Нерассказанная сказка: в любимом страной кино «Морозко» зашифровано послание кузбасской семье
В новом году будет 60 лет съемкам фильма-сказки «Морозко». И, казалось, мы давно знаем о нем и актерах все.
Известная актриса адресовала его близким, в том числе тем, с кем была разлучена в эпоху репрессий ...Но новокузнецкая семья, сибирская ветка Волнушкиных, век хранит их общую историю с актрисой Зуевой, с «Бабушкой из окошка», сказительницей из «Морозко» и других великих киносказок. И неважно, что в официальной биографии актрисы о Волнушкиных ни слова.
- Но она была приемной дочкой моей бабушки – Марфы Волнушкиной. А потом нас репрессировали. А Зуева тогда уж в актерскую долю и в рост пошла. И как ей помочь сосланным? И разве ж у нее сила какая была?... Да и это было опасно... Одно хорошо, ее за собой не потянули, талант сохранили... И «Зуихе» пришлось придумать свою особую сказку, биографию без «пятен», - рассказывала мне 91-летняя Анна Дмитриевна Панова, по привычке с деревенского детства называя себя Нюськой, а актрису – «Зуихой», несколько лет назад. И эта ветка Волнушкиных убеждена: Анастасия Зуева роль сказительницы посвятила приемной маме Марфе и близким.
- В «Морозко» она говорит с интонацией, с жестами, улыбкой Марфы. И это и память, и признание в любви к семье, давшей ей в детстве кров и любовь. И это словно долетевшие в Сибирь с фильмом слова: «Простите, что не была в беде рядом».
Настя N1 и N2
Официально известно, Зуева училась в московской гимназии, во 2-й студии МХАТа и вошла в труппу МХАТа в 1924-м… Но откуда у городской гимназистки, у столичной девушки такое потрясающее знание крестьянской жизни да певучий народный говор да жесты? Настолько коренные, узнаваемые, народные, что даже Горький, заметив Зуеву в спектакле, однажды сказал: «Лучше, чем в жизни»…
Но давайте по порядку.
- Начало XX века. Семья Волнушкиных, Петр и Марфа. Они жили в 98 километрах от Москвы, в селе. И были у них дети Мария, Таня и Настя. А осталась Марфа вдовой, муж погиб, и взяла она в монастыре на воспитание сироту, Настю Зуеву. Так в семье стало две Настеньки. А как Зуева попала в монастырь? По семейным рассказам, было нормой – передавать сирот в монастыри, чтобы там подыскали им приемные семьи.
- К тому же была госпрограмма поддержки приемных семей. Им царь платил деньги, небольшие, но все - помощь. И Марфа думала, поживет сирота с ними год – два, и передаст она её дальше, но сроднились... А чем семья тогда была? В семье всё едино делали: и работали вместе, и ложки одинаково брали. А столы, лавки тогда были деревян-ные! Самовары ведер-ные! У всякого дома – станки, и все ткали, пряли, песни пели, а Зуева и Волнушкины - голосистые… А весна придет – расстилали холсты на снегу… А лето придет – самая страда… Но все равно время учиться Марфа, сама грамотная, детям всем находила, и они ходили в школу. А выросли старшие и Марфа отправила их в Москву. «В няньки» - жить на квартирах и нянчиться с хозяйскими детьми, и попутно работу на всю жизнь, профессию себе подыскивать. Так, Мария и Татьяна и ушли после в ткачихи, замуж вышли, в Москве остались.
- А Настя Зуева, поработав нянькой в актерской семье, «заболела» театром, поступила учиться на актрису (в 1915-м. – Авт.), - вспоминала семейные хроники Анна Дмитриевна. – А младшую Настю Марфа оставила при себе. И как та подросла, попала в горничные в дом фабриканта Морозова. Тот, углядев симпатию меж горничной и его кучером, сосватал их. И в семье Насти и Дмитрия родилось девять детей, я – восьмая. И мне было четыре, когда умерла моя мама. И бабушка Марфа уже нам, сиротам, заменила маму. И все дочери Марфы меж собою очень дружили. Поддерживали друг друга и когда шли революции, и в Гражданскую, и потом. А когда умерла (в конце 1920-х) та Настя младшая, то актриса Анастасия, переживая, часто привозила сиротам ботиночки, сладости. И один приезд так врезался в память Нюси.
... Жара за 30. Кипит в тазах варенье. Нюська (ей – примерно семь) уж лениво лижет с ложки пенки с ягодками земляники. Варенье варят на всех приехавшие сестры покойной мамы и тетя-актриса. И сытая Нюська вскакивает на пень и поет частушки.
- А частушки взрослые, и все хохочут. Нюся еще не понимает. За нее краснеет отец, подходя, спрашивая, у кого ж научилась. «У Васьки». Отец - к сыну, что с баяном подыгрывал, тот – наутек. А Нюся дерет глотку дальше. Ждет похвалы от тети-актрисы. Хочет стать актрисой. И тетя-актриса учит: «Нюська, надо не орать, а петь. Давай нашу любимую «В низенькой светелке...», - рассказывает Ирина Шакирова, дочь теперь покойной Анны Дмитриевны (Нюси).
