93-летняя мастерица из Абдулино превращает солому в золото
— Первый раз я увидела изделия из соломы на выставке в Белоруссии. На них сверху падал свет, и, когда вошла в зал, мне показалось, что они сделаны из золота, — рассказывает Надежда Калинина. – За долгую жизнь я работала с разными материалами: глиной, корой и корнями растений, занималась резьбой по дереву. Но запала в душу и остается со мной в осеннюю пору жизни именно солома.

Притяжение таланта
Вот и я, увидев работы Надежды Яковлевны в краеведческом музее Абдулино, не могла оторвать от них глаз. Барышни в мордовских и русских нарядах, паренек с балалайкой, ткачиха за станком, юный Пушкин с няней Ариной Родионовной. И все это живое, с характерами, отраженными на берестяных лицах! Захотелось познакомиться с автором персонажей, назвать которые куклами просто язык не поворачивался, лично. В музее любезно дали контакты Калининой, предупредив, что ехать придется далеко, а мастерице уже 93 года и она инвалид. Когда журналистов останавливали расстояния и возраст героев? Созвонились, договорились о встрече — и в путь!
Село Емантаево Абдулинского муниципального округа расположено в красивейшем месте, что, к сожалению, не уберегло его от вымирания. Закрылись детский сад и школа, разъехалась молодежь, остались в домах старики, 95 пенсионеров на две улицы. В доме Надежды Яковлевны встретила нас начальник Емантаевского территориального отдела (есть теперь и такая должность!) Мария Николаевна Ряплова.
«Характер у хозяйки боевой, но самой управляться с домашними делами в инвалидном кресле тяжело, вот и стараемся помочь, — объяснила она. – Пока гостей ждали, успели мордовские манты налепить!»
На ветхую старушку Надежда Яковлевна никак не похожа: ясный взгляд, на щеках румянец, на губах улыбка, звонкий голос и… чистая литературная речь! Оказалось, что наша собеседница преподавала русский язык и литературу в Таджикистане, работала методистом в гороно Ленинабада, на пенсию ушла с должности инспектора. А вот как она в солнечную страну из Абдулино в юности попала, это отдельная история…
Дитя войны
— Мне было девять лет, когда началась Великая Отечественная война, — рассказывает Надежда Яковлевна. – И холод пережили, и голод, спасал лес, всякую траву ели, и все равно в животах урчало. Уже в том возрасте я умела плести лапти, и это помогало решить проблемы с обувью все военные годы. В лаптях после десятого класса и отправилась вместе с подругой учиться дальше. Где-то услышали девчонки, что в городе Ленинабаде фрукты на земле валяются, а зимой можно обойтись без теплой одежды, решили ехать туда, поступать в педагогический институт. Мама дала Надежде с собой три рубля, отцовскую шинель и шаровары вкупе с лаптями – вот и все богатство будущей студентки.
— Документы в институт у нас приняли, а жить негде, деньги кончились. Пошли в обком комсомола со своими бедами. Нас встретили тепло, посоветовали поступать в педагогическое училище и обещали устроить на работу в детский сад: там и питанием, и жильем будете обеспечены! Как воспитателю, мне надо было учить детей рисовать, лепить, а я ничего этого не умела. В школьные годы имела всего два цветных карандаша! Училась творчеству вместе с ребятишками. Потом, окончив институт, я стала преподавать русский язык и литературу в школе.
Удивила мир… и домой!
А творчество уже не отпускало. Мастерила поделки вместе со школьниками, показывали работы на разных выставках в городе, области, в Душанбе, получали грамоты и призы. Надежду заметили, доверили представлять республику за пределами Союза.
— Моя первая персональная выставка состоялась в Париже. Там проходила декада таджикской литературы и искусства и были показаны вылепленные мной из глины и раскрашенные национальным орнаментом герои сказок. За эту коллекцию получила во Франции медаль. Вторую награду вручили в Японии. Для оформления выставки тканей Ленинабадского шелкового комбината я выбрала поделки из корневищ деревьев. Они произвели на японцев большое впечатление! В Индию я поехала уже по туристической путевке и там научилась резьбе по дереву. Где бы я ни была, старалась что-то перенять.
Плетением из соломы Калинина заразилась после поездки в Белоруссию. В Средней Азии такого материала мало, в основном рисовая, а для работы лучше всего использовать овсяную солому, она самая мягкая. Годится и пшеничная. Надежда даже выращивала колоски самостоятельно.
— Солома – доступный и красивый материал, только не все умеют с ним работать. Ее надо запарить, чтобы стала мягкой, и тогда можно плети что угодно, — объясняет мастерица. Потом судьба сделала крутой поворот, постарели родители, за ними нужен был уход, да и в Таджикистане жить русским людям стало неспокойно. И она вернулась на Родину…
Поэт – источник вдохновения
– Вся моя жизнь прошла с Пушкиным. Начиная с Лукоморья, рассказанного слепой бабушкой в детстве, и до сегодняшнего дня. Сейчас работаю над новым образом поэта, хочется, чтобы он получился живым, с озорным взглядом, расстегнутым воротом рубашки, пером в руках и бумагой на коленях. Моему первому Пушкину, который на книжных стеллажах, уже 20 лет. Была большая коллекция — поэт в Болдино, с Натальей Николаевной, с героями сказок. Сейчас она в Самарской области в музее моей подруги. Я ей — работы, а она снабжает меня природными материалами, соломой, берестой, липовым лыком. Сама-то я в лес уже не ходок…
Есть у Надежды Яковлевны мечта – создать коллекцию о пребывании поэта в наших краях. Дело за малым — надо найти книгу «Пушкин в Оренбурге».
— Я ее видела, читала, там прекрасные иллюстрации, по которым можно воспроизвести в соломенной скульптуре движения людей и лошадей в упряжке. Но больше мне эта книга не попадалась! Может быть, у кого из читателей вашей газеты есть, пусть поделятся, — с надеждой говорит Калинина.
– Я творчеством лечусь, когда берусь за плетение, забываю о боли. Из родни у меня осталась только племянница, приходит помочь по хозяйству, потом весь день я одна, а за работой время быстрее летит!
В музее Абдулино нынешняя выставка заслуженного мастера декоративно-прикладного искусства СССР — такое звание было присвоено Калининой в далеких теперь 1960-х годах прошлого столетия — третья. Время над мастерством не властно, Надежда Яковлевна и сегодня готова творить, удивлять и вдохновлять. Соломенное золото не тускнеет и всегда в цене у поклонников ее таланта!
Читайте также:
Как алматинские пенсионеры бесплатно обучились и вышли на доход
Бабушкино одеяло лечит душу. Красноярка шьет вещи, возвращающие в детство
НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ




