Куда уходят бабушки в платочках?
Сегодня старушек в платках почти не встретить не только в городах, но даже в станицах и хуторах. Классический образ российской бабушки с покрытой головой, похоже, уходит в прошлое.
Истоки традиции
Как появился образ старушки в платочке в России? Почему одежда сельских тружениц на протяжении нескольких столетий почти не менялась, а теперь бабушки в колоритных нарядах словно перевелись? Ответы искали вместе с исполняющим обязанности благочинного церквей Усть-Лабинского округа Дионисием Шиегиным и историком Дарьей Томилиной.
Если на улице женщин в платках сейчас встретишь редко, то в церкви этот головной убор по-прежнему распространен. Как появилась эта традиция в православии, возможно, именно религия повлияла на то, как одевались российские крестьянки сотни лет?
Отец Дионисий рассказал, что в христианстве это правило связывают с именем апостола Павла. Когда он обратился с посланием к коринфянам о том, что женщины должны ходить с покрытыми головами, дополнил, что это для ангелов.
– Все дело в том, что тогда город Коринф принадлежал Римской империи. Государство было рабовладельческое, и то, как человек выглядел, демонстрировало его статус в обществе. Состоятельные дамы делали прически, с распущенными волосами – те, кто беден. Рабыни так и вовсе должны были стричься налысо. Когда после богослужения жители Коринфа, принявшие христианство, собирались на трапезу, это разделение было особенно заметно. Рабыня или нищая никогда не могли оказаться за одним столом с богатой женщиной.
Несмотря на то, что христианство пропагандировало равенство, выросшим в язычестве коринфянам отказаться от устоев было непросто. Тогда апостол Павел и ввел традицию для женщин – покрывать головы в церкви. Так, бедная женщина или рабыня могли защититься от немилости людей классом выше. Благодаря платку было не определить, к какому сословию она принадлежала, – объяснил священник. Чтобы не говорить прямо, зачем вводится эта традиция, апостол сказал, что это делается для ангелов.
На протяжении более 2 000 лет традиция живет в христианстве. Прижилась она и в России. В разные эпохи она была то строгой, то упразднялась. –
В молодости многие больше заботятся о мирском, и только в старости начинают задумываться о духовном, вечном. Пожилые люди чаще посещают храм, придерживаются церковных традиций, в том числе, надевают платки. Возможно, поэтому образ бабушки у нас ассоциируется с женщиной в платке, – отметил отец Дионисий.
Историк Дарья Томилина склоняется к другой версии, связанной с народными традициями.
– До Крещения Руси платки уже были в обиходе у всех народов, проживающих на территории современной России. Девушки, обычно, платков не носили – волосы заплетали в косу. Покрывали головы замужние женщины. Делали это из суеверия. Считалось, что в волосах находится жизненная энергия и, используя их, можно сглазить, навести порчу или даже помешать успешному деторождению. Поэтому замужние женщины и покрывали голову, – рассказала Дарья.
– В редких случаях девица могла надеть платок. Например, когда трудилась в поле, чтобы волосы не мешали. Повязывали их тоже по-разному – девушки спереди, женщины – сзади. Историк отмечает, в южных территориях платки носили иначе, чем в северных или в Сибири и на Урале. На Кубани девушки тоже не покрывали голову. Носили косу, которую украшали лентами с вышивкой, бусинами или жемчугом. После свадьбы косу расплетали и плели две. Сверху надевали платок и закручивали его наподобие «солохи». Платки были самым популярным головным убором у казачек юга – кубанских, ростовских, терских. Существовало несколько видов. Платки-косынки – на работу, шали – на выход. Культура ношения тоже была разная. Например, зимой, когда девушка надевала платок, то оставляла теменную часть головы открытой. Женщина повязывала платок так, чтобы под головным убором не было видно волос. В XX веке изменились и культура, и образ жизни людей.
– Причина, по которой видим все меньше пожилых женщин в платках, в том, что поколение, для которого это носило сакральный смысл, уходит, – считает Дарья. – Люди стали менее суеверными, показать красоту волос теперь могут не только девушки, но и замужние женщины. Платки потеряли свою практическую функцию. Большую часть физического труда женщин заменила техника, сейчас волосы не мешают им выполнять повседневные обязанности. Это кажется логичным объяснением того факта, что привычный образ бабушек в платочках уже почти история.
Личный опыт
Отыскать среди жительниц района тех, в чьем гардеробе есть платок, было непросто. Мы поговорили с четырьмя из них – Таисией Винниковой из Усть-Лабинска, Валентиной Давыденко из Новолабинской, Валентиной Пышнограевой из Братского и Надеждой Шеремет из Некрасовской. Они рассказали, почему сохранили образ традиционной российской бабушки.
82-летняя Валентина Давыденко с 18-ти работала в полях, потом – оператором на автозаправке. Платки носила с тех пор, как вышла на работу.
– Прятала волосы, чтобы не мешали. В платке удобно, и волосы остаются чистыми. Не представляю другого головного убора при физической работе, – поделилась Валентина Ивановна.
– Платки носили и мама с бабушкой. Это было частью «униформы» советских тружениц. Девушка, которая надевала платок, считалась работящей, и это было гордостью. Сегодня в гардеробе станичницы мало, что изменилось, платки – часть ее повседневного образа.
Говорит, что волосы окрашивала всего один раз в жизни – не понравилось. – Уж лучше седину платком покрывать, чем волосы «химией» портить, – отметила Валентина Давыденко.
Надежда Шеремет родилась и выросла в Белоруссии. На Кубань переехала в юности. Одним из самых запоминающихся моментов в ее жизни стал день, когда она в подарок получила платок.
– Окончив семь классов, устроилась телятницей в колхоз. На День молодежи юным работницам подарили по паре капроновых чулок и платки. Мы были такими счастливыми. Помню, подумала тогда: «Не зря школу бросила – вон, мне платок подарили», – вспоминает Надежда. – Это уже во взрослом возрасте поняла, что поступила опрометчиво. Сейчас у меня целая коллекция платков – хлопковых, ситцевых, вязаных и даже шерстяных. Все ношу.
92-летняя Таисия Винникова родилась в Воронежской области, потом перебралась в Тульскую.
– Работала садчицей на Щекинском заводе. В 1950 году назначили бригадиром. Все работницы ходили в платках – удобно и безопасно, чтобы волосы не загорелись. Модничать тогда было не принято, важнее было зарекомендовать себя. Платок был негласным символом добросовестной труженицы. Мы, девчонки, носили их с удовольствием и гордостью, – рассказала Таисия Тимофеевна.
Валентина Пышнограева родилась и выросла в Черниговской области на Украине. Вспоминает, что тогда в тех краях выращивали лен. Из него ее мама ткала полотно, которое выбеливала и шила детям рубашки, платья и платки.
– Чтобы разнообразить гардероб, ткань красили, а на подоле платьев и платках вышивали узоры, – поделилась Валентина Романовна. – Обычные хлопковые косынки надевала на работу, цветастые ситцевые – на выход. Зимой вместо шапок носили вязаные или шерстяные платки. На Кубань семья переехала в 1951 году. Здесь Валентина вышла замуж, родила троих детей. Работала свинаркой, в полях. В 1980-е годы устроилась поваром в детский сад.
Каждую из героинь статьи можно назвать настоящей российской бабушкой. Они сохранили традиции не только во внешнем облике. Редкие по нынешним временам душевное тепло и доброта так и веют от них. Жаль, но мы, вероятно, последнее поколение, которое застало бабушек в платочках.
Сельская новь (г. Усть-Лабинск)