От Парижа до Бразилии: как 100 лет назад эмигрантки строили международную карьеру

В первой массовой волне эмиграции из России, начавшейся в 1920-х годах, женщины составляли, по разным данным, от 20 до 40% от общего числа беженцев. Большая часть из них были женами, сестрами и дочерями белых офицеров или представителей дворянства. Раньше им не приходилось работать, а теперь нужда заставила их буквально зарабатывать на хлеб.

Но были и женщины, для которых открылись совершенно иные профессиональные возможности в самых разных сферах — от моды до науки. Рассказываем истории эмигранток, которым удалось добиться мирового признания

Одна из главных мемуаристок эпохи Нина Берберова так описывала профессиональные перспективы белых эмигранток: «Мыть чужие полы? Вышивать крестиками? Делать шляпы? Сидеть при уборных в ночных ресторанах? Или идти на сверхурочные курсы медсестер и, окончив их (иностранки с волчьими паспортами), иметь право наняться госпитальной прислугой в городских больницах Лаэнека и ВальЛе-Граса и выносить подкладные судна?».

К сожалению, она не преувеличивала: основные сбережения и активы сбежавших из Российской империи остались во власти большевиков, поэтому в Париже и Берлине многим приходилось выходить на самую тяжелую работу, чтобы прокормить семью. И если мужчины становились, например, кучерами, то женщины часто работали прислугой или официантками.

И здесь важно отметить, что до 1917 года женщины практически не могли получать в Российской империи высшее образование, по большей части обучаясь дома или на женских курсах. «Только в порядке исключения некоторые из них, принадлежавшие к привилегированной части российского общества, имели возможность получить образование, которое рассматривалось исключительно как символ женской эмансипации и важное условие их интеллектуальной и экономической независимости», — пишет исследовательница Юлия Баркова в своей работе «Женщины-медики русского зарубежья 1917—1939 годов».

При более удачном стечении обстоятельств эмигранткам все же удавалось строить карьеру. В частности, в фешен-индустрии: только во Франции в 1920−1930 годах было создано более 20 русских Домов моды. Большая часть из которых, впрочем, вскоре закрылась. Для тех, кто переехал в юном возрасте и получил образование уже за границей, открывалось больше возможностей — в том числе в науке и медицине, в искусстве и театре (например, Ида Рубинштейн, которая на родине подвергалась постоянной критике из-за своих смелых и опережающих время постановок, во Франции обрела признание и популярность).

Свободно говорящие на языке той страны, куда они переехали, могли выполнять функции секретарей и переводчиков: так жена Владимира Набокова, Вера, первые годы их эмиграции в Германию по сути содержала семью, потому что в совершенстве знала немецкий и работала в местных юридических конторах.

Собственная же карьера Нины Берберовой за границей была довольно успешной — она была яркой участницей эмигрантского сообщества сначала в Европе, а потом в США, публиковала свои книги и преподавала русскую литературу. Но этот путь был исключительно «эмигрантским», сконцентрированным на русскоязычной среде, как и у публицистки Зинаиды Гиппиус, меценатки и издательницы Марины Цетлиной, поэтессы Надежды Тэффи или писательницы Ирины Одоевцевой.

Он был типичным для той эпохи — уехавшие первой волны считали своим главным долгом сохранение родных языка и культуры для следующего поколения, так как были уверены, что скоро вернутся домой. И именно женщины, вовлеченные в создание образовательных и социальных проектов для беженцев, были хранительницами, как тогда говорили, «русскости».

Но подавляющее большинство белых эмигрантов так и не вернулись на родину, а их дети со временем ассимилировались в новых странах. Поэтому гораздо больше перспектив открывалось для тех, кто делал ставку на международную карьеру и искал свое место за пределами диаспоры. И среди них было несколько выдающихся женщин.

