Теплые камни Забелы Саркисян

О сложных и «свободных» камнях Армении, почему мужчинам нравятся украшения на женщинах, глобализации и важности сохранения ремесленнического опыта, а также о том, как выходят на пенсию ювелиры - побеседовали с Забелой Саркисян, основательницей ювелирного бренда SARKISSIAN, и ее невесткой Милой.

«Моя работа – моя игра»

- Вы основатель кампании, или вы создаете украшения своими руками?

- Руками не создаю, душой создаю. Выбираю камни, вижу, во что они превратятся, что будет создаваться. В этом состоит мое прямое участие. И направленность, и дизайн. Но с металлом не работаю сама. Очень полезное сотрудничество получается – мастер и я. Создается украшение со своим характером, своим образом.

- Как вы относитесь к магическим свойствам камней?

- Все камни - живые частицы… Они красивые, имеют свою особую энергетику, вибрацию, настроение. Наверное, неспроста сплелись легенды о камнях, об их лечебных свойствах. Я люблю все камни. Неважно, какой камень, важна его красота. Во всех видах можно найти невероятно красивые, живописные образцы.

- Как вы работаете с мастерами?

- Нами выбираются очень смелые камни, может быть, с ювелирной точки зрения не всегда пригодные. Я вижу примерный эскиз украшения. Мы можем взять в работу даже кусок граната с Кольского полуострова с породой – получается подвеска прекрасная, притягивающая к себе.

- Получается – это не массовый продукт, над каждым украшением вы отдельно думаете?

- Да, этим мы и отличаемся. За долгие годы – больше двадцати лет я работаю – создавались единичные украшения с природными камнями, своеобразные, харАктерные, несущие почерк SARKISSIAN. Они теплые, самое главное – они с большой любовью созданы. К деятельности я не относилась как к бизнесу, в этом вся моя жизнь. Мне дорого было представить российскому покупателю частицы армянского прикладного искусства. Задача и цель была в этом. Даже сын иногда шутя, говорит: «Ты играешь. Для тебя это не бизнес». Бизнес теперь строит мой сын. У него современное видение, свой взгляд на все это.

«Армения – моя любовь»

- Расскажите немного об истории бренда

Семья наша в 1992 году переехала из Армении в Москву. Это были тяжелые годы, развал СССР, потребительский голод. Учителя, педагоги, инженеры начинали перепрофилироваться. А в Армении практически все вспомнили о своих генетических корнях, о том, что ремесло в руках. У каждого армянина, наверное, заложен этот культурный код. Это даже не ремесло, это желание выразить себя, свое умение, создать украшение. Но это стало и насущным хлебом. И моя дорога свелась к этому: я была связующим звеном между московским покупателем и армянскими мастерами, создающими красоту.
В Москве есть очень давно существующая площадка – ежемесячная выставка-ярмарка камней и украшений «Симфония самоцветов» - она до сих пор действует. Я посетила эту выставку, с собой у меня были украшения наших мастеров. Ребята – художники, ювелиры посоветовали все это представить на выставке, со временем я вступила в Союз Художников. Эта ярмарка стала моей первой площадкой, там все и началось. После этого были и другие выставки, Манеж, Гостиный двор. Через два-три года мы начали уже и питерского покупателя завоевывать.

Украшения наши очень теплые. Интересные камни, крупные, подобрано все было с любовью, сделано с любовью. Покупатель это ценил, чувствовал. Мы друг друга вдохновляли. Громко сказано, конечно, но при открытии выставки люди становились в очередь, чтобы попасть к нашему стенду. Ведь наши украшения в одном экземпляре, это творческие работы. У человека была возможность выбрать то, что откликнется именно ему. С годами многие покупатели становились друзьями, даже посещали мастерскую в Армении. Связь до сих пор держится. Это была целая жизнь – передать свое внутреннее состояние другому с помощью украшений.

- Вы говорите как художник. У вас есть художественное образование?

- Нет, у меня есть большая любовь. Большая любовь к Армении, к прикладному искусству. Моя бабушка родом из Вана, это сейчас не армянская территория. Ванские ремесленники были прославлены в мире – филигранные, тонкие работы: пояса, украшения, серебряная утварь.
Пятнадцатый год того века был очень трагический (геноцид), бабушка осталась сиротой в шестнадцать лет и перебралась в Армению. И мы маленькие играли с ее налобным украшением. До сих пор вместе с крестиком я ношу частицу этого украшения. Там тонкая филигрань. В таких этнических украшениях обычно было сочетание бирюзы с кораллом.