И то время Анна – Нюся вспомнит на высылке и за долгую жизнь не раз...
Донос
Прошли давно те земляничные дни. Жили, как всегда, трудом и трудно, но не голодали. И вдруг. Отец Нюси возвращался в село, подсадил пешего земляка. «Тот и спроси: «Когда к нам в коммуну вступишь?» А Дмитрий в ответ, что у него и без того столько ртов, детей-то и своих еле кормит. А если еще ему и коммуну кормить придется...
- Коммуна была делом новым. С теми, кто колебался, не церемонились. И тот человек написал донос. Семью сослали «...на основании протокола общего собрания колхозников и бедняцкого общества Решетенского сельсовета от 23.07.1931, - цитирует Ира архивную справку, - сведений об изъятом или конфискованном имуществе... не имеется».
То есть бедняки выселили, может, даже самую бедную семью из всех. И бабы, собирая детей Масленниковых в ссылку, плакали, хлеба им в дорогу всем селом пекли, теплую одежу несли... Масленниковых было выселено девять человек. Часть старших детей жила уже в Москве и их не тронули, как и тетушек Волнушкиных и тетю-актрису... А выехали в ссылку в телячьем вагоне, битком, пятеро детей Масленниковых – им от четырех до 22 лет, пятый – самый старший – с женой и младенцем, и отец Дмитрий, и мама его – бабушка Анна из их же села, вызвавшаяся ради внуков. А бабушка Марфа перед тем умерла. ...И ехали в Сибирь больше месяца. Привезли их на Антоновскую площадку. Долго мерзли, ждали паром. А перевезли через Томь и на том берегу «...сказали рыть землянки, одну лопату на десять мужиков выдали, так что руками рыли, старики, дети помогали». - Масленниковы выжили благодаря отцу - он пошел строить КМК. Старшие дети тоже все работали. И Нюся (ей было восемь. – Авт.) в чужой семье пасла гусей, смотрела за хозяйскими детьми, работала за еду. Но кормили ее хозяева мало, плохо, тарелку свою она вылизывала до крошечки. И памятное лето, с пенками, песнями казалось ей далеким прекрасным сном. Ведь наяву голод и бедность в семье зашкаливали. И, придя с бабушкой в праздник в храм и попросившись в непогоду заночевать, дети улеглись на полу, под иконами. Все уснули. Нюся молча молилась, чтобы все плохое закончилось.
- И она в ту ночь не заснула, - говорит Ирина. - Лежала и все гладила тканую дорожку... Она напоминала дорожки далекого дома. ...
Но прошли годы. Масленниковы работали на Кузнецкстрое. В Сибири обжились, заботой бабушки. Обрели в душе покой, благодаря работе, школе, друзьям, мечтам и вечерним рассказам об истории семьи Волнушкиных - Масленниковых и бабушкиным сказкам на ночь. И за срок спецпоселения встали на ноги. Родным не писали, боясь навредить. И, узнав тетю Настю в кино «Светлый путь», обрадовались, все хорошо. (И она еще в 1933-м стала Заслуженной артисткой РСФСР... И в 1957-м станет Народной артисткой СССР! )
Главная роль
Выросшая в Сибири Нюся актрисой, как тетя Настя, не стала. А стала в Великую Отечественную танкисткой. Была реабилитирована из всей потом реабилитированной семьи Масленниковых первой, уйдя на фронт в 1941-м. И с Победой Нюся заехала в Москву, искать тетушек.
- И пришла в театр. После спектакля тетя Настя спрыгнула со сцены, о приезде Нюси не зная, но признав издалека: «Ну, прямо Настасья!» Да, Нюся выросла копией своей покойной мамы. И погостила у тети-актрисы неделю, в актерской коммуналке, поражалась, что любимые народом актрисы имеют переходное "выходное" платье одно на всех, живут так же бедно, как все, на одной картошке... И тетя рассказывала о детстве, о Марфе... - поясняет Ирина.
Еще раз Нюся и актриса, спустя годы, встретились на свадьбе внучатой племянницы, на родине, незадолго до смерти Зуевой.
…И из всех ролей сибирская ветка Волнушкиных больше всего любит сказительницу в «Морозко».
- Мама, смотря эту сказку, всегда вспоминала тетю Настю и себя, поющую на пеньке. И всю жизнь гордилась тетей-актрисой. И мы гордимся тоже, - говорит Ирина. - Чудесная сказка! – говорила мне и Нюся - Анна Дмитриевна. – Фотографий Марфы не осталось. Но я в Зуевой так и вижу Марфу Волнушкину, её приемную маму, мою бабушку, какой ее помню. Её душу тетя Настя передала в кино, спасибо ей...
Комсомольская правда - Кемерово