Народный мастер Алла Гончарова: Игрушкой надо заниматься

25 июля Одоев, куда Новосильский князь Роман Семёнович, спасаясь от монголо-татар, перенёс столицу своего княжества и где потом основал династию удельных князей Одоевских, отметил праздник – День посёлка. В этом году живописному городку Тульской области, с богатой историей, исполняется 650 лет. Впервые в письменных источниках он упоминается в 1375 году. Сегодня особое внимание к Одоевскому району привлекает не только его историческое прошлое, но и появившийся, по данным археологов, более 700 (некоторые исследователи полагают – более тысячи) лет назад народный художественный промысел – знаменитая на весь мир филимоновская игрушка.

Алла Гончарова – потомственный мастер по изготовлению филимоновской игрушки. Работы её прабабушки Авдотьи Григорьевны Дербенёвой (1881–1959) хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Бабушка Антонина Ильинична Карпова (1910–1983) была членом Союза художников СССР, в 1982 году ей было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Её игрушки тоже хранятся в лучших музеях России, в том числе в Русском музее. Известной мастерицей была и мама – Мария Николаевна Марченкова (1933–2014), член Союза художников России.

Член Союза художников России, народный мастер (1981), Алла Гончарова с 2020 года руководит Тульским музеем декоративно-прикладного и народного искусства. В разговоре с «Тульскими известиями» она рассказала о своей глубокой внутренней связи с филимоновской игрушкой, поделилась собственным видением развития народных промыслов в России в целом и филимоновской игрушки в частности.

– Алла Ивановна, вы довольно поздно начали заниматься изготовлением филимоновской игрушки – в 15 лет…

– Да, но приобщение к семейному ремеслу произошло гораздо раньше. Как бабушка расписывает игрушки, я увидела лет в семь. У меня глаза разбежались от этой сказочной красоты – барынь, оленей, коров… Через год-два я наблюдала за тем, как бабушка игрушки лепит. Но с раннего детства я и сама рисовала и лепила. Как-то раз в детском саду сделала из пластилина композицию на тему басни Ивана Крылова «Ворона и Лисица». Эта работа, как сказали воспитатели, их просто поразила, и они признали её лучшей.

А однажды я заболела. Бабушка приехала меня проведать и увидела в моей тумбочке множество разных куколок. Я даже посуду для них вылепила из пластилина: самовар, кастрюльки, кувшинчики… Бабушка ещё один кувшинчик сделала – ровный, красивый, с ручкой. Вот тогда я узнала, чем моя бабушка занимается, и сразу решила: она у меня – великая.

– А как работает мама, видели?

– Позже и её работу увидела. Каждое лето мама приезжала из Щёкино, где мы жили, к бабушке в Филимоново – помогала расписывать игрушки. Их бабушка за зиму много налепит и обожжёт. За роспись садились обычно всей семьёй. Так было не только у нас – во всём Филимоново. Младшее поколение лет до 10 смотрело на работу взрослых, а в 10 лет ему доверяли игрушку желтить – покрывать жёлтой краской, делать основу под роспись. А когда мне было лет 13 и я летом опять приехала к бабушке, она сказала: сократили срок сдачи игрушек – помоги расписать, а то не успею.

Заказ игрушек делался тогда на государственной основе. За оставшиеся до сдачи три дня бабушка, мама и я расписали 670 глиняных фигурок. В 8 утра начинали и в 8 вечера заканчивали.

– Папа к гончарному промыслу не имел отношения?

– Он музыкант, причём самоучка. На слух овладел игрой на аккордеоне, гармони, баяне. Кстати, и мама у меня была музыкальной – прекрасно пела, танцевала. В детстве я очень хотела научиться играть на фортепиано, но – не случилось. Зато любовь к гармони сохранила на всю жизнь, и народные песни мне очень близки, только вот петь всегда стесняюсь.

– У вас в семье не только игрушки изготавливали, но и посуду. Кто этим занимался?

– Мой прадед Егор Никитич Карпов. Он был лучшим гончаром. Именно за его изделиями – тончайшими, невесомыми – приезжали покупатели специально.

– Занятие гончарным делом семью кормило…

– Думаю, гончарный промысел не только кормил семью – он воспитывал душу, был средством выражения любви к прекрасному. В нашей деревне насчитывалось 75 домов, и в каждом делали горшки, а почти в каждом – игрушку. Мама вспоминала, что в Козельске, или под Козельском, 9 июля (на Тихвинскую икону Божией Матери), проходили так называемые «всемировые» ярмарки. Игрушку на них привозили отовсюду. Везли подводами.

Посуду покупали не очень хорошо: своя гончарка была и в Туле, и в Калуге, а вот игрушка, в том числе наша, филимоновская (торговали ещё игрушками деревянными, тряпичными), расходилась мгновенно. Наша свистулька пользовалась необыкновенной популярностью. Музыкальные инструменты не для всех были доступны, а свистульку можно было купить и тут же, не имея особых навыков, сделать наигрыш, придумать протяжную песню, сыграть плясовую. И игрушка, и мелодия – всё было таким ярким, красивым, праздничным… Настоящее искусство рук и души человека.

