«Спасибо за детство!»: легендарный Геннадий Гладков
Геннадий Гладков — выдающаяся личность, советский и российский композитор. Его биография полна ярких событий и знаковых достижений, которые сделали композитора одной из ведущих фигур отечественной культуры. Имя Геннадия Гладкова стало нарицательным, когда речь идёт о музыке для мультфильмов и советских фильмов.
Его творческая карьера началась в 1960-х годах, и с тех пор он создал более сотни песен, которые стали хитами. Родился будущий композитор 18 февраля 1935 года в Москве в творческой семье. Отец Геннадия Гладкова — Игорь Иванович — был аккордеонистом и баянистом, а кроме этого, солистом джазового ансамбля Александра Цфасмана. Дед по материнской линии — Степан Максаков — подыгрывал на гармони известной советской певице Лидии Руслановой. Неудивительно, что с раннего детства у Гладкова проявились музыкальные склонности, и он полюбил джазовую музыку и народное творчество. Это страстное увлечение стало основой его будущей карьеры.
Согласно некоторым источникам, дом Гладковых располагался вблизи Художественного театра, и маленький Гена с упоением смотрел спектакли и знакомился с их репертуаром. Часто юный музыкант выступал перед соседями и радовал домочадцев своей игрой на аккордеоне.
Гладков был страшим ребёнком в семье, а его юность выпала на трудные послевоенные годы. Семья жила скромно, поэтому Геннадий самостоятельно осваивал музыкальную теорию. Отчасти поэтому он принял решение получить техническое образование, навсегда оставив карьеру музыканта. Однако судьба впоследствии распорядится иначе.
Всю свою долгую жизнь Геннадий Гладков мало афишировал личную жизнь. Известно, что с женой Светланой они были в браке более 50 лет. История знакомства музыканта и его супруги неизвестна. В 1968 году у пары родился сын Андрей, который, однако, не стал развиваться на музыкальном поприще. Некоторое время спустя Геннадий и Светлана стали бабушкой и дедушкой двух очаровательных детей — Екатерины и Никиты. Композитор не только познакомил внуков со своими композициями, но и привил им любовь к музыке.
В одном из интервью Геннадий Гладков признался, что у них с супругой мог быть её один сын. Но он умер в возрасте трёх месяцев. Единственным лекарством в тот страшный момент жизни стала музыка. Чтобы прокормить семью, Гладков решил освоить техническую профессию, и потому окончил Московский химический политехникум. Однако работа на заводе не могла унять творческий пыл Гладкова. Он принял решение отучиться сначала в Музыкальном училище, а затем и в Московской консерватории, где увлечение музыкальным ремеслом только укрепилось. В 1960-е годы Геннадий Гладков активно преподавал в Московском хоровом училище и Музыкально-педагогическом институте Гнесиных, а параллельно с этим писал первые музыкальные композиции к спектаклям «Современника» училища и научно-популярным фильмам. В 1965 году вышла его первая пластинка — «Волшебник Изумрудного города».
С течением времени Гладков становится известным композитором детских мультфильмов. По словам самого Геннадия, своим успехом он обязан другу — советскому и российскому актёру и режиссёру Василию Ливанову. Именно он пригласил 31-летнего музыканта поработать над лентой «Самый, самый, самый, самый». Музыка Геннадия Гладкова оставила отпечаток в истории советской мультипликации. Его песни до сих пор любимы и популярны и воспроизводятся на радио и телевидении. Они остаются в голове и в сердцах слушателей, наполняя их теплотой и радостью, а также иллюстрируя искрометные приключения любимых героев.
Всенародная слава и любовь пришла к Гладкову вместе с мультфильмом на одноимённую сказку братьев Гримм — «Бременские музыканты» (1969). Трио с Инессой Ковалевской и поэтом Юрием Энтиным подарило произведению статус культового. Зажигательные рок-н-рольные мотивы записывали небольшим оркестром, которым руководил сам Гладков. Кроме мультфильма, была выпущена партия грампластинок, общий тираж которой составил 28 млн штук.
Геннадий Гладков и Юрий Энтин ещё раз повторили успех в мультфильме «Голубой щенок» (1976). История о маленьком животном, над которым издевались все жители городка, не могла остаться «немой». Гладкову удалось выбрать такие звуки, которые идеально подходят к эмоциональной составляющей сюжета мультфильма. Также в числе популярных песен Геннадия Гладкова можно отметить музыку из мультфильма «Малыш и Карлсон» (1968). Каждая из композиций, вошедшая в советский хит, будто отражает неповторимый музыкальный стиль композитора.
