“Нелли Антоновна, вы в жестком тренде!”. Раньше бабушка продавала свои корзинки в переходе, а теперь они разлетаются по всему миру
Еще недавно 85-летняя Нелли Антоновна продавала свои корзинки в подземном переходе у Комаровского рынка — и представить себе не могла, что это “жесткий тренд”. Благодаря цепочке неслучайных случайностей в ее жизни появились три Оли, которые создали аккаунт КОШ в Instagram — и показали корзинки-кошики Нелли Антоновны миру.
Про “мир” мы не преувеличиваем: сегодня кошики ждут в Варшаве, Турции, Швеции, США, Канаде. Как из доброго дела родился настоящий бренд — в нашем интервью.
“Оля сказала: “Нелли Антоновна, вы больше не будете стоять в переходе”
Рассказывают о кошиках Оли (“А давайте без фамилий, мы сами себя называем — “тры Волi — тры долi”), которые помогают Нелли Антоновне. Одна Оля курирует проект об экологичной одежде с национальными мотивами, вторая — моушн-дизайнер (создает анимационную графику), а третья — фотограф. Сама Нелли публичности избегает — очень стесняется. Оли шутят, что это отличная pr-стратегия: этакий белорусский Бэнкси.
— Я увидела в сторис у Оли, куратора проекта “Этика”, рассказ о том, что она встретила в переходе на Якуба Коласа замечательную бабушку с кошиками, но не взяла контакт: “Если увидите ее снова, пожалуйста, срочно со мной свяжитесь — я прилечу”, — рассказывает Оля-фотограф. — Когда Нелли Антоновна нашлась, Оля ей сказала: “Вы больше не будете стоять в подземном переходе”. Так и оказалось: теперь Нелли Антоновна работает дома, а ее кошики разлетаются по свету благодаря тому, что Оли сделали их звездами белорусского Instagram.
Девушки создают красивые фото и видео с корзинками, общаются с покупателями, а деньги передают Нелли Антоновне, которая получила приятную прибавку к пенсии. Но, что еще важнее, уверенность: то, что она делает, нужно людям.
— Раньше Нелли Антоновна работала в техникуме, преподавала швейное мастерство. А когда вышла на пенсию, занялась кошиками. Конечно, пока она стояла в подземке, приходилось тяжело: это теперь за кошами стоит онлайн-очередь, а тогда могли целыми днями ничего не покупать. Очень уставала, спина болела — недавно Нелли получила 2-ю группу инвалидности…
Тут важно обозначить, что Нелли продавала корзинки не потому, что она “пропадает” или ей не помогают родственники. Нет, она просто не может сидеть без дела, любит свои кошики и хочет оставаться самостоятельной. В переходе она продавала кошики за совсем небольшие суммы
— “Ой, девочки, мне больше и не надо!” — но мы, конечно, подняли цены, чтобы у Нелли было хорошее подспорье. Она, опять же, стесняется этого, но мы объясняем: “На изготовление кошика вам нужен целый рабочий день, вы отдаете этому много времени и сил. Люди видят это, любят и ждут ваши кошики”. Она тогда улыбается и говорит: “Ну, может и правда?!”
Это ощущение “нужности” для Нелли Антоновны очень важно. У нее тогда загораются глаза, и она сама предлагает: “А давай еще что-нибудь интересное придумаем. Другие формы поищем, цвета новые”. У нее планы развития бренда помасштабнее, чем у нас!
“Самый смешной вопрос из директа: “А за сколько продадите 500 кошей?”
Со временем девушки мечтают расширить проект, чтобы не только Нелли Антоновна, но и другие талантливые люди в возрасте нашли ценителей и покупателей своих работ:
— Хочется сделать что-то на стыке социального- и фэшн-проекта, чтобы творческие бабушки (и дедушки тоже!) не стояли в подземках, а в комфортных для них условиях творили красоту. Если бы получилось создать какое-то пространство с такими работами, что-то вроде концепт-стора, шоурума, это было бы прекрасно! И нужно не только пожилым людям, но и нам, покупателям. Возможно, у кого-то уже нет рядом собственной бабушки, которая свяжет “те самые” носочки, а здесь их можно будет найти. Но, конечно, прежде чем замахиваться на такую серьезную историю, надо набраться опыта, получить юридическую консультацию. Например, с Нелли мы всё оформили так, как полагается: она работает официально, как ремесленник. Но тут другой масштаб — и важно всё сделать грамотно, чтобы добрая идея не обернулась медвежьей услугой. Как в фильме “О чем говорят мужчины”.
