Тайны биографии «Главного конструктора»

Подробнее поговорим о тайнах биографии выдающегося конструктора Сергея Королева, с чьей подачи был осуществлен запуск в космос первого в мире человека.

Сергей Павлович Королев (1906-1966) широко известен как советский ученый и конструктор ракетно-космических систем. Он является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и одной из ключевых фигур в освоении человеком космоса, а также одним из основателей практической космонавтики.

При этом в официальных документах СССР Сергея Королева называли просто «Главный конструктор». Под его руководством был организован и осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.Королев - дважды Герой Социалистического Труда и лауреат Ленинской премии, однако в его биографии до сих пор осталось немало неизведанных уголков, вызывающих многочисленные вопросы у потомков.

Сильное впечатление от увиденного в детстве полета

Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомире в семье учителя русского языка и словесности и дочери купца. Крестили мальчика в Софийской церкви.Спустя год, семья Королевых переехала в Киев, где отец получил место преподавателя русского языка в Пятой мужской гимназии. Однако вскоре жизнь супругов разладилась, и осенью 1910 года, вопреки воле мужа, мать отправила маленького Сережу к бабушке в Нежин. В то время в Нежине произошло необычное для тех лет событие, которое произвело огромное впечатление на маленького Сережу Королева, и возможно, повлияло на его дальнейшую судьбу.

4 июня 1911 года в Нежин приехал один из первых русских летчиков, популяризатор авиации Сергей Уточкин. Самолет в Нежин доставили поездом, на лошадях перевезли на ярмарочную площадь и там подготовили к полету. Бабушка и дедушка с внуком на плечах отправились на площадь. Маленький Сережа был потрясен. Позже он взволновано рассказывал матери, что сам видел, как «полетела машина с крылышками, и в ней сидел человек».

Раннее начало карьеры

В 1917 году Сергей пошел в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали его мать и отчим. Еще в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой и проявил к ней исключительные способности. В 1921 году юноша познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации «авиабезграмотности», а с 17 лет — как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. За время учебы в МВТУ Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, — показали незаурядные способности Королева как авиационного конструктора.

Идея построить ракетоплан появилась у Королева «после знакомства с трудами Циолковского и близкого знакомства с Цандером». В сентябре 1931 года Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Фридрих Цандер добились создания в Москве группы изучения реактивного движения. В феврале 1938 года в совместном с Е. С. Щетинковым докладе Королев изложил возможности использования ракетоплана в различных целях, в том числе обосновал его применение в роли высотного истребителя-перехватчика. Вплоть до ареста 27 июня того же года он продолжал работать над прототипом ракетоплана с жидкостным реактивным двигателем.

Арест и Колыма

Королев был арестован 27 июня 1938 года. Основаниями для ареста явились показания арестованных ранее Ивана Клейменова, Георгия Лангемака и Валентина Глушко — все трое называли Королева соучастником некой контрреволюционной троцкистской организации внутри РНИИ, «ставящей своей целью ослабление оборонной мощи в угоду фашизму».О применении к нему физических репрессий и издевательств следователями сам Королев утверждал в своем письме на имя Иосифа Сталина от 13 июля 1940 года с просьбой объективно расследовать его дело. Во время допроса в НКВД Королев получил перелом челюсти.

Военной Коллегией Верховного Суда СССР Королев был приговорен к 10 годам лагерей и этапирован на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах».Там он тяжело заболел цингой. От смерти его спас другой заключенный, Михаил Усачев, бывший директор Московского авиазавода, знавший Королева еще на свободе. Усачев помог устроить Королева в санчасть.

Пересмотр дела и работа в закрытых КБ

Бороться за пересмотр дела Королева первой начала его мать, заручившись поддержкой Валентины Гризодубовой. Приговор от 27 сентября 1938 года был отменен, и дело передавалось на новое рассмотрение. В результате Королев 23 декабря 1939 года был направлен с прииска Мальдяк в распоряжение Владлага и потом в Москву на пересмотр дела. По дороге с прииска Королев снова заболел и оказался в лазарете. Он опоздал в Магадане на последний рейс парохода «Индигирка» перед закрытием навигации. Возможно, это спасло Сергея Павловича от смерти: пароход затонул в Японском море во время шторма, погибло 745 из 1173 человек на борту.

В Москве Королев был судим вторично, приговорен к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму. Под руководством Андрея Туполева, также заключенного, Королев принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.Это послужило причиной для перевода Королева в 1942 году в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.

В начале 1943 года Королев был назначен главным конструктором группы реактивных установок. По воспоминаниям летчика-космонавта Алексея Леонова: «Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».

Освобождение, искусственный спутник Земли и человек в космосе

В июле 1944 года Королева досрочно освободили из заключения со снятием судимости, но без реабилитации по личному указанию И. В. Сталина, после чего он еще год проработал в Казани. 8 сентября 1945 года Королев вылетел в Берлин, чтобы в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) участвовать в изучении трофейной ракетной техники. В 1946 году там был создан новый советско-германский ракетный институт «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен Королев.

4 октября 1957 года Королевым был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Запуск спутника высоко поднял международный авторитет СССР как страны передовой науки и техники. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», Королев реализовал первый в мире полет человека в космос — гражданина СССР Юрия Гагарина — по околоземной орбите.

4 января 1966 года Королев провел свой последний рабочий день, а уже 5 января приехал в приемный покой. Во время проведения операции у Королева по удалению полипа в кишечнике открылось кровотечение. Остановить его не удалось. При интубации трахеи возникли сложности: из-за неправильно сросшейся после перелома челюсти Королеву не смогли ввести дыхательную трубку, поэтому пришлось делать трахеотомию. Остановка сердца легендарного конструктора произошла спустя 30 минут после окончания операции.

В 1965, незадолго до смерти великого конструктора, его навестили друзья по туполевской шараге. Показывая на охрану у ворот, он, академик, дважды Герой Соцтруда, произнес: «Знаете, ребята, иной раз проснешься ночью,лежишь и думаешь: вот, может, уже нашелся кто–нибудь, дал команду – и эти же вежливые охранники нагло войдут сюда и бросят:"А ну, падло, собирайся с вещами!"».

Вклад Сергея Королева в развитие отечественной космической отрасли является неоценимым, а равных ему ученых в области освоения космоса до настоящего времени больше не появилось.

 

Bloknot

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

02.11.2024
Люди
Дворянские корни, секреты перевоплощений и еще 5 малоизвестных фактов о легендарном Олеге Янковском

Многие фильмы с его участием вошли в золотой фонд советского кино, – факт общеизвестный. А вот почему его называли одновременно и последним советским аристократом, и последним советским народным артистом – широкой публике вряд ли известно.

02.11.2024
Увлечения
Жительница московских Кузьминок окончила Строгановку в 72 года

Алла Прохожева с улицы Академика Скрябина в 72 года стала профессиональным художником.

01.11.2024
Работа
125 тысяч в месяц: пенсионеры зарабатывают больше всего денег «стикеровщиками»

В России выявлена самая высокооплачиваемая работа для пенсионеров.