямо не по себе.

— А почему так происходит?

— Мы начали рассуждать с отцом на эту тему и пришли к такому выводу: мама последнее время не работала. То есть она работала мамой, женой, весь быт был на ее плечах. Отец же постоянно занимался своим творчеством, ну, и зарабатывал деньги. А мама всегда была как бы прислугой, если уж откровенно. В какой-то момент этот мужчина, который зарабатывает деньги, неплохо себя чувствует и так же выглядит, начинает превращаться в дедушку – лет в 75 это с ним случилось, до этого вообще не было ощущения, что он дед. Он начал сдавать позиции и стал для мамы обузой. Это все папа говорит, его версия событий. Он считает так: «Теперь я старик, не такой красавчик, как раньше, не зарабатываю и много проблем со здоровьем – я, мол, ей не нужен».

Мама и, правда, по сути его лечащий врач сейчас. Но у нее свои ощущения: с одной стороны, она очень устала, а с другой, мы с братом выросли и не нуждаемся больше в ней. И теперь достаточно небольшой искры, чтобы разгорелся конфликт. Причем там, где раньше на это не обращалось внимания. Маму, например, сильно раздражает, когда папа выпивает.

— Как герой вашего фильма.

— Да. Вылезают болячки. А потом кто лечит? Мама лечит. Все-все-все получается на маме. А в ответ она ничего не получает, нет никакого, как бы это ужасно не звучало, профита. Поэтому они и ссорятся. Иногда кажется, что завтра разведутся. Но понятно, что не разведутся.

— Страшно?

— Да. Я теперь понимаю, что ощущали дети, у которых родители разводились и ссорились. А у нас все было так уютно и хорошо, и вот началось.

— Я впервые слышу про проблему кризиса в семьях пожилых пар.

— Ну, вот я тоже не был готов все это увидеть в своем доме.

— А насколько родителям будет комфортно свои дрязги увидеть на экране?

— А они посмотрели. Вроде все нормально.

— Терапевтический эффект есть?

— Нет, наверное. Они и после сеанса продолжили ссориться.

— Папа же известный в Татарстане человек?

— В определенных кругах. Отец – драматург, учился на высших литературных курсах, работал в разных театрах. А изначально он артист. Он в принципе всегда был перфомером. Помню, как в моем детстве он вырезал в стебле зеленого лука дырки и играл на нем, как на дудке – это вошло в фильм. А еще помните эпизод с мышкой в картине? Это же наша мышка. Отец сделал ее 35 лет назад для моего старшего брата, когда придумал сказку. Он визуализировал эту мышку, она у него в руках и двигалась, и прыгала. У нее сейчас уже поломан хвост, оторван нос, но мне было принципиально важно именно ее снять в фильме.

Еще была такая игра детстве — «гостинчик от зайчика». Например, мы едем на дачу, родители по ходу незаметно выкидывают в окно конфеты, а на обратном пути отец говорит: «Ой, зайчик пробежал». И мы останавливались, выходили искать конфеты, гостинец от зайчика. И я их находил. Это было, счастье, волшебство! А когда мне исполнилось 11 лет, зайчик мне написал письмо кривым почерком, мол: «Ты уже повзрослел, а я постарел, не могу так часто прибегать. Я уезжаю к своим родственникам в Сибирь, потому что здесь леса вырубают». То есть папа еще социальщины подбавил (Смеется — Прим. ред.). И вот так мы попрощались с зайчиком.

Отец сказочник по натуре – всегда придумывал какие-то истории, до сих пор их пишет и рассказывает на радио.

— Вы сами пока не семейный человек?

— Холост.

— Но в теории так же будете фонтанировать идеями, когда станете растить ребенка?

— Наверное, тоже буду заниматься перфомансами. Было бы классно. Но со стороны легко говорить, а вдруг я не найду в себе силы? Не знаю. И все-таки разукрашивать жизнь, находить в ней что-то веселое — это круто.

 

— И трогательно. Но у вас, кажется, с отцом ироничные отношения, да?

— Да, всегда.

— Он суховатый в человеческих проявлениях?

— Он не суховатый, просто есть в нем какая-то строгость и юмора глазурь.

— А мама суровая?

— Нет, мама супердобрый человек. У родителей в этом смысле баланс: папа принципиален, а мама его строгость разбавляет, и поэтому на одну и ту же историю у них взгляды с разных точек зрения.

О языке, Кустурице и антиреференсах

— Байбулат, а с чего начался ваш путь в кино?

