Жан Беливо. История человека, обошедшего Землю пешком: 75000 километров за 11 лет
Сегодня многие путешествуют – кто-то хочет увидеть что-то новое, отдохнуть. Но иногда только путешествие, смена привычной обстановки могут спасти человека, вывести из депрессии, помочь пережить горе. Путешествуя, человек лучше познает себя, потому что оказывается в новых условиях и больше не скован рамками обыденной жизни. Однако мало кто решится пешком пройти полмира – слишком большие трудности ожидают человека в пути.
Зато путешествие пешком позволяет пройти не установленными для туристов маршрутами, пообщаться с местным населением, увидеть мир и людей такими, какие они есть на самом деле. Таким отважным путешественником является Жан Беливо, который отправился в путь из Монреаля 18 августа 2000 года – в свой 45-ый день рождения. Вернулся домой он только 16 октября 2011 года, преодолев за это время 75543 километра и побывав в 64 странах. Это путешествие полностью изменило Жана как человека, перестроило его мировоззрение и невероятно расширило кругозор.
Но до 2000 года Жан и помыслить не мог о том, что однажды его жизнь полностью изменится. Жан родился в Канаде, в Квебеке, в фермерской семье. Окончив школу, Жан, всегда любивший рисовать, подкопив деньги, решил запустить собственный бизнес по изготовлению наружной рекламы. Сначала ему приходили заказы на оформление грузовиков, чьи борта он расписывал, а затем Жан занялся неоновыми вывесками. Скоро его компания расширилась, и Жан Беливо стал удачливым предпринимателем. В это же время он встретил свою любовь – Люси, которая стала верной супругой и матерью. Все шло хорошо, пока однажды не грянула буря.
5 января 1998 года ледяной шторм обрушился на юго-восток Квебека, снес на своем пути все плотины и дамбы. Проливные дожди с градом целых 5 дней бушевали над городом, и на ликвидацию последствий ушло больше месяца. Бизнес Жана был уничтожен – никто не обращался к нему за неоновыми вывесками, на долгое время наступил «мертвый сезон», и многие сотрудники уехали из Квебека. В этой ситуации Жану пришлось снова искать работу, и он стал торговым представителем компании по производству наружной рекламы.
Это было тяжелое время: «Отныне каждое утро я отправлялся впаривать клиентам товар и пел им одну и ту же песню с навязшими в зубах словечками: «проекты-маркетинг-рынки-продукция». На тот момент мне было 43 года, и у меня была жуткая депрессия. Временами я думал о том, чтобы покончить с собой. Мне казалось, что во имя денег я гроблю собственную жизнь». Постоянная мысль о том, что теперь Жан до конца своих дней обречен на такую жизнь, чуть не привела его к нервному срыву: «Мы живем в мире, в котором действует правило «Не умеешь зарабатывать – значит, ты ничтожество! Я понял, что во мне сломалась какая-то пружина, что я больше не смогу вынести жестокой конкуренции этого мира. Меня будто загнали в тупик, распластав по стенке».
Жану хотелось бросить все и уйти. Но разве это возможно? Супруга Люси, сын и дочь – как они воспримут такое решение Жана, а что если возненавидят его? И все-таки Жан решил поговорить с Люси, объяснить ей, что хочет уйти на время, чтобы снова найти себя. К счастью для Жана, его родные отнеслись с пониманием к идее о путешествии, вместе они составили маршрут, купили карты, медикаменты, перчатки, трехколесную тележку и уложили в нее то немногое, что могло поместиться.
Так, в свои 45 лет Жан Беливо, попрощавшись с супругой, детьми, родителями и друзьями, отправился в путь длиной в 11 лет! За эти годы он прошел множество стран: Коста-Рику, Чили, ЮАР, Эфиопию, Алжир, Великобританию, Иран, Южную Корею, Индонезию, Австралию и многие другие. Первой страной, которую прошел Жан, была Америка. Пройдя Нью-Йорк, Жан дошел до Филадельфии и понял, что нужно «…уносить отсюда ноги поскорее. Не город, а исправительная колония».
Добрые люди сразу же дали Жану совет: «Не поднимай ни на кого глаз, а наручные часы от греха подальше припрячь в карман. У тебя есть только один выход – продолжай идти еще на юг порядка 10 км, не останавливайся, ступай быстро и ни с кем не разговаривай!»
Не слишком удачное начало для путешествия, и дальнейший путь Жана не был усыпан розами, но сила воли вела его вперед. Мир полон контрастов – на всем протяжении своего пути Жана осыпали как насмешками, так и восхищением. И порой люди в беднейших местах с радостью делили с Жаном свой нехитрый обед и предлагали ночлег, а Жан рассказывал им о том, что увидел в пути.
Впечатления Жана Беливо о каждой стране очень личные, глубокие, эмоциональные. Не раз случалось, что Жан приходил в прекрасное место, где живут добрые люди, с которыми ему хотелось остаться навсегда. В другой раз, попадая в бедную страну, и видя все ужасы нищеты и голода, Жан стыдился своего путешествия – ему хотелось хоть что-нибудь сделать для этих людей. Тогда же Жан решил, что его поход будет не только ради себя и мира во всем мире, но и ради детей, которые в бедных странах остаются детьми совсем недолго и вынуждены каждый день жить на грани смерти.
