Бийчанка Людмила Баскакова стала первой женщиной-капитаном на Оби

Женщина за рулем – явление сегодня такое же обыденное, как женщина за прилавком или у плиты. Понятие «автоледи» прочно осело в словаре и обиходе, а дама в водительском кресле вряд ли вызовет удивление. Но только не в случае с Людмилой Баскаковой. Убеленную сединой бабушку, лихо управляющую иномаркой, провинциальный народ пока еще воспринимает, как нечто уникальное.

Впервые взялась за руль Людмила Баскакова в 35 лет. Точнее сказать, за руль автомобиля, а вот водить суда по сибирским рекам она начала гораздо раньше.

Людмила Петровна в прошлом веке была единственной в бассейне Оби женщиной–капитаном. Выбор профессии не случаен. Родители-речники прямо из роддома принесли маленькую Людмилу на «Зюйд». Судно это весьма примечательное. Ветераны речного флота говорят, что досталось оно Бийской пристани еще со времен купцов Морозовых. Сначала это был пароход, по бортам у него стояли большие колеса, которые вращались как на мельнице. Рабочие на «Зюйде» топили котел, котел давал пар, пар вращал колеса. Потом на «Зюйд» поставили два чехославацких дизеля, и уже они колеса вращали.

Капитаном «Зюйда» был Петр Лобанов – отец Людмилы. Для девочки «Зюйд» стал плавучим домом, а вращающиеся колеса – объектом пристального изучения. Когда судно списали, родители, а вместе с ними и маленькая Людмила, перешли на газоход-110. Так что с рекой эта женщина связана с самого своего появления на свет. Поэтому и ее выбор профессии – капитан – не стал в семье неожиданностью.

Молодую девушку на флот, да еще на такую мужскую специальность, брать не хотели. Но начальник пристани Юрий Тулупов в итоге все-таки сломался под напором бесконечных просьб. Дал Людмиле шанс и уж точно не пожалел. Женщина в последствии стала надежным капитаном и гордостью речпорта.

Рабочую карьеру Людмила начала с должности матроса на БВК, капитаном-механиком этого судна был ее отец. У Петра Ефимовича Людмила перенимала основные навыки покорения реки. Потом, встав к штурвалу, грамотно и отважно водила грузовые суда по спокойной Бии, полноводной Оби и своенравной Катуни. А ведь сплавлять баржи по Катуни не всякий мужчина-капитан брался.

Людмиле Петровне доверяли перевозить не только грузы, но и людей. С улыбкой она вспоминает один случай. В 1980-е годы работала на «Заре». Стоит у штурвала и слышит, как по скоростному теплоходу шепот разлетается: «Ну, надо же, женщина за рулем! Видать, кассира поставили»! Говорит, очень смеялись над этой историей коллеги по работе.

Десятки лет Людмила Баскакова водила речные суда. Не было в ее работе ошибок и нареканий. Также безукоризненна она и за рулем автомобиля. За 37 лет стажа – ни одного ДТП и ни одного нарушения правил дорожного движения. Первой «рабочей лошадкой» в водительской карьере Людмилы Петровны стал «Запорожец». На нем она в далеком 1986 году училась вождению. Говорит, купила машину «без всякого напряга». Зарплата у нее хорошая была, даже копить не пришлось на мечту. Села за руль без страха и смятения и поехала. С той минуты выработала тест на «профпригодность». Говорит, он и сейчас работает:

«Если, сев за руль, вы не спасовали и не отпустили его первые 20 минут, из вас, наверняка, получится водитель». За без малого 40 лет кроме «Запорожца» в автогараже Людмилы побывали «Москвич», несколько представителей из линейки «Жигулей» - от «копейки» до «девятки», а с 1996 года и по сей день там надежно обосновалась Toyota Tercel. Пенсионерка ласково зовет ее «старушкой». Также она называет и себя. Несмотря на возраст – 72 года - Людмила Петровна водит свою «старушку» с молодецкой удалью. По трассе 90 км выжимает легко. Хоть и любит статная автоледи скорость, но ездит аккуратно и правила всегда соблюдает. Тех, кто лихачит, превышая дозволенный максимум, про себя может и крепким словцом ругнуть, потому что, как говорит водитель, «дорога шалостей не прощает».