— Я же за кулисами театра вырос. Но, кстати, за тем, как отец ставил, почему-то не наблюдал. А был вот Марсель Салимжанов, главный режиссер Театра Камалова, и меня все, что он делал, поражало. Я ничего не понимал, но в этом была какая-то энергетика. В детстве я любил ходить на спектакли, это сейчас не люблю театр. А раньше, когда родители собирались, я уточнял жанр, и если это была комедия — шел с удовольствием. Если не комедия, не шел. Где-то в классе седьмом я почему-то решил: «О, пойду во ВГИК». Других вариантов в голове не было. Помню, мне говорили: чтобы поступить в этот вуз, нужен жизненный опыт и, может, пока другая профессия. И я даже подумывал пойти поучиться языкам. Но в итоге до этого не дошло — поступил в МШК.

— Получается, у вас с детства кинематографические мозги?

— Я всегда в голове прокручивал события как в кино, игрушки снимал свои, взрывал их… Отец тоже, кстати, много дома снимал контента. Мы недавно оцифровали этот материал – там есть интересные вещи.

— Например?

— У меня была тяга к сигаретам в детстве, она и сейчас есть. Но тогда родители сильно переживали по этому поводу. И у нас случился мальчишник — а мы называли мальчишником ситуацию, когда мама уезжала в деревню, опять же, работать, а мы, мужчины восточные, оставались дома в городе. Выезжали в центр, ели в Макдональдсе. Именно в один из таких разов папа купил штучные сигареты, тогда они еще так продавались. Вернулись домой, и он говорит: «Сейчас ты покуришь при мне и больше никогда не кури». Его в детстве именно таким образом отучили от сигарет. Видимо, за раз надо было много сигарет выкурить. Но он надо мной предпочел не издеваться. Зато снял все это на видео. Я там сижу, четырехлетний мальчик, и курю сигарету.

— Кошмар какой.

— Да, папа всегда снимал. Делал со мной какие-то интервью...

— Никита Михалков с дочерью такую же штуку проделывал — задавал ей одни и те же вопросы по мере взросления. И появился хороший фильм – «Анна: от 6 до 18». Который Анна очень не любит.

— У Михалкова режиссерский подход был, а здесь не было подхода. Здесь был сумбур. Отец и сам себя еще много снимал. Ощущение, что если бы он сейчас начинал, наверное, вел бы блог какой-то. Как Тамара Эйдельман.

— Вы русскоязычная семья?

— Нет, мы на татарском всегда говорили.

— Откуда у вас такое хорошее знание русского языка?

— Да не знаю. Я, кстати, чувствую, что не самое лучшее знание. В школе и детском садике говорил на русском языке, и теперь большую часть жизни – на русском. А с родителями только на татарском.

— Прям как ваш шестилетний герой.

— Я, кстати, искал мальчика, который говорил бы на татарском. Но мы проехались по большому количеству деревень, и выяснилось, что там дети не говорят на татарском. Самое интересное — бабушки с дедушками уже стараются им на ломаном русском отвечать. Это и трогательно, и смешно, и грустно. Тема языка в фильме суперважная. Я принимаю, что татарский исчезает, как в сцене бабушка с дедушкой исчезали, вот так же и татарский исчезает. Плавно.

— Как уговорили Розу Хайруллину на роль бабушки, которой приходится надевать костюм Женщины-кошки, изображать робота с картонной коробкой на голове? Давили на национальные чувства — она же татарка, да?

— Она татарка, но для татарской аудитории недостаточно татарка. То есть она ведет себя, не как татарка. Она до 14-ти лет не говорила на татарском вообще, родилась в Норильске, потом переехала с семьей в Казань, и, как я понимаю, получила травму. Потому что ее заставили выучить татарский чуть ли не насильственным путем — запирали в туалете. В результате она поступила на татарское отделение театрального училища. Но сейчас, так как она не практикует, язык подзабылся. Розу подкупила возможность соединить в роли несоединимые вещи: сыграть, с одной стороны, прогрессивную бабушку, отлично говорящую на русском, а с другой — уютную, деревенскую бабулю, образ которой навязан кучей местных телепроектов.

— Смеялись во время съемок сцены с Бэтменом, Женщиной-кошкой и роботом?

— Кстати, нет. Мы вообще редко смеялись на площадке. Может быть, только нервно. Сцена с Бэтменом заканчивается тем, как Роза плачет, и ты уже знаешь это, ждешь и не можешь смеяться.

— Насколько вы вдохновлялись фильмом «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи?