– Филимоновская игрушка и до сих пор в первую очередь свистулька?

– Именно так. Все наши фигурки, независимо от сюжета, – свистульки. Посмотрите на филимоновскую барыню – правой рукой она обычно держит ребёнка, а под левой рукой у неё обязательно крепится уточка – чтобы свистеть.

– Форма филимоновской игрушки на протяжении многих веков оставалась неизменной – вытянутой. Но – стали появляться новые композиции, а в середине-конце XIX века игрушку начали расписывать…

– Мнение о том, что в XIX веке началась роспись филимоновской игрушки, мне кажется ошибочным. Игрушка тогда не вывозилась бы на ярмарки, потому что нераскрашенной её никто не покупал бы. Игрушка есть разная. Расписная – наша и дымковская. Есть обливная – украшенная с помощью глазури; молочёная – обработанная с использованием молока, этот способ не только придаёт изделиям коричневатый оттенок, но и защищает от влаги. Есть игрушка ангобная, когда на поверхность наносят цветную глину (ангоб) перед обжигом. Есть обварная, когда нагретый до 900 градусов черепок извлекают из печи и погружают в жидкость – мучную болтушку, настой трав или даже кашу. При соприкосновении жидкости и поверхности керамики создаются различные узоры. Для обвара можно использовать квас, пиво, кисломолочные продукты, сок квашеной капусты, овсяные хлопья и отруби, иногда — дрожжи. Есть чёрно-лощёная керамика, это изделия чёрного цвета с металлическим отливом.

Думаю, теория, о которой вы говорите, выросла из заблуждения, что где-то кто-то находил какие-то «нерасписанные образцы». Но этому нет документальных научных подтверждений. В Филимоново, например, никто раскопок точно не вёл. Да даже если бы их и начали – в огородах найдут или бой, или некондицию. У нас до сих пор, копая картошку или занимаясь любыми другими делами в огороде, обязательно выкопают игрушку, пол-игрушки, кусочек игрушки. А если учесть сходство росписи филимоновской игрушки с мексиканской росписью, индийской, критской, вопрос вообще повисает в воздухе. Критская роспись датируется двумя тысячами лет до нашей эры. Но я высказываю лишь своё предположение.

– В вашей росписи преобладают красный, малиновый по жёлтому и совсем мало зелёного цвета. Почему?

– Это объясняется семейной традицией. Будучи маленькой, я работала в основном жёлтой краской, а повзрослела – стала расписывать, как это делала мама, красной. У неё было много красного – такой фейерверк. Но это можно объяснить и росписью «в три руки». Я задаю тему жёлтым, мама красным или малиновым цветом её «разворачивает», а бабушка, завершая «разворот», ставит точку зелёным. Зелёный – это такая вишенка на торте.

– Известно, что у вас нет повторяющихся игрушек – ни по форме, ни по росписи…

– Это правда. Делать всегда новое – необыкновенно интересно. Как в джазе не бывает одинакового исполнения, так и у нас – абсолютно ни одной одинаковой игрушки. А уж тем более – когда делали её «с трёх рук». Об одном таком исполнении уже рассказала. Часто ещё и об этом рассказываю.

Юбки барыням – юбочный горшок – крутил на гончарном круге мой дед Николай Егорович Карпов. Бабушка потом добавляла на юбки глину, а после обжига игрушку желтили. Что-то не нравилось – «исправляли» красным, то есть задавали другую тему. Один раз бабушка фартучек прилепила, да немножко вкривь – может, устала, может, ещё что, – а мама жёлтой краской «подчинилась». Что это, говорю ей, фартук такой кривой? Ветер подул, ответила мама. Я знала, что запомню эти слова на всю жизнь.

Дед делал юбку, бабушка лепила куклу и фартук, желтила их, а расписала игрушку – мама. Об одинаковых фигурках, сейчас я игрушки полностью делаю сама, и речи никогда не было. Кстати, в 1988 году я встретила этих барынек в запасниках Русского музея в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде).

– Из предмета утвари в предмет искусства филимоновская игрушка превратилась в 1970-е годы?

– На мой взгляд, она всегда была предметом искусства. Андрей Тарковский, отправляясь как-то в гости к Тонино Гуэрре, итальянскому поэту, драматургу, с 1953 года писавшему сценарии к фильмам, вошедшим в золотой фонд классики мирового кино, – кстати, это Гуэрра создал сценарий художественного фильма «Ностальгия» для Андрея Тарковского, – решил купить ему русскую игрушку – филимоновскую и дымковскую. В интервью Тонино часто спрашивали, за что он так любит филимоновские глиняные фигурки. Он отвечал: за их яркие, очень вдохновляющие цвета, за радость и жизнеутверждение, изливающиеся из них.

Сам Тонино любил рисовать бабочек. Он вспоминал, как, выйдя из немецкого лагеря для военнопленных на свободу, увидел такую картину: зелёная трава – и на ней бабочки. Тогда у него, по его словам, впервые появилось желание не съесть их, а полюбоваться ими… Филимоновская игрушка, на мой взгляд, изначально относилась к явлению искусства.

