100 лет "Пионерской зорьке": в эфире побывали Гагарин, Пахмутова, Третьяк

Ведущий и редактор "Пионерской зорьки" Вячеслав Кирик рассказал Metro об отборе в Школу юных дикторов, напутствии Левитана, радийных курьёзах и сухогрузе, который был назван в честь любимой передачи.

19 апреля "Пионерская зорька" отметила вековой юбилей. К дате узнали много интересного о главной в СССР детской радиопередаче.

Письмо в редакцию

Первое общение с редакцией "Зорьки", как называли между собой программу журналисты Всесоюзного радио, произошло у Славы Кирика в 6-м классе.

– Я тогда написал рассказ о своих друзьях, о школе и футболе, который страстно любил, и отправил его в "Пионерскую зорьку". И он прозвучал в эфире! Читала известный диктор того времени Валентина Сперантова, – вспоминает Вячеслав Михайлович. – Мне потом звонили родственники, друзья и знакомые: "Слава, это ты написал? Мы слушали! Как же хорошо!" А я в это время понимал, что профессию себе уже выбрал.

Первый его эфир состоялся в том же 6-м классе: в школе было своё радио и Славу попросили провести передачу: "Я вышел к микрофону и сказал: "Здравствуйте, ребята! В эфире школьный радиоузел". Было чувство восторга, подобное полёту, хотелось поскорее стать настоящим ведущим!"

– Ну а потом уже я пришёл на радио в 1967 году, когда учился в 8-м классе. Это была передача "Ровесники". А "Пионерская зорька" случится позже – я к тому времени уже стал опытным ведущим, – делится с Metro Вячеслав Кирик.

"Левитан сказал мне: "Голубчик, вы нам понравились!"

Его мечта исполнилась через два года. Но чтобы стать диктором или ведущим на Всесоюзном радио, нужно было пройти три этапа конкурса.

– Через всю улицу Качалова, где находилась редакция, стояла огромная очередь. Все родители хотели, чтобы именно их ребёнок стал ведущим! – вспоминает Вячеслав Кирик.

Отбором ребят занималась целая комиссия, где были легендарные дикторы Ольга Высоцкая и Юрий Левитан, который внимательно слушал каждого.

– Нужно было прочесть газетный текст, басню и стихотворение. Голос должен был звучать идеально. Слава блестяще прошёл первый тур, и его допустили сразу к третьему. – Левитан даже похлопал меня по плечу: "Голубчик, у вас всё хорошо, вы нам понравились!"

Став ведущим Всесоюзного радио, Вячеслав потом часто встречал Юрия Борисовича в Доме звукозаписи на улице Качалова, 24, где тогда находилась редакция.

– Левитан всегда здоровался, это был добрый, интеллигентный человек, на которого мы равнялись.

Плёнки склеивали ацетоном

В 60–70-е годы это был самый надёжный и быстрый способ "монтажа" программ. Запах стоял специфический.

– Это была фишка Всесоюзного радио. Нигде больше так не клеили. Вышедшие передачи, как правило, не хранили: их размагничивали из-за дефицита плёнки и записывали новые.

– Долгие годы мы, бывшие журналисты и редакторы "Пионерской зорьки", пытались найти хотя бы несколько передач для нашего архива, – вспоминает Кирик. – Но их нигде не было. Отчаялись. И вдруг звонит одна из ведущих "Зорьки" Нона Трояновская: "Есть передачи, есть!" Оказалось, её папа в 1988 году записал для Ноны несколько выпусков на хорошей аппаратуре! Она нам их привезла. Представляете, какой подарок к 100-летию!

"Московское время 14 рублей 17 копеек!"

– Работая на Всесоюзном радио, пусть даже и в разных редакциях, мы слушали передачи друг друга. Порой они не обходились без курьёзов, но это было уже в перестроечные времена, – улыбается Вячеслав Кирик. Как-то в день зарплаты один из дикторов стоял у кассы, только получил деньги, как его позвали в прямой эфир. – За несколько минут до этого он пересчитывал купюры и на автомате выдал в микрофон: "Московское время 14 рублей 17 копеек!"

А в другой передаче мы услышали "при посадке самолёт сломал шоссе" – вместо "шасси"! Запомнилась и такая фраза: "Для защиты полей от снега была высажена полоса лесонаслаждений".

Однако в кабинете у ведущих висел плакат "Слово не воробей, поймают – вылетишь!". За такие оплошности можно было лишиться работы, и дикторы старались быть предельно внимательными.

– Но курьёзы встречались и при подготовке программ в записи. В "Зорьке" был случай: написали текст о том, что в Москве прошёл сильный снегопад и дети во дворе лепили снежную бабу. Заведующий программой возмутился: "Это же детская передача! "Баба" звучит грубо, давайте напишем: "Лепили снежную старушку!" Мы исправили, но. когда текст читало вышестоящее руководство, возмутились уже они, потребовав вернуть первоначальный вариант.