— Вот это интересно, конечно. Я так часто сейчас слышу про этот фильм, а смотрел, его очень давно, и он не мой нелюбимый. Он классный, но мы вообще его не брали в расчет. Это сейчас я уже понимаю, что картины похожи.

— А вообще какие референсы были? По цветокорреции «Бери да помни» напоминает ленты Альмодовара, по интонации фильмы Кустурицы и вообще ощущается ваша насмотренность.

— На самом деле я очень мало смотрю, и мне суперстыдно. Я перенасыщен контентом, а так хочется вспомнить детство, времена, когда ты смотрел фильм по телевизору и не мог оторваться. Видимо, какая-то профдеформация со мной происходит. Единственное, мы были в сцепке с оператором, с художником, с Розой и все время искали. Про Кустурицу как раз Роза говорила. Я немного его смотрел. В октябре хочу взять отпуск и всего его посмотреть. Для меня было важно, чтобы моя команда была извне – не из Татарстана, чтобы они свежим взглядом смотрели и обращали внимание на то, на что мы уже не обращаем. Вот вы заметили необычное цветовое решение — спасибо художнику Марфе Гудковой за эти синие дома…

— Да, для мусульманских сел это типично.

— Хотя есть районы в Татрстане, которые поближе к Удмуртии, там любят желтые дома. Мне, как уже говорилось, хотелось уюта в кадре. И, кстати, если говорить про референсы, у нас были антиреференсы. Мы брали какой-то фильм, в основном, это произведенное в Татарстане, и договаривались, «как не надо». Чтобы не было ощущения, будто это региональные кино.

— У вас абсолютно фестивальное европейское кино. С таким и в Канны можно ехать. Вы вообще, кажется, живете жизнью европейского человека. А что думаете о положении мусульманских женщин в семье?

— Кстати, интересная штука, мне кажется это положение не с религией связано. Я вижу кучу примеров русских или советских семей, которые вообще к религиям не привязаны, но живут по патриархальному укладу. Да, у нас как бы мужчина главный, но каким-то хитрым образом женщина им вертит. И всех все устраивает.

— Но ваша мама же устала от такой жизни?

— Она устала не от уклада, а от того, как ее личная судьба сложилась. Может, она кем-то хотела стать и не получилось, не реализовалось? Я, кстати, на эту тему с ней никогда не общался. Может быть, она не хотела быть бухгалтером? Она изначально была бухгалтером, кассиром, потом наступили 90-е, и она работала и уборщицей, и дворником. Причем, это длилось до 2008-го. Она считала так: что ей у Соны в банке сидеть весь день, если уборщицей или дворником она и заработает столько же, и свободы больше – времени на нас хватит. Она из деревни, не боится никакой работы, многое делает своими руками. Но ей, видимо, в какой-то момент просто захотелось получить отдачу от мужа.

О смерти, музыке и неумении расслабляться

— В вашем фильме очень деликатно показана сцена смерти. Почему важно было так завуалировать эпизод? Снять не похороны, а тени траурной процессии?

— Смерть в фильме постоянно идет фоном, это и так сильно манипулятивная штука. Поэтому хотелось уйти от бытовизма — у нас все равно же сказка. У меня в жизни не было таких потерь, как у персонажей. Но мне кажется, пережить такое – это суперсила, которую нужно, видимо, найти в себе и воспитывать еще. Ежегодно, с самого детства, я сталкивался с опасностью попрощаться с отцом навсегда. Мы проходили это миллион раз. Каждый раз я думал: «Все, вот сейчас...» У него много операций и, кажется, нет ни одного здорового органа. Я довольно часто себе представлял, как мы хороним отца. Готовил себя к этому, мне даже, как будто хотелось, чтобы это уже произошло. Такая странная штука…

— Понятная – подсознательно избавиться от беспокойства.

— Видимо. Мы еще с отцом договорились, что я буду на камеру снимать процесс его ухода и прощание.

— Зачем?!

— Я его часто снимаю. Может быть, это будет элемент документального фильма. Не знаю. И вот, несмотря ни на что, научиться не переживать из-за этого, я так и не смог. Смотрю на отца — он столько всего пережил. На его месте я бы уже как человек рефлексирующий, апатичный, сломался бы. А у него суперскилл двигаться дальше. Он исповедует психологию: не слишком радоваться, если что-то хорошее произошло, не слишком горевать, если что-то ужасное. Его дедушка говорил: «В радости не прыгай высоко, а в горе не заканчивай жизнь самоубийством». Я плохой переводчик, но смысл близкий. У них чего только в жизни не было – и голод, и война, и мир менялся на глазах сколько раз. А они такие – «Ну, что ж, живем дальше». Мне бы так научиться. Отец говорит, что с возрастом придет.