Едва ли найдётся человек, который не знает строчек «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…». Как позже поделится с журналистами Гладков, работа над мультфильмом началась с написанием этой песни. После этого музыкальную композицию выпустили на пластинке «Сказки об Африке», и лишь потом стали думать над тем, как будут выглядеть животные на экране. Поэтому смело можно утверждать, что песня подсказала характер и образ главных героев.
Музыка Геннадия Гладкова играет ключевую роль в создании таких культовых советских фильмов, как «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Человек с бульвара Капуцинов», «Обыкновенное чудо», «После дождичка в четверг» и др. В каждой из этих картин музыка Гладкова стала неотъемлемой частью, олицетворяя эмоции и характеры героев, а также создавая незабываемую атмосферу времени и места.
Комедия Марка Захарова по роману И. Ильфа и Е. Петрова сыскала любовь и успех благодаря зажигательным композициям «Людоедка Эллочка», «Танго мечты» и «Танго любви», «Ах, какая жалость!». Как сам признавался Гладков, перед ним стояла довольно непростая задача — нужно было написать композиции строго по времени эпизода. Например, если сцена длится две минуты, то песня не должна быть длиннее. А после Марк Захаров и вовсе просил сочинять аккорды под стать конкретному слову.
Создавать музыку к киноленте «Обыкновенное чудо» Гладков стал после того, как у него умер отец. Своё состояние композитора называл «чёрным», и как ему удалось создать столь светлые и одухотворённые произведения для фильма «Обыкновенное чудо» — большая тайна. Но в том и сила творца, что он выше обстоятельств. Геннадий Гладков создал очень разные по стилю и настроению песни: достаточно послушать композиции с жалобой Фрейлины («Где мыло?»), выполненной в манере водевиля, и романс Эмилии и Трактирщика. Двойственность настроения отразилась в главной песне фильма, которую исполняет Волшебник («Нелепо, смешно, безрассудно…») или в «Прощальной песне» («Давайте негромко»).
Пока композиторы с брезгливостью относились к жанру блатной песни, Гладков умело создавал культовые песни к фильму «Джентльмены удачи». Композиции шли, как говорится, из сердца: в детстве Гладков с гармошкой выступал перед дворовыми ребята с «Муркой». Когда чиновники впервые услышали музыку и посмотрели фильм, их терзали сомнения, — не будет ли это популяризация жанра так называемой «блатоты»? Однако композитор и режиссёр Александр Серый, будто предчувствуя всесоюзный успех картины, убедили в том, что жанр песни имеет древнюю историю и вообще корнями уходит в фольклорное творчество.
Популярнейшую песню «Уно моменто» в исполнении легендарных артистов Александра Абдулова и Семёна Фарады написал тоже Геннадий Гладков. Как рассказывал композитор, ему нужно было за кратчайшие сроки создать песню для героев картины. Гладков стал вспоминать, какие итальянские термины он изучал во время обучения в консерватории, и первое, что пришло на ум, — выражение «уно моменто». А далее последовала настоящая абракадабра: итальянские слова и мотивы перемешались, но режиссёр картины Марк Захаров оставил всё в первозданном виде.
В 2014 году Геннадий Гладков пережил инсульт. После этого композитор создал ещё несколько произведений — к фильму «Медный всадник» (2019), а также занимался работами по переизданию каталога своих произведений.
Скончался Геннадий Гладков 16 октября, в возрасте 88 лет. За несколько дней до этого он обращался в медицинское учреждение за помощью. Гладков жаловался на плохое самочувствие, и медики диагностировали у него вегето-сосудистую дистонию — нарушения в работе вегетативной нервной системы. Согласно предварительной информации, причиной смерти стали проблемы с сердцем.
Из интервью
«Был момент, когда почему-то у нас в верхах прицепились к продолжению «Бременских» («По следам бременских музыкантов». — «Культура»). Пластинка была готова, но ее не выпускали в продажу. Проходил очередной съезд, на котором один очень большой партийный человек выступил с гневной отповедью в мой адрес. Дескать, что это наши молодые композиторы себе позволяют? Нет чтобы написать о Родине, о партии, а они с какими-то там бременскими музыкантами носятся. Безобразие, надо бы все это прекратить...
На что Тихон Николаевич Хренников, на тот момент Первый секретарь Правления Союза композиторов СССР, в своей заключительной речи ответствовал: «Я не знаю, что там Гладков должен был написать о партии, но могу сказать одно: пока я своему внуку не поставлю «Бременских», он отказывается есть кашу».
Газета «Культура».