Варвара Каринская

Варвара Жмудская (в девичестве) родилась в 1886 году в Харькове в семье богатого купца и была самой старшей девочкой в семье из 10 детей. Там и научилась шить, что стало ее страстью на всю оставшуюся жизнь. Ее первый муж умер от тифа, даже не дожив до рождения их дочери, поэтому о нем практически ничего не известно. Вместе со вторым мужем, юристом Николаем Каринским, она переехала в Москву, где создала светский салон, куда приходили видные деятели театральной сцены — и особый интерес у нее всегда вызывали «балетные». Для них Каринская стала шить костюмы и даже начала выставлять свои работы в одной из московских галерей.

Когда началась революция, Каринский был вынужден бежать из страны. Варвара осталась в Москве, ей нужно было кормить детей, поэтому она открыла ателье по пошиву одежды и головных уборов, а затем антикварный магазин и школу вышивания. Ее бизнесы успешно работали ровно до тех пор, пока советское правительство их не национализировало. Тогда Каринская поняла, что пора эмигрировать: в 1924 году при поддержке Луначарского под предлогом выставки работ своих учеников в Европе она выехала из СССР.

Оказавшись в Париже, Каринская быстро нашла себя в театральном сообществе: стала художником по костюмам, создавая работы по эскизам Анри Матисса, сотрудничала с Сальвадором Дали и Марком Шагалом. Но главное, именно тогда она познакомилась с Джорджем Баланчиным (Георгий Баланчивадзе) — американским хореографом грузинского происхождения, стоявшим у истоков неоклассического балетного искусства. Затем она переехала в Лондон, где вновь открыла ателье. Но к началу Второй мировой войны в Европе стало небезопасно, поэтому Каринская уехала в США, где в возрасте 55 лет пришла к мировому успеху.

В Нью-Йорке Каринскую приглашает на работу тот самый Джордж Баланчин. В годы работы над его балетными постановками она создала шедевры, за которые в возрасте 76 лет была удостоена самой престижной премии в мире хореографии Capezio — прежде ее никогда не получали художники по костюмам. А в 1962 году Каринская получила «Оскар» за дизайн костюмов к фильму «Жанна д’Арк».

Среди ее изобретений — «пачка Баланчина-Каринской», которая уникальна тем, что в ней нет каркаса. Юбка очень легкая, потому что в ней всего шесть или семь слоев тюля, а не 12. И танцовщицы были очень благодарны Каринской за эту идею, ведь таким образом им было легче выполнять даже самые сложные движения на сцене. А сам Баланчин всегда говорил, что обязан 50% своего успеха этой выдающейся женщине.

Тамара Карсавина

Если говорить о самих балеринах, то их международная карьера действительно складывалась успешно — во многом благодаря феноменальному успеху «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые впервые были показаны в 1909 году в Париже.

Среди главных героинь этого театрального проекта была прима Мариинского театра Тамара Карсавина. Она родилась в семье солиста Мариинского театра Платона Карсавина (который рано вышел на пенсию) и дворянки Анны Хомяковой. Они жили скромно, часто носили в ломбарды танцевальные награды отца и украшения. Именно мать отдала Тамару в балет, руководствуясь вполне бытовой логикой: «Прекрасная карьера для женщины (…) Даже если она и не станет великой танцовщицей, все же жалованье, которое получают артистки кордебалета, намного больше, чем любая образованная девушка может заработать где-либо в другом месте. Это поможет ей обрести независимость».

Но в кордебалете ее дочь задержалась ненадолго: хотя в те годы главной балетной звездой считалась Анна Павлова, Карсавина, благодаря огромному трудолюбию, добилась совершенства в танце и обрела своих поклонников. Среди них оказался и Сергей Дягилев, который пригласил балерину в «Русские сезоны». Так начался ее мировой триумф.

Во Франции ее назвали «La Karsavina», что можно перевести как «Та самая Карсавина» Вместе с дягилевской труппой до Первой мировой войны они объездили весь мир: от Лондона, где у Карсавиной был контракт с местным театром, до Южной Америки. В годы войны Тамара предпочла быть на родине, где играла в Мариинском театре. Но обстановка становилась все более невыносимой, тем более, она вышла замуж за британского дипломата Генри Брюса, и в разгар Гражданской войны они были вынуждены бежать из России с большим риском для жизни.