Назвали сухогруз

Однажды в редакцию "Зорьки" приехали гости из Владивостока и привезли два спасательных круга с написанным на них названием передачи. "Спасательный круг" стал любимым атрибутом ведущих, они сфотографировались с ним, вспоминая гостей из далёкого Владивостока.

Сухогруз "Пионерская зорька" получил имя в честь любимой передачи, на которой выросло не одно поколение. Экипаж не забывал своих кумиров и писал им тёплые письма...

Влад Васюхин: "Моя коллега Эвелина Хромченко прямо перед эфиром застряла в лифте!"

– На детское радио я попал студентом журфака МГУ, в 1986 году. Счастливый случай, как и многое в нашей жизни. Я пришел по рекомендации. Моя добрая знакомая, детская писательница Ирина Андрианова, работавшая тогда в журнале "Пионер", случайно узнала, что на радио требуется "шустрый парнишка". Я сделал тестовое задание – съездил на интервью с одним знаменитым строителем. И меня приняли в штат.

В комнате, где сидели корреспонденты, висел транспорант: "Пионерская зорька – кузница кадров!" Через эту кузницу" прошли практически все сотрудники. К счастью, уже шла перестройка, и программы, хотя и проходили цензуру, как и раньше, но свободы и творчества стало гораздо больше, а идеологии меньше. Появились бреши в "железном занавесе".

Понятно, что в те годы не было интернета, а тем более, искусственного интеллекта, да у нас и компьютеров толком не было, поэтому поиск информации и монтаж программ не был таким легким, как сегодня. Я отлично помню, как мы резали пленку ножницами и склеивали её скотчем. Не самое приятное занятие! Передача шла в записи, поэтому накладок не было. Хотя, конечно, какие-то авралы и ЧП случались. К примеру, начальство могло потребовать поменять акценты в уже готовом сюжете или вообще заменить его. И приходилось срочно что-то искать.

Но параллельно с "Зорькой" почти у каждого журналиста были свои авторские программы. Вот это было интересно! К тому же, многие из них шли в прямом эфире. И "Зорька" в какой-то момент стала для меня, если обращаться к историческим сравнениям, "барщиной": ок, я сделаю раз в неделю выпуск этой маленькой радиогазеты, но зато у меня будут интересные часовые прямые эфиры – с интеллектуальными играми, острыми разговорами, модной музыкой и замечательными гостями.

Благодаря радио, я пообщался с самыми знаменитыми людьми того времени — от Юры Шатунова и Маргариты Тереховой до Джуны, Ильи Глазунова, Сергея Лисовского и, скажем, моего коллеги, автора "Огонька" Феликса Медведева, которого в те годы читали все.

Да, слушатели писали много, буквально мешки писем мы получали. Рассказывали всевозможные школьные истории, сообщали о проблемах с одноклассниками, учителями и родителями, просили оценить стихи и рассказы. Что-то из присланного шло в эфир или становилось поводом для репортажа. А ещё задавали вопросы, ответы на которые сейчас за секунду найдёшь в смартфоне.

С Эвелиной Хромченко мы были просто коллеги. Одно время я даже был её начальником – заведующим отделом публицистики. Помню, однажды, отправляясь из дома на прямой эфир, она застряла в лифте. Пришлось срочно кем-то её заменить. И то ли она влетела в студию в последнюю минуту перед началом, то ли посередине передачи. Но это была не "Пионерская зорька", где Эвелина делала сюжеты о моде.

В отличии от моего коллеги Владимира Деменкова (увы, он рано ушел из жизни), который очень любил "Пионерскую зорьку" и уделял много внимания и времени технической стороне программы, заполняя её всевозможными звуковыми гэгами и спецэффектами, я не считал эту передачу "делом жизни". Никаких революций в радиоэфире я совершать не собирался, просто честно делал свою работу.

Детская программа помогла осуществить мечту "голосу метро"

Юля Романова пришла в Школу юных дикторов Всесоюзного радио, когда ей было 12 лет. Руководил школой Феликс Тобиас – легендарный режиссёр, воспитавший целое поколение школьников, которые смогли стать звёздами радио. Достаточно быстро стала звездой "Пионерской зорьки" и Юлия. Вскоре ей предложили вести ещё одну передачу, которая называлась "Кто против?" о здоровом образе жизни. Ведущий был ей хорошо знаком – Вячеслав Кирик. Это был 1988 год. Красивые голоса привлекали слушателей, и программа быстро стала популярной.

– В то время люди любили писать письма, – рассказывает Юлия. – Без преувеличения, мы их получали мешками! Эти мешки стояли в коридоре Всесоюзного радио, а читал эти послания целый отдел и потом передавал нам, распределяя по программам и ведущим.

