Извергает огонь и прилетает к тоскующим вдовам: Metro узнало, как славяне относились к драконам
Зелёный и деревянный символ года будет «править» следующие 12 месяцев. О сторожевом прошлом огнедышащих существ и встречах с ними вживую рассказал этнограф Дмитрий Баранов.
В славянской мифологии драконов не было, но были летающие и огнедышащие змеи.
Сторож миров
В русской культуре дракона как такового не существовало, но были иные его воплощения.
"Именно такого образа у славян не было. Из психологических ролей в русском фольклоре с ним наиболее сопоставим змей летающий. Это охранник между верхним и нижним миром. Он соединяет различные противоречивые мотивы. Природа его двойственна, но больше негативных коннотаций. Он обитает на границе и охраняет нашу реальность и тот мифический мир: мир мёртвых, иной мир", – рассказывает журналисту Metro заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея Дмитрий Баранов.
Самый яркий и всем известный представитель рептилии с крыльями – Змей Горыныч. "Горыныч – от слова гореть! Это самый прямой родственник дракона. Он дышит огнём, выпускает дым из ушей, может иметь несколько голов. У него есть хвост, когти, перепончатые лапы, – продолжает сотрудник музея. – Ну и место его обитания безжизненное. Там ни трава не растёт, ничего, как в пустыне. Вероятно, он является сторожем в иной мир, поэтому что зачастую его можно встретить у моста".
Идолище поганое
Чудовище из русских сказок и былин Чудо-Юдо также является близким родственником дракона. Из общих черт у них гигантские размеры, множество голов и "обжигающее" дыхание.
"Чудо-Юдо в былинах представляется либо идолищем поганым, либо каким-то змеем. Иногда у него появляется хобот, который является основным оружием. Правда, хоботом тогда называли и хвост. Ну, это действительно такой многоглавый дракон, который умеет дышать огнём и сжигает целые села. Чудо-Юдо может жить на дне морском или за рекой. Внешне напоминает морских чудовищ из античной мифологии или драконов, живущих под водой", – объясняет Дмитрий Баранов.
Негативное отношение к славянским собратьям дракона было и в церкви. К примеру, в житии святого великомученика Георгия Победоносца главный герой обезглавил змея, спасая от него Царевну. "Там у змея птичий клюв и крылья. Это архетипичный образ летающего змея", – добавляет эксперт.
И змей, и муж
Кстати, вера в летающих и огнедышащих змеев сохраняется по сей день. А некоторые современники говорят, что видели мифических существ вживую.
"Бабушки в деревнях Вологодской и Архангельской областей рассказывали, что видели их, – продолжает Дмитрий Баранов. – Говорят, что если вдова очень тоскует по мужу, то к ней является огненный змей, летает и превращается в мужа. До сих пор бабушки говорят, что змеи во время пожара могут перелетать через дом горящий, а ещё, что они могут за человеком гнаться. Змей летит по прямой, поэтому лучше вилять, петлять и бегать в лесу, тогда он в деревья врежется".
Что касается гороскопов, то у славян их не было, поэтому и примет, связанных с годом Дракона, тоже.
"Люди, которые читали книги, были знакомы с восточными знаками зодиака, но гороскопы не стали фактом народной культуры. Дракон – это сказочно-былинный образ. По большей части к крылатому змею было негативное отношение. Однако это образ двойственный, он символизирует вечную жизнь и обновление. А дракон – это источник мудрости", – говорит сотрудник Российского этнографического музея.