Сергей Лебедев: по Камчатке можно путешествовать всю свою жизнь

Сегодня своими чувствами и мыслями о родном полуострове делится уроженец Камчатки, рыбак, охотник, путешественник, министр по чрезвычайным ситуациям Камчатского края Сергей Лебедев. Человек, безгранично влюблённый в свой край.

В свободное время Сергей снимает документальные фильмы о своих путешествиях по Камчатке. Коллекционирует воспоминания, как он сам говорит. У многих из этих фильмов поэтичные названия: "Свидание с радугой Севера", "Здесь небо с двух сторон", "Колыбель героев". Некоторые из них уже набрали сотни тысяч просмотров в социальных сетях и, возможно, для кого-то послужили причиной приехать на Камчатку.

                                                             Дедушка Павел Евдокимович Платонов.

— Ваша малая родина. Где вы родились? Что за место?

— Я родился в октябре 1973 года. По свидетельству о рождении — в селе Тымлат Карагинского района, а фактически — в роддоме в Оссоре. Это село почти в 40 километрах от Тымлата. Из роддома меня с родителями и братьями героически переправили в Тымлат. Река была в тонком льду, лодки уже не ходили, но и пешком по льду ходить ещё было нельзя. И вот с той стороны дед с друзьями клали на лед лестницы, ползли по ним, а нас привязывали веревкой и так по льду перетаскивали.

— Бываете ли вы на своей родине? Изменилось ли это место за прошедшие годы?

— На родине своей я бываю часто, только в этом году был там три или четыре раза. И не только на своей родине, но и в каждом населенном пункте Камчатского края.

                                  Вид из иллюминатора вертолёта во время одной из командировок на север края.

— Какие у вас воспоминания о детстве в Тымлате?

— Мне было четыре года, когда мы оттуда уехали. Воспоминания детства — это, конечно, пластилиновые аквалангисты, которых мы привязывали за веревочку и запускали их в луже. Всех друзей помню поимённо до сих пор. И ещё одно сильное воспоминание детства — визиты на рыбзавод. Около них в протоках было огромное количество горбуши, мы ловили эту уже лощавую рыбу за хвосты, и это вызывало такой бурный восторг! Ну и, конечно, рыбалка зимняя на навагу. Мы маленькие мальчики, отец просверлит нам лунку, даст удочки, и мы ловим наваг — нам тогда казалось, что они огроменные. Уже в четыре года так я проводил своё время. Тогда мне казалось, что наше село огромное, как город, и что в нём можно потеряться. На самом деле это маленький посёлок.

                                Отец Владимир Иванович Лебедев с медвежонком, выросшим в их части.

— А вы когда-то хотели уехать с Камчатки?

— Да вы что, это богохульство! Я вам так скажу: Камчатка — это лучшее место на земле. Лучшее! Это последний островок свободы, воли, здесь мы можем быть тем, кем хотим. И тот, кто этого не понимает, глупец: он меняет волю, меняет свободную жизнь на деньги, на квартиру где-то в Анапе, на всякую ерунду, абсолютно не нужную в жизни. Уезжает туда, но пройдет лет 10-15, и он поймёт, что Камчатка — это единственное место на земле, где можно жить по-человечески, а не как муравьи в муравейнике, понимаете?

Осознание этого у меня с самого детства, это моя жизненная философия, я этим дышу.

— Чего лично вам не хватает на Камчатке?

— Мне не хватает хороших магазинов, связанных с ремеслом: радиодетали, электродетали, крепёж... Всё то, что нужно, когда занимаешься каким-то хобби: когда ты что-нибудь создаешь, делаешь, паяешь, варишь... Приходится выписывать в интернете или заказывать в Москве. Сама жизнь на Камчатке такая спокойная, такая размеренная, она подразумевает наличие хобби, связанного с природой: спорт, лыжи, ролики, поход на вулканы, рыбалка, охота, написание красивейших в мире картин.