Интересно, что "Пионерская зорька" смогла помочь многим своим слушателям за долгие годы работы. К примеру, в 1962 году москвичи пожаловались, что на Воробьёвых горах никак не могут достроить Дворец пионеров. Письмо прочитали в эфире – и на него мгновенно отреагировали в райкоме партии. Виновные получили нагоняй, и вот уже вскоре дело сдвинулось с мёртвой точки.

Ещё одно письмо, которое запомнилось, пришло уже в разгар перестройки, в 1988 году из Красноярского края. Девочка из многодетной семьи рассказывала, что они никак не могут получить обещанную квартиру и ютятся в тесной. – Через несколько дней на радио пришло письмо от председателя Красноярского райкома партии, – вспоминает Юлия. – Он сообщал, что семья переедет в новое жильё в течение месяца. Так и получилось.

– Ну а потом совершенно неожиданно на Всесоюзном радио мне предложили попробовать себя в качестве диктора метро, – улыбается Юлия. – Согласилась не раздумывая! Это же была мечта, и вот она начала воплощаться. Но тогда у девушки был высокий пионерский голос, который не подходил для записи объявлений в метро. Юлии пришлось "переходить на новый формат" – учиться говорить более низким тембром. Она делала специальные упражнения на раскрытие гортани, занимаясь каждый день.

– Только после этого начала записывать объявления станций в столичном метро. Я старалась читать чётко, красивым голосом, чтобы пассажирам было приятно слушать. Юлия называет свою работу творческой и говорит, что здесь тоже необходимо чувствовать текст, вкладывая в него тёплые душевные интонации. –Мама, заходя в метро, радуется, когда слышит мой голос, улыбается и говорит: "Здравствуй, Юлька!"

Высоцкий пел без хрипа

– В 1976 году к нам на студию Всесоюзного радио приезжал Владимир Высоцкий, – вспоминает Вячеслав Кирик. – Записывал фонограмму для фильма "Ветер надежд" и пел "Мы говорим не штормы, а шторма...". С ним был Станислав Говорухин. В перерывах между записями он советовал: "Володя, Володя, не очень хрипи, могут не пропустить". Высоцкий выравнивал голос, звучал он чуть иначе – лирично, что казалось нам чем-то совершенно новым, но всё же ощущались и знакомые интонации. Дикторы наблюдали, как проходит запись, и очень жалели, что тогда не нашлось фотоаппарата. Казалось, что ещё успеется и Высоцкий ещё не раз будет гостем на радио.

По словам Вячеслава Кирика, держался Владимир Семёнович достаточно просто – не было даже намёка на звёздность. Улыбался, давал автографы, ответил на несколько вопросов – дикторы постеснялись расспрашивать подробно о творчестве и концертах, зная, насколько плотный у него график. Спросили о фильме "Вертикаль", который у многих был любимым. – Высоцкий выглядел уставшим, а тут у него просветлело лицо! От хороших воспоминаний. В тот период у него были и спектакли, и почти одновременно съёмки в кино. Он разговаривал, и синяя вена надувалась, пульсировала на виске. Видно было, что Говорухин переживал за него – тревожно поглядывал и почти не отходил. В то же время все ощутили ту мощную энергетику, которая исходила от поэта и актёра. Не знаю, как это объяснить, но это была как будто бы такая сила, которой он зарядил всех нас уже одним своим присутствием и общением! Нам хотелось творить!

Только факты

Владимир Высоцкий провёл в студии Всесоюзного радио около трёх часов. На Всесоюзном радио Высоцкий в разные годы записывал радиоспектакли.

В студию "Пионерской зорьки" любили приходить знаменитости. Хоккеист-вратарь Владислав Третьяк был кумиром мальчишек-слушателей. Они писали ему в огромном количестве, обещая быть похожим на него в спорте и не прогуливать уроки.

В гостях у "Пионерской зорьки" в 1961 году побывал первый космонавт Юрий Гагарин.

В 1956 году в студии "Пионерской зорьки" познакомились поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова. Через три месяца они поженились.

Metro

Читайте также:

Она ярко блеснула — и ушла в 24 года. Судьба легенды сибирского панка Янки Дягилевой

Что посмотреть: Дамы в лиловом \ Ladies in Lavender (2004) – режиссёр Чарльз Дэнс

Ход пенсионера: «Вторая жизнь Гарольда Фрая» заставит вас переосмыслить свою

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

13.05.2025
Искусство
Нежность по имени Нюра. Найден реальный прототип героини фильма "Три тополя на Плющихе"

Легендарному фильму Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» уже 57 лет. Премьера картины, которая была снята по рассказу писателя и драматурга Александра Борщаговского, состоялась 29 апреля 1968 года.

13.05.2025
Спорт
82-летняя женщина установила мировой рекорд по стойке в планке

В США 82-летняя Сара Блэкман простояла в планке 5 минут и 20 секунд — дольше, чем кто-либо в ее возрасте

12.05.2025
Спорт
Опасный вид транспорта: кому нельзя ездить на самокате

Травматолог Ананьин: пожилым людям нельзя ездить на самокате.