Проходя одну страну за другой, пустыни и горные цепи, видя жизнь своими собственными глазами, Жан делал записи и фотографии, которые запечатлели весь мир. Тяжелейшие переходы через пустыни приносили Жану не только неудобства, но и радость от возможности побыть наедине с природой. «Когда твой взгляд прикован к линии горизонта, то начинаешь погружаться в себя, в своей мир, и кажется, что прошло немного времени, а на самом деле ты прошел уже несколько километров. Пустыня стала неким продолжением моей сущности – да что там! – пустыня стала частью меня самого. Я как будто путешествую по бесконечности». «Часами лежа на полу палатки, глядя в звездное небо, я поджидал то волшебное мгновение, когда около трех часов ночи проснутся птицы и, сопровождаемые светом луны, наполнят эту безжизненную пустыню своим мелодичным пением, умопомрачительной одой самой жизни».
Достигнув желанной Африки, Жану снова пришлось несладко – проникнув в Транскей, голодный Жан зашел в местное кафе: «…Там сидели только африканцы, которые при моем появлении дружно замолчали и стали испепелять меня взглядом. Быстро подошла официантка и сказала, что блюдо дня на сегодня – рагу – уже закончилось. Тогда я сказал, что съем что-нибудь другое. Тут же вскочил человек из местных: «А тебе что, не подходит та еда, которую едим мы?». Жан все же пообедал в этом кафе, но путешествуя по Африке он не раз замечал последствия того зла, который посеял апартеид – с 1948 по 1994 год в ЮАР были выделены резервации для коренного чернокожего населения банту.
И все же Жан Беливо подружился с ними, когда ему удалось лично встретиться с легендарным Нельсоном Манделой. «…Эта встреча, которой я безуспешно добивался в течение нескольких недель, произошла в октябре 2003 года. От избытка эмоций у меня перехватило горло, и я только успел сказать этому великому политику, до какой степени вдохновлен его примером и что свой марш посвящаю принципам «мира и ненасилия на благо всех детей на планете». Он с улыбкой пожал мою руку: «Миру нужны такие парни, как ты!» Через несколько дней, когда я проходил через земли зулусов, какой-то старик буквально кинулся мне на шею: «Ты прикасался к Нельсону Манделе? Ты святой!»
Много теплых слов оставил Жан Беливо об Алжире, где люди с большим теплом впускают на свой порог путешественника, а заодно рассказывают о другом великом путешественнике – легендарном Ибн Батутте, который отправился в XIV веке из Андулузии в Китай и путешествовал целых 29 лет. Одно огорчало Жана – всегда и везде местные жители пытались обратить его в свою веру! И хотя Жан остался верен принципу свободы совести, он заметил, что все равно стал меняться – восточное мировоззрение сделало его более спокойным, уравновешенным, он уже не хотел жить в бешеном ритме западной жизни. Произошла и смена культуры поведения – когда Жан оказался в Европе, то некоторое время продолжал махать людям при встрече рукой, а европейцы с опаской посматривали на него. Европа показалась Жану слишком упорядоченной, организованной, концентрированной: «…Иду и отчетливо понимаю, что ни с кем не могу наладить контакт. Все кажется чужим, а на дороге буквально все выводит меня из равновесия! Чистенькое до омерзения дорожное полотно и идеальная разметочка, рекламные плакатики. Я жалею людей, которые постоянно гонятся за деньгами, страдаю от изобилия фраз, написанных в сравнительной и превосходной степени. Не могу смотреть на эти «супер», «экстра-класс», «наивысшие» и «наилучшие» словечки. Мне кажется, что я в обществе мутантов иду по миру, которым правит ложь. На Западе бедными принято считать тех, кто ничего не потребляет, - так раньше рассуждал и я. Почему же в странах, находящихся у черты бедности, так ничтожно мал уровень суицида? Почему в «бедных» странах мне доводилось видеть гораздо больше искренних детских улыбок, каких я больше нигде в мире не встречал?»
Что тут сказать? Жан Беливо знал, что снова привыкать к прежней жизни будет сложно. Но он не одинок – у него есть дети и внуки, любимая супруга Люси, многочисленные поклонники пишут ему письма. Сейчас Жан активно участвует в конференциях, проводит лекции для школьников, пишет книги. История его путешествия легла в основу документального фильма «Крылатые башмаки» (Des ailes aux talons).
К какому же выводу пришел Жан Беливо в конце своего путешествия? Что он узнал?
«Главное – научиться читать самого себя, читать то, что написано внутри тебя самого, как книгу стихов, которые написаны вчера, или позавчера, или тысячу лет тому назад. И это будет самая истинная, настоящая, самая искусная книга знаний, самая искренняя».
Марина Васильевна Резник, библиотекарь