— А вы и сейчас, когда фильм вышел и обрел успех, не счастливы?

— Казалось бы, действительно, ну, почему бы не быть счастливым? Но я депрессивный человек.

— А так и не скажешь.

— Ну, я как-то пока особо ни о чем не думаю, потому что надо выпустить картину.

— Отец помогал в этом фильме советами, репликами?

— Нет, кстати. Он недавно признался, что ему не понравился сценарий. Типа, слишком сумбурно было написано. Но сам фильм вроде нормальным получился. Если он говорит «нормальный» — это уже для нас хорошо.

— Меня поразило, как на фестивале «Короче» член жюри Ирина Розанова посвятила вашему отцу отдельный спич и передала ему клетчатую рубашку. Такой успех, вы папу и дальше будете снимать?

— Захочет ли он? Надо, видимо, его ставить перед фактом: «Завтра у тебя съемки».

— Вы выпускник самого первого набора МШК. Что ваш мастер Алексей Попогребский сказал про фильм?

— У Алексея Петровича все хорошо с юмором. Он не позиционирует себя как мастер, он пытался позволять нам оставаться самими собой и не прогибаться под его вкусы и желания. Мой фильм он видел, принял спокойно. И это нормально. Было бы странно, если бы он восхищался. Были советы, которые мы приняли во внимание. И фильм явно улучшился после того, как мы его показали Алексею.

— Почему в картине японская музыка?

— Мы похожи внешне с японцами, и тянет меня туда, чего уж скрывать. Ну, и я люблю, в принципе, разные треки. Это прикол – выдать японскую музыку за татарскую. Мы нашли авторов, каких-то чуваков в Японии, и они такие: «Классный фильм» — и отдали песни. Сама музыка очень подходила нам по звучанию. А потом мы попросили перевод песен и оказалось, что они и по смыслу совпадают. Первая композиция — «Радуйся жизни, ходи на рыбалку», а у нас герои ходят на рыбалку. А во второй есть история про полет, и у нас тоже полет фигурирует. Эта сцена, кстати, тоже взята из жизни. Когда мой отец был ребенком, его отец пропал без вести на фронте. И дедушка папы сказал: «Давай строить летательный аппарат, мы полетим на нем искать твоего отца». Мой папа бегал по деревне, всем об этом рассказывал, продавал билеты на свой будущий самолет. Когда они завершили постройку — выяснилось, что это просто курятник. Но какое-то время ведь была вера в этот полет, 5-летнему ребенку подарили веру в волшебство. А пропавший дедушка, кстати, вернулся с войны живым.

— О чем будет ваш второй фильм?

- Не знаю. Я вообще пока про будущее не понимаю ничего. Мне с первым фильмом хочется до конца дойти, хочется, чтобы его зрители посмотрели, и чтобы мы тем самым попробовали доказать, что картины с начинкой, с татарской начинкой, работают. Что продюсерам не стоит бояться, скажем так, экзотики. Я на каждом этапе думал, что он последний, что ничего не получится: когда мы писали, не думал, что будем снимать; когда снимали, не думал, что мы это смонтируем. Даже когда дата проката появилась, я, хоть и окрылился, но не поверил до конца, что это дойдет до зрителя. Я не научился отпускать, расслабляться. Мне кажется, в школах нужно ввести новый предмет — «Как правильно отдыхать, аккумулировать свою энергию». Я этого не умею – был в отпуске только один раз – в 2021-м, хочу вновь попробовать чуть-чуть отключиться. Это сложно будет, я знаю себя.

 

Вокруг ТВ

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

60-летняя женщина продала дом, чтобы увидеть все страны мира

Каждый год туристка на пенсии посещает около тридцати государств.

24.12.2024
Увлечения
Новосибирская пенсионерка снова создала во дворе новогоднюю инсталляцию из снега

Настоящая сказка на улице Зорге начинается с первыми сугробами. В одном из дворов вырастают снежные скульптуры зайцев, медведей, драконов. Создает их активная пенсионерка Галина Тюрина.

23.12.2024
Люди
Работала до 80 лет: секрет долголетия 100-летней врача-лаборанта и ее супердиета

Леонида Иосселиани всегда чувствовала себя нужным человеком.