Людмила Петровна не только мастерски водит машину, ну и в ее устройстве неплохо разбирается. - Я в молодости любила в «железках» копаться,- рассказывает Людмила Баскакова, - починить сама технику могла. А потом, как вышла на пенсию, решила – ни к чему это. У меня ведь и помощники теперь есть.

Младший сын автосервис держит, у него даже эвакуатор свой. Поможет, если что. Внук 14-летний мне колеса с удовольствием меняет. Так что сейчас я только рулю. А рулить Людмила Петровна любит. Говорит, что давно «вросла» с корнями в машину, хоть и колесит исключительно по Алтаю. Каждый день из Малоенисейского на своей «Тойоте» в город - то в поликлинику, то по делам ездит. Иногда по дороге внуков забирает. А их у автоледи - восемь, еще и правнуков двое. Машина - машиной, а «бабушкинские» обязанности никто не отменял.

Людмила Петровна и пирожков постряпает, и хлеб сама испечет, и овощей с грядки принесет. Автоледи на «ты» не только с железным конем, но и с обычной коровой.

- Вышла на пенсию, поменяла городскую квартиру на деревенский дом. Несколько коров держала, она и доить умеет, - добавляет штрихи к портрету подруги Нина Макарьева. Дружат они уже больше полувека. Нина Александровна говорит, что ездит с Людмилой Баскаковой также спокойно, как со своим мужем:

- В молодые годы мы часто за ягодами-грибами на машине ездили, на природе семьями отдыхали. Есть вещи, в которых подруга незыблема на протяжении всего водительского стажа. Например, никогда не будет вести разговоры за рулем, просит пассажиров не отвлекать ее. Не будет отвечать на звонок мобильного телефона. А вот музыку хорошую послушать любит. Когда едет одна, всегда включает приемник в автомобиле, говорит, с песней дорога веселее.

Трижды Людмила Петровна меняла права. Очередное водительское удостоверение получила несколько дней назад. Говорит, когда его в ГИБДД вручали, с улыбкой поздравили, пожелали в дальнейшем также аккуратно ездить без нарушений и штрафов. Уважают Баскакову как водителя и односельчане. В Малоенисейском есть и другие автоледи, но все они уступают в возрасте и опыте Людмиле Петровне. Дети и внуки реагируют, куда спокойнее: в семье давно уже привыкли, что их бабуля при руле. Воспринимают это как само собой разумеющееся. Но в день автомобилиста поздравить никогда не забывают. На наш вопрос, считает ли она, что женщины менее внимательны и более эмоциональны на дороге, отвечает отрицательно. Говорит, все зависит от конкретного человека, а не от его половой принадлежности.

Не согласна Людмила Петровна и с мнением, что женщины хуже справляются с парковкой и маневрами.

- У кого опыта больше, тот и ловчее. А вот на вопрос, что ей нравится водить больше - теплоходы или автомобили – однозначно ответить затруднилась. Суда и машины в сердце этой удивительной женщины всегда занимали и продолжают занимать равное место. И хотя за штурвалом она уже не стояла много лет, говорит, что река до конца так ее и не отпустила.

До сих пор во сне нет-нет, да и увидит, как бороздит она на своем РТ водные просторы, рассекая волны, ведет теплоход в порт.

 

Бийский рабочий

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

09.01.2025
Здоровье
124-летняя китаянка раскрыла неожиданный секрет долголетия: простая еда из риса и сала

124-летняя китаянка Цю Чай, живущая в китайском городке, раскрыла неожиданную формулу долгих лет: три простых приема пищи в день, прогулки и кусок сала размером с мячик для настольного тенниса.

09.01.2025
Люди
В возрасте 103 лет умерла знаменитая гимнастка, пережившая Холокост

Величайшая венгерская гимнастка еврейского происхождения Агнеш Келети умерла в возрасте 103 года в Будапеште.

Новогодние обычаи в разных странах: у одних принято целоваться в темноте, а другие устраивают драки

В некоторых странах мира существуют уникальные новогодние обычаи, которые могут показаться странными или даже шокирующими. Например, в некоторых странах принято целоваться в темноте или устраивать драки.