После эмиграции карьера Карсавиной продолжилась: до 1929 года, когда умер Дягилев, она танцевала в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне, в том числе в постановках Джорджа Баланчина. Затем окончательно переехала в Британию, где еще два года танцевала в местном «Балле Рамберт» — балерине было на тот момент уже 44 года. Свой последний танец она исполнила в 1932 году, но не ушла на пенсию.

С начала 1920 Карсавина была в числе основателей Королевской академии танца (RAD), где преподавала все оставшиеся годы, а в 1930—1955 годах занимала должность вице-президента организации. В 1931 году она помогла создать The Royal Ballet. Карсавина воспитала целое поколение юных танцовщиц в Британии и считается одной из основательниц современного английского балета.

Надежда Добровольская-Завадская

Это уникальный для женщин в эмиграции пример научной карьеры. Амбициозная и с детства осознающая свое призвание, Надежда Добровольская (Завадской она стала, выйдя замуж) сначала с отличием закончила гимназию в Киеве, а затем поступила в Петроградский женский медицинский институт, который был открыт в 1897 году и стал первым в России и в Европе учебным заведением, где женщины могли получить высшее медицинское образование. До эмиграции в 1921 году ее карьера в медицине, несмотря на гендерные стереотипы и ограничения, шла вверх: проработав несколько лет практикующим врачом в губернских больницах, Добровольская сначала в 1907 году получила должность помощницы прозектора, а затем — приват-доцента кафедры оперативной хирургии в том же институте, где училась.

В 1912 году разработала новаторскую методику соединения сосудов различного диаметра. В 1918 году стала первой в России женщиной, возглавившей кафедру хирургии в Воронеже. После переезда (недолгое время они с мужем провели в Египте, а потом отправились в Париж) она не могла быть практикующим медиком, так как для этого был нужен французский диплом. Тогда Надежда устроилась в одну из лабораторий в Институте Кюри, а спустя некоторое время ее возглавила.

Кстати, в то же время в Институте Кюри работала и другая «белая эмигрантка» — Екатерина Шамье, которая на протяжении 30 лет была одним из ключевых сотрудников лаборатории, созданной нобелевской лауреаткой Марией Складовской-Кюри. Все годы своей французской жизни Добровольская-Завадская посвятила радиологии и изучению методов лечения онкологических заболеваний. Была автором больше 100 научных работ, ее открытия во многом опередили время. Она вошла в историю европейской медицины, а в 1937 году получила премию Французской Академии наук за исследования в области наследственности рака.

Елена Антипова

Судьба психолога и педагога Елены Антиповой — наглядный пример того, что реализовать свое призвание можно в буквальном смысле на другом конце света. Она родилась в 1892 году в белорусском Гродно, где стояла военная часть ее отца, Владимира Антипова. В Петербурге, куда переехала семья, ее отдали в частную женскую гимназию, называемую Таганцевской — по имени ее основательницы Любови Таганцевой.

В 1911 году Елена Антипова приехала во Францию, чтобы учиться медицине в Сорбонне. Тогда же она познакомилась с Альфредом Бине и Теодором Симоном — психологами, которые создали первый практический тест интеллекта, «Шкалу умственного развития Бине — Симона». Это была революция в диагностике особенностей развития у детей. Вскоре здесь же произошла встреча Антиповой со швейцарским педагогом и психологом Эдуардом Клапаредом, который в то время организовал в Женеве новый институт педагогических наук — Институт Руссо, занимающийся исследованиями в области образования и экспериментальной психологии. В 1912 году, по приглашению Клапареда, Елена переехала учиться в Женеву, где оказалась в центре новейших разработок в коррекционной педагогике и психологии. Затем Антиповой пришлось по семейным обстоятельствам вернуться в Россию.

В 1917 году она работала в Психоневрологическом институте, который возглавлял Владимир Бехтерев, а еще помогала в работе с сиротами и беспризорниками в Центральном карантинно-распределительном детском пункте Наркомпроса в Петрограде. Она помогла сотням детей за это время, но оставаться после революции в России не могла, и они с мужем и сыном уехали в Женеву, где она вновь работала в Институте Руссо. А дальше случилась главная эмиграция ее жизни — в Бразилию.

