Как танец возвращает молодость
Было время, когда людей «серебряного» возраста, а попросту говоря, пенсионеров активно взялись обучать компьютерной грамотности, зазывать на занятия гимнастикой, etc. Чуть погодя к Наталье Андреевне Соловьёвой пришла дочка и с порога озадачила: «Ты возглавишь танцевальный ансамбль!»
Она всегда танцевала, сколько себя помнит, — сначала в Доме пионеров, потом — в ДК профсоюзов, на ТОЗе, где работала экономистом, тоже была своя мощная самодеятельность — аж в столицу на конкурс посылали. Причём на конкурсах приходилось выступать и за родной завод, и «за того парня» — всё было в радость и удовольствие. И потому тогда — весной 2013-го — Наталья Андреевна согласилась легко: «Хоть потанцую вдоволь на старости лет...» Увы, танцевать не пришлось — сначала надо было собрать ансамбль. Кинули клич — первыми пришли «девочки» из группы гимнастики. Для начала — человек сорок. После первого же занятия ряды заметно поредели: осталось пять танцовщиц.
— Я им сразу честно сказала, что ножками подрыгать в своё удовольствие, а потом запить чайком не получится — будем пахать, пахать и пахать, — пояснила причину резкого оттока Соловьёва.
Она откровенно признаёт: «Никакой я не хореограф и не балетмейстер». Однако танцы ставила сама — с учётом собственного танцевального опыта и потенциала будущих артисток. Понятно, что скакать козликами по сцене у них вряд ли бы получилось, но всё же... Так, кроме шести хороводов есть в репертуаре и русские плясовые, и испанский танец, и даже «Хава Нагила» — всего больше 20 танцевальных композиций.
— Конечно, — вспоминает Наталья Андреевна, — легко не было. Кто-то раньше, давно танцевал, а кто-то решил впервые попробовать после шестидесяти. У кого-то рука не гнётся, у кого-то нога болит или спину ломит. Но ничего, всё постепенно наладилось, говорят: даже боли ушли...
Название ансамбля появилось как-то само собой — строкой из песни — «Помню, я ещё молодушкой была...». Сокращённо, они сами себя, а за ними и все остальные стали называть танцовщиц просто молодушками. Со сцены они такими и выглядят — пластичные, осанистые, величавые или озорные — в зависимости от танца. Но в песенном названии вроде бы и заложено противоречие — она ведь поётся от лица пожилой женщины. А тут такие вихри с водоворотами.
Наталья Андреевна не согласна.
— Всё правильно: раз помню, значит ещё не старушка — память ещё действует, — смеётся она.
Память молодушкам ох как нужна — запомнить все движения, отточив их до немыслимого блеска, потом собрать всё это в единый сюжет, ничего не упустив и не перепутав — такое сейчас двадцатилетним не всем под силу. Но у Соловьёвой не забалуешь.
— Я пришла сюда 60-летней как раз десять лет назад, до этого занималась гимнастикой — так, для себя, — вспоминает Алла Николаевна Рудомазина. — Конечно, нелегко пришлось: репетиции до упаду, нельзя ни пропустить, ни опоздать... Но постепенно всё вошло в привычку.
Вере Константиновне Трещёвой недавно исполнилось 80 лет, но она по-прежнему в хороводе. Два года назад из жизни ушёл её муж, который очень гордился супругой.
— Хоть на части рассыпаешься, — говорит она, — но на сцену выходишь при полном параде — губы накрашены, брови подведены, походка от бедра. И про болячки забываешь. А уж когда услышишь аплодисменты...
Они активно гастролируют — «Молодушек» отлично знают, ждут и тепло принимают во всех домах-интернатах для престарелых и реабилитационных центрах области. Есть у них друзья и почитатели в других самодеятельных и даже профессиональных коллективах. Они и пришли поздравить танцовщиц с юбилеем сценической деятельности. И конечно, посмотреть незабываемый концерт.
Их знают в области, более дальние гастроли «молодушкам» не потянуть — дорого. Пенсий едва на костюмы хватает. Обшивает коллектив Наталья Андреевна. Восемь лет аккомпанировал «девочкам» её муж Владимир Аркадьевич Соловьёв. Теперь на его месте — Борис Рудомазин.
— Вы не думайте, что мы здесь только пашем, — неожиданно смягчается строгая Наталья Андреевна. — Мы ещё дни рождения вместе отмечаем, на выставки ходим. Две девочки у нас стихи пишут. А танец — он только сил прибавляет.