— Бабушка, иди сюда, мне нужно перевести тебя через дорогу!
— Сынок, так мне туда не надо!
Оли говорят, что история про кошики — волшебная не только для Нелли Антоновны, но и для них самих, потому что на их глазах рождается бренд.
— Думаю, “Кош” уже можно назвать брендом: за ним стоит создатель, в нем есть идея, он узнаваем. Но, конечно, этот бренд нужно развивать — и это очень интересный опыт для всех нас. На сегодня спрос существенно превышает предложение, потому что мы хотим сохранить для Нелли Антоновны комфортные условия и полную свободу творчества.
Один из самых смешных вопросов в директе был таким: “А за сколько продадите 500 кошиков?”. То есть, человек планировал оптом брать. Ну, мы объяснили, что у нас нет 500 бабушек, только наша Нелли. Например, сейчас она создает кошики на своей любимой даче, и делает их такими, какими хочется именно ей. Мы думали над тем, чтобы учитывать пожелания покупателей по цветам, но потом поняли, что Нелли Антоновна и сама прекрасно их чувствует! Мы же не диктуем художнику, какие оттенки ему выбирать. Пусть делает так, как ей это видится — ведь получается прекрасно. Кстати, многие подписчики это решение оценили, написали: “Молодцы! Не поддавайтесь консьюмеризму!”.
“Нелли — пример для всех нас. Пример того, как органично вписаться в современность” Аудитория у “Коша” в целом понимающая и теплая (ну, за исключением случайных-залетных с предложением продать 500 кошей за раз): — К нам приходят люди, которые понимают, про что этот проект. И для них так важно его поддержать, что они готовы ждать свой кошик столько, сколько потребуется. Нелли Антоновну это, конечно, завораживает. Я как ни приду к ней в гости — зависаю на часы. Пока прочитаю все добрые сообщения и комментарии, пока фото и видео покажу… Говорю:
— Нелли Антоновна, вы в жестком тренде!
— В чем в чем? — Это мода, Нелли Антоновна, мода!
— Оля моя, ну неужели так?
Показываю ей тогда, что у итальянского бренда Marni похожие кошики по 200 у.е. стоят: она, конечно, очень удивляется. Но уверенности ей это точно добавляет! Вот сейчас рассказывала ей, что будет статья, и она говорит:
— Не надо про меня писать, зачем!
— Ну, вот хотят рассказать, какие кошики у вас красивые, с каким вкусом вы сочетаете цвета!
— Ну… Что есть, того не отнять!
Почему Нелли Антоновна не хочет, чтобы о ней писали и показывали ее фото? Потому что считает, что она “неправильная пенсионерка”. Знаете, этот стереотип: раз идешь на пенсию, сиди с внуками или на даче смородину собирай. И эта установка — а что люди скажут? — сидит очень глубоко. Я вчера показывала Нелли манекенщиц 60+ — ее это так поразило, восхитило! Просто мало таких примеров перед глазами, отсюда и переживания. Верим, что если говорить о таком чаще, то и восприятие поменяется. Мы ведь тоже будем бабушками: здорово, если у нас будут такие ролевые модели как Нелли Антоновна!
Отношения у Оль и Нелли Антоновны очень близкие: поддерживают друг друга, рассказывают о домочадцах, а осенью — начнут обучение.
— В сентябре Нелли Антоновна начнет учить меня своему ремеслу, — рассказывает Оля-фотограф. — Она хочет со временем отойти от дел. Но я ей сразу сказала: даже если вы перестанете плести кошики, вы не перестанете получать за них деньги.
Мы всегда будем помогать Нелли как нашему наставнику и старшему другу — и с каждого изделия выплачивать процент за ее огромный вклад. Ведь Нелли — пример для всех нас. Пример того, как органично вписаться в современность и стать модным в 85 лет.
У нас даже шутка появилась: “Если ты еще не стал популярен, не расстраивайся, твое время просто не пришло”.
Смартпресс