Ученые нашли в крови 10 «маркеров», которые предсказывают шансы людей достичь 100-летнего возраста
Долгожители, когда-то считавшиеся редкостью, стали обычным явлением. Действительно, они являются самой быстрорастущей демографической группой населения мира, их численность примерно удваивается каждые десять лет, начиная с 1970-х годов.
Сколько времени могут жить люди и что определяет долгую и здоровую жизнь, интересовало нас с тех пор, как мы знаем. Платон и Аристотель обсуждали и писали о процессе старения более 2300 лет назад. Однако стремление понять секреты исключительного долголетия непросто. Оно включает в себя раскрытие сложного взаимодействия генетической предрасположенности и факторов образа жизни, а также того, как они взаимодействуют на протяжении всей жизни человека.
Наше недавнее исследование, опубликованное в журнале GeroScience, выявило некоторые общие биомаркеры, в том числе уровни холестерина и глюкозы, у людей, живущих после 90 лет. Девяностолетние люди, или люди в возрасте 90 лет, и долгожители в возрасте 100 лет и старше уже давно представляют большой интерес для ученых, поскольку они могут помочь нам понять, как жить дольше и, возможно, также как стареть с лучшим здоровьем.
До сих пор исследования долгожителей зачастую были небольшими и фокусировались на избранной группе, например, исключая долгожителей, живущих в домах престарелых. Новое исследование является крупнейшим на сегодняшний день исследованием, сравнивающим профили биомаркеров, измеренные на протяжении всей жизни среди исключительно долгоживущих людей и их сверстников с более короткой жизнью. Было проведено сравнение биомаркеров людей, доживших до 100 лет, и их сверстников с более короткой жизнью, и исследована связь между профилями и шансами дожить до столетия. В исследование вошли данные 44 000 шведов, прошедших обследование здоровья в возрасте от 64 до 99 лет — они представляли собой выборку так называемой когорты Amoris. Затем за этими участниками следили по данным шведского регистра в течение 35 лет. Из этих людей 1224 человека, или 2,7%, дожили до 100 лет. Подавляющее большинство (85%) долгожителей составляли женщины.
В исследование были включены двенадцать биомаркеров крови, связанных с воспалением, обменом веществ, функцией печени и почек, а также с потенциальным недоеданием и анемией. Все это было связано со старением или смертностью в предыдущих исследованиях.
Биомаркером, связанным с воспалением, была мочевая кислота — продукт жизнедеятельности организма, образующийся в результате переваривания определенных продуктов. Также были рассмотрены маркеры, связанные с метаболическим статусом и функцией, включая общий холестерин и глюкозу, а также маркеры, связанные с функцией печени, такие как аланинаминотрансфераза (Алат), аспартатаминотрансфераза (Асат), альбумин, гамма-глутамилтрансфераза (ГГТ), щелочная фосфатаза (Alp) и лактатдегидрогеназа (LD). Кроме того, был изучен креатинин, который связан с функцией почек, а также железо и общая железосвязывающая способность (ОЖСС), которая связана с анемией. Наконец, был исследован альбумин, биомаркер, связанный с питанием.
В итоге было обнаружено, что в целом те, кто дожил до своего столетия, как правило, имели более низкие уровни глюкозы, креатинина и мочевой кислоты, начиная с 60-летнего возраста. Хотя медианные значения большинства биомаркеров существенно не различались между долгожителями и долгожителями, долгожители редко демонстрировали чрезвычайно высокие или низкие значения. Например, очень немногие из долгожителей в начале жизни имели уровень глюкозы выше 6,5 или уровень креатинина выше 125. Значения многих биомаркеров как у долгожителей, так и у долгожителей находились за пределами диапазона, считающегося нормальным в клинических руководствах. Вероятно, это связано с тем, что данные рекомендации разработаны с учетом более молодого и здорового населения.
Изучая, какие биомаркеры связаны с вероятностью достижения 100-летнего возраста, было установлено, что все, кроме двух — алат и альбумин — из 12 биомаркеров показали связь с вероятностью достижения 100-летнего возраста. Это было даже после учета возраста, пола и бремени болезней.
Люди из пяти групп с самым низким уровнем общего холестерина и железа имели меньшие шансы дожить до 100 лет по сравнению с людьми с более высокими уровнями. Между тем, у людей с более высоким уровнем глюкозы, креатинина, мочевой кислоты и маркеров функции печени также снижается шанс дожить до столетия. В абсолютном выражении по некоторым биомаркерам различия были довольно небольшими, тогда как по другим различия были несколько более существенными.
Например, для мочевой кислоты абсолютная разница составила 2,5 процентных пункта. Это означает, что люди в группе с самым низким уровнем мочевой кислоты имели 4% шанс дожить до 100 лет, тогда как в группе с самым высоким уровнем мочевой кислоты только 1,5% дожили до 100 лет. Даже если обнаруженные различия в целом были довольно небольшими, они предполагают потенциальную связь между метаболическим здоровьем, питанием и исключительным долголетием.
Ученые при этом отмечают, что исследование, однако, не позволяет сделать какие-либо выводы о том, какие факторы образа жизни или гены отвечают за значения биомаркеров. Однако разумно предположить, что свою роль играют такие факторы, как питание и употребление алкоголя. Следить за показателями почек и печени, а также уровня глюкозы и мочевой кислоты по мере взросления, вероятно, будет неплохой идеей. Тем не менее, случай, вероятно, в какой-то момент играет роль в достижении исключительного возраста. Но тот факт, что различия в биомаркерах можно наблюдать задолго до смерти, предполагает, что гены и образ жизни также могут играть роль.