«Усыновить» бабушку. Как найти семью взрослому человеку

Молодая семья идет за советами к опытным старшим. Где и как найти такого человека, если близких родственников нет, рассказывает Катерина Мурашова.

Пришла молодая семья с двумя детьми — мальчиком и девочкой. Дети, хоть и маленькие, на удивление тихие, родителей не дергают, не кричат, ничего не роняют, игрушками меняются. Хорошие, в общем, дети. У мальчика была небольшая задержка развития речи и сейчас несколько звуков не поставлено, но он занимается с логопедом в саду.

Родители тоже хорошие. Из тех, которых настоящие, качественной выдержки снобы называют «простыми людьми». Мама Зоя работает кондитером, папа Володя — сварщиком. Образование у обоих — соответствующее училище. Дети, понятное дело, в яслях и в садике. Ходят они туда в целом охотно, когда болеют — скучают и рвутся «к деткам, к игрушкам, к воспитательнице Марье Петровне». Вторая воспитательница, естественно, как это всегда во всех садиках бывает, «злая», а вот Марья Петровна — «добрая».

Зарабатывают оба родителя хорошо, взяли довольно большую старую запущенную квартиру в ипотеку и уже почти ее отремонтировали — частично своими руками, частично — с помощью друзей. Друг к другу родители, обо всем вышесказанном мне повествуя, относятся с нежным юмором, подшучивают друг над другом, но не обидно. Это то, что мне всегда очень нравилось, потому что именно такой подход многие неизбежные шероховатости семейной жизни позволяет сгладить, не обостряя и не доводя до скандала. Благость-то какая. А зачем же они ко мне пришли?

Собрались, переглянулись. Достали бумажку с вопросами. Вопросов много. Практически обо всем. Мальчик, шесть лет, засыпая, сосет угол пододеяльника — это нормально или болезнь? Отказывается есть любой суп — заставлять? Девочка, четыре года, в машинки играет с братом, а в куклы — нет, только разбирает их на «запчасти» — это потом ни к чему плохому не приведет? Ссорятся дети редко, но, когда случается, мы брату сестру особо бить не разрешаем, потому что девочка и младше — а она делается как безумная фурия, визжит и в волосы ему вцепляется. Он не знает, как справиться, пугается и убегает или нас зовет — это потом на его мужской характер не повлияет? Она за столом, даже в кафе, хлеб не ест, а крошит и шарики из мякиша катает — это неуважение к еде или как? Нам что с этим делать — ругать, запрещать, отнимать? Мальчик всегда ужасно всем пачкается и как будто даже не замечает этого, его уже даже сестра поросенком дразнит. Ругать за это или не ругать? Как научить за собой следить? Буквы и цифры сын знает, а читать и писать учиться не хочет, а уже вроде пора — больше с ним заниматься или оставить в покое?

Я долго на всё отвечала, а потом не выдержала и спросила: ребята, а вы сами где росли?

— Я — в интернате, — сразу ответила Зоя.

— Все детство? — удивилась я. Для детдомовского ребенка Зоя выглядела слишком хорошо адаптированной. — Нет. Мы сначала жили с мамой и папой. Потом — только с мамой. А потом мама умерла. Мне было уже десять лет, и я стала жить в интернате.

— А почему вас не усыновили?

— Сначала, как я понимаю, было нельзя, потому что отец не был лишен родительских прав, а потом — наклевывалось что-то такое пару раз, но я к тому времени уже была стеснительным подростком и сама не хотела.

— Родная семья была неблагополучная? — уточнила я.

— Более чем, — Зоя опустила глаза и посмотрела на носки своих туфель. Муж ласково сжал ее локоть.

— А вы? — Я взглянула на Вову.

— О, у меня все просто, — улыбнулся мужчина. — Мама третий раз вышла замуж, родила третьего ребенка, а мне сказала: ты, Вова, ищи себе училище с общагой, и лучше не в нашем городе, а то не ровен час что случится… Я с тем отчимом не очень ладил, бывало, за мать заступался и за сестру, а он — агрессивный, думаю, просто мать за меня и боялась.