Мы каждый день просыпаемся, открываем глаза и видим то, что миллионы людей в мире мечтают увидеть хотя бы один раз. А для нас это каждый день и бесплатно: глаза открыли — бах! — всё, вот она, красота.

Отошли от Петропавловска-Камчатского на десять километров и попали в такие места, где вы первый человек за последнюю тысячу лет. И вот это чувство первооткрывателя, чувство нетронутой природы, чувство воли, свободы... Самая важная потребность человека — это воля и свобода, и Камчатка, на мой взгляд, это как раз место, где эта потребность может быть реализована в полнейшей мере. Именно поэтому я провожу все свои экспедиции туда, куда Макар телят не гонял.

— Расскажите о своих увлечениях.

— Я рыбак, охотник и путешественник. Раньше я считал себя только рыбаком и охотником, а теперь понял, что у меня на первом месте путешествия по Камчатке. Самый дефицитный ресурс — это время. Вот кто-то мечтает о "Феррари", о доме в Краснодаре, о квартире в Москве, а я хочу большой, продолжительный отпуск: сто дней, предположим, или шестьдесят, и я бы весь этот отпуск до последней секунды провёл на Камчатке.

Я бы уехал из Петропавловска до Пенжино, проехал бы все речки, обошел бы все горы, понюхал бы каждый цветочек, потрогал бы все мощные скалы. Ведь на самом деле что мы хотим получить в отпуске? Ощущение красоты, ощущение чего-то нового, а Камчатка каждый день, каждую секунду разная. Здесь можно путешествовать всю свою жизнь, несколько раз проходя по одним и тем же местам, и они будут казаться совершенно разными.

Я, в отличие от многих своих коллег, был на Камчатке везде, видел её в разное время года, в разную погоду и не нашел ничего посредственного. Всё, что я вижу, замечательно. Помните, к нам приезжал Онищенко (Геннадий Григорьевич Онищенко, российский политик, бывший главный санитарный врач России — прим. редакции) и сказал, что Петропавловск-Камчатский самый грязный город на земле? Меня это оскорбило до глубины души. Я считаю, что Петропавловск-Камчатский имеет свою уникальную красоту. Это суровый северный город, военный город защитников Родины. Он так и строился. У нас казарму в розовый цвет никогда не красят, это не принято.

— Наш город и начался с казармы для моряков Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга...

— Да! Вот вы меня спросили про воспоминания детства, а я помню наши поездки в Петропавловск. Мы переехали в Анавгай, я приезжал Петропавловск, и мне казалось, что это супермегаполис, и визит в "Детский мир" — это было событие. Я этот город люблю. В последние годы он благоустраивается, идёт строительство, это не может не радовать.

— Ваше самое яркое путешествие по Камчатке? Самая дальняя от Петропавловска точка, где удалось побывать? Это наверняка где-то на границе с Чукоткой. Парéнь?

— Парéнь не самая дальняя точка. Географически самая дальняя точка от Петропавловска — Аянка. Я там миллион раз был, знаю всех людей по именам, у меня там куча друзей. Собственно, во всех селах куча друзей, но в Аянке они как-то по-особенному тёплые. Вообще Аянка, если уж мы о ней заговорили, довольно уникальное село, оно очень сильно отличается от других. Там очень дружные люди, с таким складом хорошим, рабочим, хозяйственным. Молодцы. Раньше она была штаб-квартирой очень мощного оленеводческого совхоза. Этими северными совхозами руководили легендарные люди. Знаете, вот сейчас много говорят про Камчатку и про то, как сильно её любят. И мне немножко обидно, что во всех этих разговорах не вспоминают людей, которые своим трудом эту Камчатку создали. Ведь раньше у нас были северные совхозы, и они были настолько прибыльные, что за счёт оленеводства дотировалась такая убыточная отрасль, как ЖКХ. Но Аянка — это самая дальняя точка, в которой я был по работе, а вот самое дальнее моё путешествие, которое я спланировал и осуществил сам, это поездка на охоту на гусей в этом году в мае.

