Около тысячи игрушек, связанных йошкаролинкой Александрой Семиной, украшают дома россиян
Йошкаролинка Александра Семина даже не ожидала, что созданные ее дочерью странички в соцсетях помогут продвигать милое хобби, а одна из игрушек впоследствии войдет в число финалистов конкурса «Туристический сувенир России».
Здравствуй, новая жизнь!
Александра рассказывает о своих работах, и черты ее лица смягчаются, а в глазах появляются искринки – это похоже на то, как мама гордится успехами любимых детей. Оно и понятно: в каждую игрушку вложены не просто время или силы, ‒ частичка души! И даже если приходится вязать «на повтор», стопроцентно одна никогда не похожа на другую.
Моя собеседница стеснительно объясняет: наверное, это потому что для каждого предназначено свое. Кто-то видит игрушку и понимает: надо брать, она точно подойдет к интерьеру новой квартиры! Другой замечает фото в соцсетях Александры, понимает, что котик или зайка ужасно похожи на него, и загорается желанием приобрести «близнеца». Еще один выбирает друга в поездку, замечает интересную деталь на изделии и внутри него «щелкает»: надо купить.
- Таких случаев сотни, каждый и не вспомнить, - рассказывает рукодельница.
‒ Кот жалостливо смотрит «купите меня» ‒ и люди оттаивают. Другой выглядит уверенно, но его берут, чтобы ребенок гладил приятную вязаную шерсточку и не чувствовал себя одиноким.
Вязать игрушки Александра начала в 2017 году, хотя опыт работы с тканями-нитками появился в девяностые, когда папа смог достать и подарить ей швейную машинку с электроприводом. Она брала у бабушки отрезы из сундука, клала перед собой тогда жутко популярный журнал «Бурда» и училась делу портного. ‒ Спасибо бабушке и маме, которые не запрещали мне «переводить» материалы. Поначалу ведь много режешь, мало понимаешь, что, зачем и куда. Многие родители запрещали детям подходить к инструменту, а мои спокойно отнеслись и даже не ругались, когда пострадало любимое мамино платье.
Бабушка взялась обучать меня взять, - вспоминает Александра Семина. ‒ Со временем все мое рукоделие забылось. В 2017 году умер папа, через три месяца у мамы случился инсульт, не смогла пережить утраты. Она слегла, а я поняла, что нужно как-то отвлечь нас обоих. Вспомнила навыки из детства: свяжу ‒ покажу, меняла игрушкам эмоции. И как-то получилось вывести маму из того тяжелого состояния.
В год Собаки Александра решила сделать своим коллегам оригинальный подарок – за месяц связала несколько разных маленьких собачек - символов года – и сложила в один мешочек. Эмоции, когда сотрудники доставали по одной и затем рассматривали игрушки остальных, не передать словами. Казалось, весь отдел на время вернулся в детство, даже начальник мастерицы улыбался, глядя на своего нового вязаного друга.
Игрушенька-душенька
Александра быстро поняла, что вязать большие игрушки, какие заполонили ярмарки и магазины, ей не хочется. Да, они хорошие, но их, во-первых, много, а во-вторых, из-за этого теряется какая-то душевность. Был период, когда она перешла на создание только кукол, но из него вывели новые заказчики, попросившие игрушки, способные вдохнуть жизнь в интерьер нового дома. Тогда на свет появилась Йошкина фея, давшая старт череде работам на мотивы сказок – домовенку, избушке на курьих ножках, Змею Горынычу, лисятам. Ждет своего часа богатырь Добрыня.
‒ Материал оставался прежним – нитки. Добавляла проволоку, иногда флористическую для большей стойкости, шерсть для пушистости, пряжу для волос (если нужно было очеловечивание). «Запчасти» вроде ботиночек закупала отдельно. Ни одна работа не обходится без съемной детали, будь то гроздь ягод в лапах Горыныча или светильник в ручках шарнирной куклы. Процесс ее поиска ‒ та еще задачка, но очень увлекательная! Нужно найти ту, что подошла бы идеально и не отдавала дешевизной, - говорит мастерица.
По словам Александры, каждая игрушка делается для кого-то, даже если она еще не знает, кто купит работу. ‒ В творчестве особенно заметно, что у вещей есть энергетика. Мне бы хотелось, чтобы мои работы несли тепло. Одна девушка заказала своей пятилетней племяннице у меня игрушку. У ребенка аллергия на животных, но она просила кота, и ее желание сбылось по-своему. Спустя время мне рассказали, что девочка практически не расстается со своим шерстяным другом, и спит с ним, и кормит его, стала спокойнее и радостнее. Наверное, одна из лучших благодарностей, что я слышала, - улыбается рукодельница. И хоть глаза устают от мелких деталей, а руки болят от некоторых видов ниток, речи, чтобы бросить хобби в угоду свободному времени, нет.
Моя героиня признается: в каждой женщине живет дух творчества, кто-то его использует в кулинарии, кто-то – на работе, а кто-то – в вязании. И если раньше Александра была примером для своей дочери, то теперь уже взрослое чадо мотивирует маму быть активной. ‒ Дочь говорит мне: «Мама, ты не тетенька!». Она много общается со взрослыми людьми ‒ долгое время занималась художественной гимнастикой и танцами, объездила практически всю страну, сейчас увлекается йогой и аэростретчингом и поддерживает во мне желание узнавать что-то новое. Именно дочь научила Александру вести странички в соцсетях, благодаря чему о ее работах стало известно во многих городах России, начиная с Калининграда и Москвы, а заканчивая Ханты-Мансийском и Нижним Новгородом. Она же и предложила продавать игрушки.
‒ Было, что мне писали: ты же все равно вяжешь, свяжи мне такую-то игрушку. Даже порой соглашались оплатить стоимость материалов. А как же время? Труд? - удивляется Александра. – Это, наверное, у многих рукодельниц так.
«Погладь кота!»
Сейчас, по словам моей собеседницы, нужно творить ‒ на фоне новостей хочется чего-то позитивного, теплого, легкого. Игрушки в этом плане выручают – дарят новые знакомства, «приносят» истории. Однажды Александре заказали связать «пьяного лыжника-физрука» ‒ и теперь он обитает в офисе какого-то высокостатусного москвича, со смехом принявшего подарок. Еще одна необычная работа - семихвостая лисица Кицунэ - уехала радовать фанатку аниме. Также мастерица вязала вальддорфских кукол (без рта) – их обычно берут люди, которые хотят с кем-то поговорить-посекретничать. Новенький красавец-мохеровый котик, по решению Александры, отправится в городское котокафе, которое вот-вот должно открыться. Его рыжий «напарник», для которого мастерица сделала палки для скандинавской ходьбы, 15 октября поедет в Саранск как мини-представитель конкурса «Йошкин котоХод», вошедшего в список участников Международной премии Russian Event Awards. Он, к слову, уже пятый по счету ‒ любят в нашей республике северную ходьбу. Работа «Йошкин КотоХодик», к тому же, стала финалистом конкурса «Туристический сувенир». И хоть пока Александра говорит, что не готова проводить мастер-классы, думается, все впереди!
«Можно вязать из дешевых материалов, но от этого игрушка будет выглядеть неказисто. А зачем работать, если не нравится результат?» Кстати, самому возрастному заказчику Александры Семиной ‒ 84 года, самому маленькому ‒ 3 месяца.
Марийская правда