— Мы на танцах познакомились, сейчас, в XXI веке, представляете? — Зоя весело засмеялась. — Меня пойти в клуб подружки из училища уговорили, а его — друзья. И вот мы оба стояли по углам и думали, как бы сбежать. А потом его друг ко мне за руку подтащил и говорит: смотри, какая бука стоит — тебе, Вовка, в самый раз пара, пригласи ее.

— Да ладно тебе, не так все было! — досадливо воскликнул Вова. — Я сам тебя увидел и хотел подойти, но стеснялся, и тогда Миха меня насильно поволок.

— Ребята, вы — крутые, — искренне сказала я. — Чем еще могу помочь?

— Спасибо, вы уже помогли, — сказала Зоя. — Вот поговорили, и как-то все по полочкам разложилось.

— У нас все хорошо, но нам не хватает, чтобы сверху кто-то был. Или впереди. Или еще что-то такое… — вдруг сформулировал Вова.

— И нам надо, и детям тоже — я вижу, мы даем, но им иногда не хватает.

— Авторитет, эксперт, старшие, бабушка? — попыталась нащупать я.

— Бабушка! Да! — воскликнула Зоя, и на глазах у нее навернулись слезы. — Но где же ее взять?.. Я думала. Ребята ждали.

— Усыновите, — наконец сказала я. — Детей можно, а почему бабушек нельзя? Повисла вопросительная пауза.

— Есть же вокруг много одиноких старушек. Детей либо не случилось, либо выросли-уехали — и им как раз не хватает того, что есть у вас. Почему бы вам не объединиться?

— А как это сделать? Не можем же мы на улице подходить и спрашивать или в газете объявление давать?

— Именно объявление, почему нет? Повесьте на стены около ближайших к вашему дому магазинов. Все окрестные одинокие старушки там бывают.

— А что написать? «Предлагаем работу с проживанием?»

— Нет. Вам же не домработница и не няня нужна — так?

— Конечно, нет, — Зоя, кажется, слегка обиделась. — С этим всем мы и сами справляемся. Нам и детям совсем другое нужно.

— Тогда так и напишите: «Работящая семья из двух взрослых и двух детей, четырех и шести лет, усыновит бабушку». Зоя и Вова растерянно улыбнулись и посмотрели друг на друга.

***

— Знаете, у нас почти сразу два дедушки откликнулись — мне так перед ними неудобно, — сказала Зоя. — Такие хорошие, приличные, очень одинокие мужчины. Жалко их.

— Может, вам и дедушка сгодится? — спросила я.

— Нет, — Зоя помотала головой. — Мне с женщиной легче. Я мужчин на самом деле с детства боюсь. Отец у меня пил, ну и… вы понимаете. А с Вовой мы сошлись, потому что он очень мягкий и добрый и спиртное в рот не берет.

— А что же с бабушками?

— Звонили по объявлению. И приходили даже — знакомиться и узнавать. Но все как-то, видимо, думали, что это такое творческое объявление ро няню, и выясняли условия, зарплату. Но есть одна женщина — она сразу все правильно поняла, мы познакомились, и она согласна. И Вова вроде тоже, но ему с ней всяко меньше общаться, а я вот — чего-то боюсь.

— Чего же? Сформулируйте.

— Она кандидат филологических наук. У нее сын в Германии, замдиректора какой-то большой фирмы по энергетике. И у нее перстень с камеей и кофточка вот с такой накрахмаленной штукой…

— Жабо. Да-а…

— Я, не удержавшись, широко улыбнулась.

— Вот видите, и вам кажется, что не подходит, — огорчилась Зоя.