На вездеходе я проехал от Милькова триста километров на запад до побережья Охотского моря. Чуть не застрял на обратном пути, мои друзья ехали ко мне из города два дня, чтобы помочь мне перебраться через реки. Был май, снег таял, и реки уже были бурные. Это запомнилось.

— Вы один были?

— Да, я один путешествую. Для меня это возможность побыть собой. Хотя... Вот вы спросили про самое яркое путешествие. Я вам честно скажу: нет ничего более важного, ценного, чем путешествие с сыном, и моё самое запоминающееся путешествие — это когда мы с ним ездили на реку Хайрюзово с ночевкой на несколько дней. Там почти 1200 километров в одну сторону, тоже немало. Мы несколько раз так ездили, и для меня эти путешествия бесценны: я видел, как взрослеет мой мальчик с каждым разом, как он перенимает мои повадки, как он применяет на практике полученные знания, как он мужиком становится. Отцу это видеть очень важно.

Ведь охота не самоцель, я могу вообще на охоте не стрелять, хотя, конечно, дичь штука очень хорошая. Главное, это провести время с ребенком, с природой. Поэтому самое запоминающееся это любое путешествие с сыном.

                                                 Сын Никита во время восхождения на Авачинский вулкан.

— Люди на Камчатке правда особенные? Какие особенности отмечаете вы, и кто из камчатцев вас восхищает?

— Люди на севере, безусловно, особенные, и я преклоняюсь перед бывшими директорами северных совхозов. Это люди, которые всю свою жизнь отдали северу: Борис Петрович Левчук (Таловский совхоз), Виктор Иванович Тэн (Хаилинский совхоз), Яковенко Григорий Данилович... Да их много! Это великие люди. Мой отец, Владимир Иванович Лебедев, всю жизнь проработал в этой системе. Приехал сюда с красным дипломом сельхозакадемии и остался здесь навсегда, похоронен в Палане. Для него, как и для меня, выезд с Камчатки невозможен. Он даже с Паланы не хотел никуда уезжать. Он был директором совхоза "Паланский", до этого "Быстринский", при нём в Анавгае было построено большое количество зданий и бассейн. Кстати, тогда ему не разрешили строить бассейн, и мой отец, человек со стальной волей, сказал: "Хорошо, не будет бассейна, будет пожарный водоём". Водоём разрешили. Там до сих пор этот бассейн стоит.

Эти люди меня восхищают, люди труда. Есть ещё один человек, которого я боготворю — это Анатолий Левковский из Коврана, художественный руководитель ансамбля "Эльвель". Он всю жизнь живет в Ковране, такой человек-оркестр. Мне очень нравятся песни вообще, и я немножко говорю на ительменском языке. У них есть песня "Я ительмен", и я считаю, что это потенциально супер-мега-хит любого конкурса: настолько она мелодичная, настолько классная, с таким четким, интересным мотивом, что, если её обработать чуть-чуть, это будет просто хит.

                                                               Анатолий Левковский. 

Кстати, если мы уж заговорили про музыку, то я считаю величайшим талантом нашей Камчатки Диму Кравченко. Это самородок из самородков, молодец, умница! Он делает национальную музыку в современной обработке. Очень талантливый человек. Ещё я дружеские отношения поддерживаю с Галиной Юрьевной Федотовой, основательницей ансамбля "Нулгур" из Эссо. Она вообще просто умница.

— Без какого камчатского блюда или продукта вам трудно представить свою жизнь и умеете ли вы сами готовить?