В 1930-х годах страна менялась и реформировала образование, поэтому туда приглашали лучших специалистов со всего мира. Перед Антиповой поставили задачу выстроить систему отбора детей с особыми потребностями, чтобы учить их отдельно, но она убедила бразильские власти, что надо не изолировать «других» детей, а создавать для них образовательные условия. Целью Антиповой было придумать методы работы как с «талантливыми» детьми, так и с отстающими в развитии. И ей это удалось: она полностью изменила подход к коррекционной педагогике в стране.

В городе Минас-Жерайс Антиповой стоит памятник, она получила звание почетного гражданина штата, орден Южного Креста и медаль «За заслуги в области образования».

Валентина Санина-Шлее

Об уровне успеха этой героини можно судить даже по ее главной антагонистке: Санина-Шлее сначала близко дружила с Гретой Гарбо, потом создала ей стиль, который вошел в историю, а затем много лет ее ненавидела. И было за что — актриса увела у подруги мужа, Георгия Шлее. Вся эта драма случилась в Нью-Йорке в конце 1940-х годов, куда супруги попали в 1923 году, сбежав от революции в России.

Про жизнь Валентины до эмиграции известно мало, потому что в зрелые годы, уже став известной, она все время перепридумывала себе биографию — от даты рождения до происхождения. Мы знаем, что Валентина была малоизвестной актрисой в харьковском театре, в которую в каком-то баре влюбился Александр Вертинский. Их роман был недолгим, бурным и закончился в 1918 году. После этого Санина вышла замуж за Шлее — и вместе с ним отправилась сначала в Европу, где пробовала себя на театральной сцене (безуспешно), а потом в США, где началась ее настоящая карьера.

Еще в юности она начала придумывать фасоны платьев, перешивала собственную одежду, и судя по всему, имела к этому талант. В Париже ее эскизы даже высоко оценил Лев Бакст. Поэтому в Нью-Йорке им с мужем показалось логичным открыть ателье. Это случилось в 1925 году, а еще через три года они нашли инвестиции и открыли дом моды Valentina Gowns на Мэдисон-авеню. За его развитие и пиар отвечала Элеанор Ламберт — «крестная мать американской моды», которая также принимала участие в создании Met Gala и Недели моды в Нью-Йорке. К 1929 году продажи бренда доросли до $90 000, а средняя цена платья составляла $250 в 1930-х годах и около $600 — в 1950-х. Это были огромные деньги, поэтому платья от Valentina могли позволить себе только богатые американки и звезды.

Последних — от Марлен Дитрих до Греты Гарбо — она одевала для жизни и кино. «Костюмы Валентины раскрывают героев еще до того, как те произнесут первую реплику», — писал театральный критик Брут Аткинсон в The New York Times.

В постоянных коллекциях мировых музеев платья Валентины Саниной-Шлее выставлены сегодня как классика модной индустрии. Она формировала стиль американских женщин той эпохи и стала по-настоящему успешной предпринимательницей благодаря своему таланту и характеру, несмотря на скромное происхождение и все трудности эмиграции.

 

Forbes

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

«Моя работа – быть счастливым!» В Карелии гостит знаменитый американский воздухоплаватель Билл Аррас

Чемпион мира по воздухоплаванию. Первый, кто смог пересечь Берингов пролив от Аляски до Чукотки на аэростате. В 1995 году совершил первый свободный полёт на аэростате над Антарктикой, тем самым став первым человеком, совершившим полеты на аэростатах над всеми шестью континентами.

22.02.2025
Работа
Пенсионеры чаще всего выбирают профессию контролера: эксперты объяснили причины и последствия тренда

Названы вакансии, на которые чаще всего берут пенсионеров: контролеры, водители, повара.

21.02.2025
Здоровье
Атмосферное давление бьет рекорды: страшно ли это, и что делать метеозависимым

Доцент Евдокимов: Здоровый организм устойчив к колебаниям атмосферного давления.