– Когда решили, что будете заниматься филимоновской игрушкой?

– Однажды бабушка заболела, а мне приснился сон: огромное количество игрушек, ещё не расписанных, стоит на столе. Впереди – барыня и олень. У оленя проколотые глазки (это не у всех семей в традиции), и из них льются слёзы – а как же мы? Я никому ничего не сказала, но твёрдо решила – буду продолжать семейное ремесло.

– Вы к этому времени…

– Уже окончила Тульское педучилище. Директором его был тогда Антон Павлович Чеславский. Вы были бы хорошим педагогом, сказал он мне, но мы благословляем вас на занятия игрушкой. А преподаватель по методике изобразительного искусства Галина Валерьевна принесла как-то работы филимоновских мастериц, и одна из них – моей бабушки. Я сказала об этом соседке по парте, а она – преподавателю. В результате мне предложили писать дипломную работу на тему филимоновской игрушки. Потом было ещё много моментов, связанных с этим промыслом… Ничего не происходит просто так.

– А художественное образование получили?

– Нет. Теперь я даже убеждена, что оно мне помешало бы. Филимоновская игрушка – это та архаика, которую не сможет объяснить, наверное, ни один преподаватель художественного вуза. «Учить – только портить» – отсюда. Обучение народно-художественным промыслам, на мой взгляд, должно проходить, как практиковал когда-то Союз художников, «из-под руки», когда мастер, заключив договор, в течение года занимался с учеником. Если интеллект и душа у ученика совпадали, и он брал от мастера то, что тот ему давал, всё складывалось, и он сам становился мастером, индивидуалом, которого нельзя посадить в массовое производство.

– Вас как-то итальянцы пригласили поучаствовать в конкурсе игрушки…

– Сначала бабушку. Приглашение прислал Джанфранко Валенте, владелец частного музея глиняной свистульки в Чезуне (провинция Виченца). Он эти свистульки собирает более 40 лет. Джанфранко участвовал в Московской выставке «Свистульки мира», и мы познакомились. Потом я по его приглашению участвовала в конкурсе игрушки и получила премию за лучшую иностранную игрушку.

– Отправляли барыню?

– Барыню, дойную корову – мою любимую. Мне она кажется самой нежной. Всадника отправляла – традиционные работы.

– Вы считаете себя удачливым человеком?

– Я счастливый человек. У меня сложилось всё, что я хотела. Правда, много чего ещё хочу.

– Где черпаете силы для работы?

– Их дают дача в Филимоново и моменты уединения, когда занимаюсь игрушкой. Это магия, связанная, думаю, с предками. Некий разговор с ними. У меня есть небольшое количество игрушек, где сохранились отпечатки бабушкиных рук, маминых… Этими игрушками я себя контролирую. Так или не так изобразила свисточек? Как вылепила дудочку? Как ручки приделала, хорошо ли примазала?.. Нет, говорю себе, я не ушла от традиции, всё в порядке. Если бы бабушка подольше пожила, я бы у неё всё разузнала, а так приходится с ней разговаривать сейчас. Знаю, что она радовалась тому, что я, как и мама, продолжаю её промысел. Но при этом до сих пор слышу её слова: тяжело это, дочечка, сколько надо глины перелопатить…

А ещё я вот о чём думаю. Пока живы народные промыслы, жива Россия. И мне хочется, чтобы появились организации, которые взяли бы народных мастеров под своё покровительство, как это делал когда-то Союз художников, чтобы мастер занимался своим делом и не ломал голову над тем, как реализовать то, что он производит. Нам не нужно свой промысел возрождать: он не исчез. И в этом огромная заслуга всех потомственных мастеров, сумевших, несмотря ни на что, сохранить в себе столько красоты, что могут передать её игрушке, которой нужно просто заниматься.

Тульские Известия

Читайте также:

Она ярко блеснула — и ушла в 24 года. Судьба легенды сибирского панка Янки Дягилевой

Построил дом для деревянных человечков и сделал их символом народной мудрости. Удивительный мир Николая Тарасюка

В умелых руках Леонида Савченко любой элемент дерева словно оживает, превращаясь в узнаваемые образы

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

Чтение перестраивает мозг в любом возрасте, даже в 80 лет

Чтение помогает формировать новые нейронные сети и структуры в мозге даже в пожилом возрасте, рассказала физиолог, психолог и доктор биологических наук Марьяна Безруких.

24.08.2025
Люди
«Иду куда хочу, ем что хочу, и делаю что хочу»: отметившая 114-летие жительница Японии раскрыла тайну своего феноменального долголетия

Отметившую 114-летие Сигэко Кагаву официально признали старейшим жителем Японии. Звание ей досталось после кончины Миэко Хироясу, которая также прожила 114 лет.

23.08.2025
Искусство
Секрет счастья от Тинатин Мжаванадзе. Книжный обзор

«Сочувствую бедным детям, которых растят одни лишь мамы и папы. Очень. Они представления не имеют о том, что такое настоящее воспитание» — по убеждению Тинатин, настоящее воспитание идет от бабушек.