Начала писать картины в 79 лет и прославилась на весь мир
Любви все возрасты покорны, особенно если это подлинная страсть к искусству и желание, как говорила наша героиня, украсить жизнь. Никогда не рано и никогда не поздно взять в руки кисти и краски, чтобы выплеснуть на бумагу или холст самые свои яркие чувства.
Любовь Майкова – советская и российская художница наивного искусства – начала писать в возрасте семидесяти девяти лет. Ее творческая жизнь длилась полтора десятилетия, и за эти полтора десятилетия она участвовала во множестве выставок, повидала немало известных людей, а главное – стала вдохновением для тех, кто считал, что живопись – не для них.
Искусство из деревень
Что такое «наивное искусство»? Так искусствоведы называют произведения непрофессиональных художников, «сохранивших свежесть и детскую непосредственность». Представители наивного искусства с миром искусства профессионального связаны очень мало, обычно они не получают даже курса ИЗО в общеобразовательной школе. Их биографии всегда одновременно обыденны и необычайны. Часто это люди из деревень или рабочего класса, тяжело трудившиеся с ранних лет и начавшие рисовать по велению души, ради отдыха или развлечения.
В наивном искусстве ощущается влияние искусства народного – домовой росписи, глиняной игрушки, а также старой иконописи и лубка. Среди самых ярких фигур наивного искусства – женщины. Бабушка Мозес, Серафина из Санлиса, Алена Киш, Мария Примаченко, Катя Медведева… и Любовь Майкова, баба Люба или тетя Люба, как ее называли все вокруг и называют теперь искусствоведы в посвященных художнице текстах.
Любовь Михайловна Майкова родилась в 1899 году в деревне Брюханово Ржевского уезда Тверской губернии. Образования она не получила – не только художественного, но и общего, поскольку после года учёбы в церковно-приходской школе для крестьянских детей была вынуждена оставить занятия, чтобы помогать родителям в хозяйстве. С 1942 жила в в Селище Кимрского района Тверской области. Она не чуралась никакой работы с детства, в зрелые годы работала уборщицей и трудилась на почте, собирала на продажу ягоды, грибы и травы. Ее муж погиб во время Великой Отечественной войны, она осталась одна, поднимала двоих сыновей.
Тема войны – одна из ключевых в творчестве Любови Майковой. Она не писала батальных сцен, страданий, ужасов войны. Однако на фоне ее лиричных пейзажей появляются толпы вдов, уходящие фигуры солдат, окруженные пламенем.
Первым ее столкновением с искусством была встреча с иконописцем, «маляром». Произошло это еще с детские годы Любови Майковой. Тогда ее поразило умение художника запечатлеть бегущие по небу облака. Но до того времени, как она сама написала свою первую картину, прошло несколько десятилетий.
Открытие бабы Любы
С детства тяготея к искусству, Майкова начала писать в возрасте семидесяти девяти лет. Почему? У нее был простой ответ на этот вопрос: «Захотелось жизнь украсить». А прежде взяться за кисти и краски было некогда. Это звучит по-своему утешительно для любого современного человека, ведь многие из нас попросту не успевают заняться любимым делом, откладывая его все дальше и дальше, на отпуск, на лето, на потом, на пенсию, в конце концов.
В общем, история Любови Майковой доказывает, что заняться искусством в преклонные годы – вполне возможно. Истории «открытия» звезд наивного искусства почти всегда похожи – столичный коллекционер случайно, в доме художника или художницы, в местном магазинчике, у знакомых или даже в коровьем хлеву видит работы, которые поражают его воображение и задевают тончайшие струны души. Так вышло и с творчеством бабы Любы.
Владимир Мороз, действительно столичный – московский – коллекционер, гостил у друзей в деревне, и они посоветовали ему зайти к местной старушке за грибами, мол, она удивительно вкусно засаливает грибы и продает их соседям и знакомым. В доме бабы Любы он увидел развешанные по стенам работы, написанные гуашью на клочках бумаги. Ее светлые, яркие, полные воздуха и простора пейзажи его потрясли. Он увидел в них подлинную чистоту души и ту любовь к искусству, которая возникает, когда художник творит не для зрителя, не ради денег, не во имя славы, а в буквальном смысле – по любви. Он попросил ее продать ему картины, а она взяла только деньги за грибы. Владимир Мороз приобрел для бабы Любы холсты и масляные краски, и ей очень понравилось писать маслом.
В ноябре 1986 года против Музея изобразительных искусств, в Доме культуры на Волхонке появилась афиша: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой». К 1998 году было проведено более десятка персональных выставок в крупнейших городах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Внимание публики бабу Любу не смущало совершенно. Что с рядовыми зрителями, что со знаменитостями она держалась одинаково строго и, по словам очевидцев, сама эта крошечная старушка «могла напугать кого угодно». Искусствоведов и коллекционеров она ласково называла «плутами».
Реки и Бог
Любовь Майкова писала преимущественно пейзажи, как реалистичные, так и фантастические. В них очевидно влияние классических русских пейзажистов, например, Васильева, чьи работы она могла видеть в советских журналах и календарях. Ее пейзажи часто сопровождаются лирическими подписями, посланиями к Богу и Вечности – «Дорога к Храму», «Дар Господа», «Прощай». Часто можно увидеть образы рек (например, Волги), уходящего вдаль корабля, расставания на берегу моря. И море это вовсе не реальное – это то бескрайнее Ничто, куда уходят все, когда приходит время.
Баба Люба и в возрасте за девяносто сохраняла бодрость душевную и физическую. Вспоминают, что она не только много рисовала, но и без труда взбиралась на крышу, чтобы ее починить (чем пугала соседей, разумеется). Она скончалась на сотом году жизни в доме-интернате для престарелых и инвалидов в городе Кимры. Похоронена в селе Селище. Это был 1998 год.
Сегодня же её пейзажи представлены в государственных музеях и частных коллекциях, а её имя включено в международные каталоги наивного искусства.