Письмо редактора. «У меня телефонов твоих номера»
Мы жили на заводской окраине Москвы - ЗИЛ, Клейтук, Шинный, а через железную дорогу еще один завод, который называли в народе Хим-Дым.
Когда Клейтук выпускал особенно вонючее облако, мама печально шутила: "А как постранствуешь, воротишься домой - и дым отечества нам сладок и приятен".
Телефон у нас стоял в коридоре, большой, чёрный, тяжёлый. Невиданным прогрессом было, когда к нему приделали длинный провод, и можно было разговаривать, уединившись в комнате.
Однажды папа принёс с работы новинку - лёгкий, ярко-красный пластмассовый телефонный аппарат. "Списали на заводе!" - радостно сказал он.
"Завтра же отнеси назад. Нам чужого не надо", - ответила мама. Она была принципиальная.
Мы, дети, огорчились, но запомнили на всю жизнь - чужого не надо.
Постоянной проблемой были телефоны-автоматы.
- У вас нету двушки? А у вас?
Двушки не было никогда, особенно, когда она была очень нужна.
Отдельные креативные личности ухитрялись звонить палочкой от мороженого. У меня не получалось. Жизнь сильно упростилась, когда молодой человек подарил мне шайбу на верёвочке. Она весила как двушка, и вытащить обратно было легко.
Нет, мне не стыдно. Это было время, когда я пропадала с друзьями до поздней ночи, а мама волновалась. Звонить было обязательно.
Отдельное воспоминание, когда я ехала домой под утро на поливальной машине. Водитель, суровый дядька сказал: - Шляешься бог знает где. Ты хоть матери позвонила?
И, поняв, что нет, дал мне двушку и остановил у автомата.
Столько лет прошло, я помню его доброту.
Много позже я узнала, что существовал тайный номер, позвонив по которому, можно было попасть в воздушное пространство, где одновременно переговаривались сотни людей. Это был какой-то глюк на телефонной станции. Многие там знакомились и даже встречались.
Потом появился интернет, и это стало не так интересно.
У деда в коммуналке на пятнадцать семей на Новобасманной телефон висел на стене в комнате. Он не был подключён. Когда-то дед был, очевидно, очень нужен начальству. Но, увы, это было в прошлом. Приходя в гости, я всегда снимала трубку и слушала тишину со сладким ужасом - а вдруг именно сегодня мне кто-нибудь ответит. Это было почти так же страшно, как заглядывать ночью под кровать в поисках чудовища.
Уже нет той квартиры, нет и деда.
Но иногда мне хочется вернуться к тому телефону на Новобасманной, снять трубку и послушать тишину.
Вдруг кто ответит?
Ольга Савенкова