Красная роза для кумира. В прокат вышел фильм о первом секс-символе экранов

В Лос-Анджелесе, сразу за студией "Парамаунт пикчерс", есть знаменитое кладбище "Голливуд навечно", где покоятся кинолегенды целого века. Есть там и ниша с прахом самого первого из мировых секс-символов - суперзвезды немого кино Рудольфо Валентино, при известии о смерти которого в возрасте 31 года множество его поклонниц умирали от отчаяния.

Он считался эталоном мужской красоты, и о его короткой штормовой судьбе сняты игровые и документальные фильмы, в том числе саркастический байопик Кена Рассела с Рудольфом Нуреевым в роли Руди (1977) и душещипательная мелодрама Льюиса Аллена (1951).

В кинотеатрах России - новый фильм "Немая жизнь" об еще одной легенде - загадочной женщине в черном, которая, укрыв лицо за плотной вуалью, каждую годовщину смерти любимого артиста приходит к его надгробию, чтобы положить красную розу. Красиво, таинственно, печально - как и должно быть в кино.

Картину снял Влад Козлов - москвич, уехавший в Лос-Анджелес, чтобы осуществить свою мечту лично сыграть Рудольфо Валентино, на которого, говорили, он похож.

История создания необычного фильма достойна пополнить ряды кинолегенд - она тоже красива и почти невероятна. Козлов страдает заиканием, и о съемках в кино, казалось, не могло быть и речи. Но упрямец уехал в Голливуд без знания языка и без денег - теперь он лауреат кинофестивалей, автор нескольких фильмов. Снял и байопик о Валентино - работа заняла 15 лет. И даже сыграл Руди, когда тот в зрелом возрасте.

Чтобы решить проблему с заиканием, придумал комбинацию: цветное звуковое кино соединил с черно-белым немым, игровой сюжет - с документальными вставками. Роль Руди сыграли три актера: мальчик Данхам Стюарт, 18-летний Далтон Сир и сам Влад Козлов, стилизовав эту часть фильма под немое кино - там можно не говорить.

Рассказ идет от имени Женщины в черном, которая у могилы Валентино в Кафедральном мавзолее соглашается дать интервью для фильма о легендах Голливуда. И, параллельно, от имени самого Валентино, который в пустом кинотеатре заново прокручивает былое на экране своей памяти- кинозал становится машиной времени (закадровый голос в оригинале обеспечил Франко Неро). И возникают ключевые фрагменты этой судьбы - от юности, когда смазливого итальянца научили искусству соблазнения женщин, и он стал жиголо, до счастливого случая в Голливуде, когда неизвестному, но рекордно сексапильному юноше предложили главную роль; от проблем со здоровьем и развода с женой до больничной койки и смерти.

Следить за этим интересно - всегда занятно углубиться в мир легенд и мифов, открывая его подноготную. Даже несмотря на огрехи стиля и неровности в качестве фильма. Все это неизбежно, если работа заняла полтора десятилетия, а режиссеру не хватает опыта. Но смотреть картину стоит не только из-за попытки заглянуть по ту сторону легенды, но, в первую очередь, из-за участия в ней еще одной живой легенды Голливуда - 94-летней актрисы Терри Мур, получившей номинацию на "Оскар" за фильм "Вернись, малышка Шеба" (1959).

В роли Женщины в черном, верной поклонницы Валентино, она принесла с собой на экран актерское достоинство и утонченность, какие в кино, увы, давно вышли из употребления. Она и сегодня ослепительна - в сиянии глаз, в выразительности мимики и безупречности пластики. В результате жанром фильма стал не очередной байопик о кинозвезде, а драма женщины, потратившей свою жизнь на иллюзию любви, на поклонение давно ушедшему кумиру, и в глубокой старости обнаружившей себя у разбитого корыта.

"Немая жизнь" - пример редкой профессиональной солидарности: фильм снимался почти без бюджета никому не известным начинающим режиссером, но в него поверили, ему помогли такие люди, как Роберт Де Ниро, подавший человеку из массовки идею снимать самому, как Изабелла Росселлини, сыгравшая мать героя, как снявшиеся в фильме Франко Неро и Шерилин Фенн (она играет актрису и продюсера немого кино Аллу Назимову). На помощь пришли спонсоры, крупные студии и ателье, бесплатно предоставившие и реквизит, и аппаратуру, и костюмы, использованные на съемках "Титаника".

Режиссерскому и актерскому почерку Козлова присущи гипертрофированная, как в немом кино, эмоциональность, и некоторая вычурность жестикуляции - все это гармонично вписалось в изысканное черно-белое ретро кинематографической столицы мира 20-х годов. В фонограмме джазовые хиты тех лет перемежаются чувственной классикой от Caro mio ben Джордани до Adagietto из Пятой симфонии Малера - лейтмотива картины, навевающего параллели со "Смертью в Венеции" Висконти.

Возможно, желанием вернуть стиль Великого Немого объясняются и наивность некоторых решений, и прямолинейная иллюстративность (вуайеристские утехи, сцены самоутешения в ванной, пластическое изображение отчаяния). Фильм завершается диалогом Женщины в черном и еще одной реинкарнации Руди - молодого режиссера-документалиста Пола, где она признается, что весь ее терзавший душу рассказ был выдуман. Пол не обескуражен: ведь рассказ шел от ее сердца! Диалог похож на извинение автора картины: в ней есть просчеты и шероховатости, но есть и главное, обезоруживающее, - искренность чувства.

Эта картина - мечта всей жизни человека, специально для нее ставшего режиссером. Она - плод любви, а это всегда подкупает.

С 21 марта в кинотеатрах страны.

 

Российская газета

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

05.02.2026
Спорт
“Старость не застанет меня дома“: 75-летняя казахстанка покоряет марафоны

Костанайская бегунья Тамара Бабич в морозные дни выходит на пробежки, поражая прохожих не только своей закалкой, но и возрастом, рассказывает Tengri Life.

04.02.2026
Здоровье
Гастроэнтеролог раскрыла пользу самой бюджетной крупы для здоровья

Это незаслуженно недооценённый продукт. Гастроэнтеролог Светлана Черепицына советует обратить внимание на скромную, но мощную по своим свойствам перловку.