— Я умею готовить огромное, колоссальное количество камчатских блюд, начиная от юколы и заканчивая строганиной. Я вырос на севере, причем в такой семье, где детский общественно-полезный труд приветствовался. Я всё свое детство провел в "сельхозрабстве", и благодарен за это отцу в первую очередь и маме, они научили всему. Без какого блюда не представляю жизнь? Без вяленой, маринованной корюшки, без вяленой красной рыбы и гольца. Вяленый голец — это бомбическая рыба!

И конечно рыбные котлеты — это, мне кажется, такое брендовое камчатское блюдо. Причем рыбные котлеты недооценены, потому что их просто не умеют готовить. Лучшие котлеты на свете, которые я ел в своей жизни, делает Галина Михайловна Арсанукаева, бывшая глава администрации Воямпольского сельского поселения, сейчас уже на пенсии. Их можно съесть, бесконечное количество, настолько они мягкие, вкусные, воздушные.

— В чём их секрет?

— Как говорит Галина Михайловна, секрет очень простой: не ленись их размешивать, не ленись их взбивать! Чем больше рук приложишь, тем вкуснее будут котлеты.

Конечно, я не представляю свою жизнь на Камчатке без строганины: из наваги, из селёдки, из оленины. Разумеется, красная икра, но её тоже нужно уметь солить. Безусловно, камчатский бренд (я специально для этого сделал роботизированную сушилку) — это камбала вяленая белобрюхая. У меня есть друг, она работает технологом на одном из рыбных предприятий, и она делится со мной рецептами по ГОСТу. Я все свои блюда произвожу по этим рецептам, и получается, во-первых, стопроцентная повторяемость результата, а во-вторых, очень вкусно!

— У вас есть любимый ресторан или кафе в Петропавловске?

— Хороший вопрос. Я вообще ужасный однолюб. Мы с женой были во всех ресторанах в городе, из принципа посетили все заведения подобного типа. Какой из них лучший? Не могу сказать, потому что мне они кажутся все одинаковыми. Мне нравился "Ямато", причём "Ямато" в предыдущей его версии, когда там подавали осьминогов. Сейчас почему-то этого нет. Но мне главное, чтобы жене нравилось.

— Какое у вас любимое место в городе?

— Мне очень нравится Северо-Восток, потому что он близко к лесу, я там поэтому и живу. Я пришёл домой с работы, перекусил, надел лыжи и побежал по лыжне. Или прямо из гаража уехал на вездеходе в любое путешествие. У меня из окна вулкан видно. Нравится ещё, что Северо-Восток район новый, просторный, широкий. Это такое классическое понимание города.

— С каким цветом у вас ассоциируется Камчатка?

— Я когда еду куда-нибудь далеко, то смотрю на зелёный цвет вокруг и думаю: "Вот наша планета реально издалека вся зелёная, потому что всё же зелёное". Потом вспоминаю, что бóльшая часть планеты покрыта водой, и она из космоса, конечно, голубая, цвета морской воды. Но для меня Камчатка ассоциируется с осенью: когда наступает сентябрь, она показывает себя в самой своей красе. Это, безусловно, красный, жёлтый, такой уже тёмно-зеленый, коричневый цвет, голубой цвет моря. Какой-то один цвет я не могу выбрать. Камчатка яркая!

 

KamchatkaMedi

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

23.11.2024
Увлечения
Дедушка со шкатулками: как пенсионер из Омска справляется с одиночеством

Он каждый день что-то мастерит, а его квартира напоминает дом волшебника из сказки.

22.11.2024
Люди
Супербабушка из Тверской области: жизнь и подвиг Антонины Шиповой

Корреспондент Tverigrad.ru побывал в гостях у 72-летней пенсионерки-героини, которая рискуя жизнью спасла тонущую в бушующей Волге 7-летнюю девочку.

Британский оператор O2 запустил нейробабушку, которая перехватывает звонки мошенников и заговаривает их

Мобильный оператор O2 из Великобритании запустил нейросетевого агента в роли бабушки. Он перехватывает звонки мошенников и заговаривает их, тратя время злоумышленника.