— Если она согласна, то усыновляйте, — решительно сказала я. — Не получится — ничего страшного, разбежитесь. Ей наверняка очень одиноко, и она будет стараться не уничтожать вас своим интеллектом. А кандидат филологических наук — это очень полезно для вашего сына, у которого проблемы с речью.

— Ладно, раз вы говорите, мы попробуем, — вздохнула Зоя.

***

— Она приготовила фрикасе. Вова улыбнулся, закрыл глаза и съел. А больше никто не смог. И спросила у детей, про что они книжки любят. Они сказали — про животных. Она принесла, стала читать, они сидят, слушают. Потом играют — прыгают с дивана, машут руками и орут. Я тоже послушала — странная какая-то книжка.

— Как называется?

— «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Я глубоко вздохнула, чтобы не смеяться и не пугать трепетную Зою.

— А детям-то как?

— Детям нормально. Они всем в садике рассказывают: у нас теперь бабушка есть. Она младшей дает свои кольца играть и прочую бижутерию. А там все старинное или дорогое. Я боюсь — вдруг дочка потеряет что-то или сломает?

— Не бойтесь, ваша дама явно знает, что делает.

— А знаете, я все тех двух симпатичных старичков вспоминаю… Как-то мне про них думать грустно и неловко, как будто обманула кого.

— Не проблема. Детей надо водить в кружки?

— Да. И к логопеду. Наша бабушка настояла, что в садике логопедических занятий мало, надо еще частным образом. А девочку — на танцы. И в музеи. И в театры.

— И еще гулять. Дети маленькие. Вы работаете. Бабушке одной с двумя детьми трудно. Привлеките дедушек — для походов в театр, для прогулок. Как кавалеры, сопровождающие. Доплатите им немного.

— Точно, — обрадовалась Зоя. — Как я не подумала? И ей, может, будет с ними веселее.

***

— Они так обиделись, когда я им деньги предложила. А потом еще и она меня отчитала за… плебейство, вот! Я чуть сквозь землю от стыда не провалилась. Но в музеи и театры ходят. Она наряжается по часу. И дочка от нее набралась — так смешно. Но дети в восторге — да. И Вова стал мне такие подарки дарить — кажется, она помогает, выбирает. На работе начальница сказала, что у меня стиль сменился и мне идет. Это ведь хорошо, да? Сын уроки только с дедушкой делает, больше ни с кем не хочет, а другой с обоими детьми в шахматы играет — он по ним кандидат в мастера спорта. И знаете, что мне Вова недавно сказал? Что у них любовный треугольник. Представляете?

— Зоя по-девичьи захихикала, прикрыв рот ладошкой. — Два наших дедушки и она. И они оба в нее влюблены, конкурируют и ждут, кого она выберет.

— Любви все возрасты покорны, — процитировала я. — Почему бы и нет?

***

«Усыновленная» бабушка прожила с семьей Зои неполных шесть лет. Потом она все-таки выбрала одного из дедушек и стала жить с ним. Второй дедушка решительно заявил, что в их возрасте уже можно просто дружить. И с ним все согласились. Подросшие дети Зои и Вовы по-прежнему называют старших «бабушка» и «дедушки» и часто ходят к ним в гости. Продолжаются и походы в театры и музеи. Хотя старший мальчик уже подросток, но характером пошел в Вову — ему даже нравится, когда им командуют. Кстати, недавно он поступил в гимназию при Русском музее.

 

Сноб

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

05.02.2026
Спорт
“Старость не застанет меня дома“: 75-летняя казахстанка покоряет марафоны

Костанайская бегунья Тамара Бабич в морозные дни выходит на пробежки, поражая прохожих не только своей закалкой, но и возрастом, рассказывает Tengri Life.

04.02.2026
Здоровье
Гастроэнтеролог раскрыла пользу самой бюджетной крупы для здоровья

Это незаслуженно недооценённый продукт. Гастроэнтеролог Светлана Черепицына советует обратить внимание на скромную, но мощную по своим свойствам перловку.