Подружитесь с крупными камнями

- И все-таки – какие у вас камни самые любимые? Какие вы носите?

- Наверное, бирюза. Как талисман. В мире очень мало месторождений бирюзы, поэтому на рынке натуральную, необлагороженную бирюзу непросто найти. Я могу с гордостью сказать, что в наших украшениях были представлены уникальные, невероятной красоты образцы армянской бирюзы. В те времена, когда я начала работать, открывались молибденовые рудники, и там пластами выходила бирюза, крупные куски. Бирюза наша твердая, поэтому держит блеск.

Я люблю турмалины, у них широкая палитра цветов, хризопраз, который открывает оттенки зеленого цвета, лазурит, кораллы. Сочетание кораллов с бирюзой, агаты. Отдельной коллекцией были представлены украшения с крупными, чистыми бериллами и аквамарином. Рискнуть оправить эти дорогие камни в серебро требовало смелости.

Почему именно в серебре? Потому что этот металл дает больше возможностей. При реализации идей он пластичнее, легче, чем золото и лучше служит для свободного самовыражения, достижения ощущения гармонии.

- Какие украшения вам удаются лучше всего – кольца, броши, подвески?

- Мы любим все украшения. Так как камни крупные, свободные, иногда просто с породой - в основном получались двойки – подвеска и кольцо. Получались самодостаточные украшения, для дополнения мы придумывали небольшой штрих, чтобы ушки тоже были не лишены внимания. Определенный пласт покупателей образовался, которые любили, ценили это и чувствовали себя комфортно в крупных украшениях. Хотя с боязнью начинали свою дружбу с крупными камнями, но со временем прежнее, миниатюрное сменялось на крупное, красивое.

«Наш покупатель - харизматичные женщины, темпераментные и выразительные»

- А кто смелее – женщины постарше или более молодые?

- Бывало, что приходили на выставку мать с дочкой и обе находили для себя радость для души. Среди молодых тоже есть те, кто любит непростые, с определенным характером украшения. Но, в основном, это женщины в 30-60 лет.

У нас есть свой фирменный салон в Москве на Пречистенке. У продавца своя связь с нашими покупателями. Они приходят, беседуют, откладывают, раздумывают, покупают. На что-то глаз кладут. Бывает, после рождения ребенка приходят в салон просто душу порадовать. Это заряжает, это непросто. Мы работаем сейчас с определенными магазинами-салонами. Не каждая хозяйка магазина решится представить наши украшения. Нужно найти своего покупателя, нужно приучать его.

- А кто он, ваш покупатель?

Мила: - В основном это деловые женщины. И харизматичные женщины, темпераментные и выразительные. Естественно, что им нужны соответствующие украшения. А кто-то, может быть, чуть-чуть робеет, не хватает смелости. И он за счет украшений дотягивает себя таким образом.

Забела: - На выставке покупатель рассматривает – а я сразу чувствую, какое украшение этой даме подойдет. Предлагаю – примерьте это. Она – нет, мне не подойдет. Но в итоге надевает и не может снять.

- Получается, людям привычнее купить что-то понятное, универсальное, чем необычное?

- Да, массовый продукт понятнее, но в Питере и в Москве есть сетевые магазины, где наши украшения продаются удачно. Часто, даже если не указано, покупатели отличают, что это рука мастерской SARKISSIAN.

Мастера – люди с чистой душой

- Как вы выбираете мастеров, с которыми работаете? Это же коллектив, который надо собрать.

- У меня в Москве была небольшая мастерская, но в основном мастера находились в Армении. Костяк мастеров не меняется. В Армении сын создал показательную мастерскую, и началось пополнение коллектива – это единомышленники, приятные люди с чистой душой.

- Сколько у вас мастеров?

- Около 30 мастеров работают. Немало.

Мила: - Условия труда хорошие, атмосфера доброжелательная. Сейчас приходит много молодых ребят, мы их принимаем даже без опыта, если человек хочет. Мы накопили опыт и можем его передавать. Мы видим в этом часть своей миссии, чтобы ремесленнический труд, который был зашит в армянскую ДНК, передавался дальше.

Ремесло уходит. Это эволюционная вещь, но в том числе она уносит с собой много чего человеческого, важного. Мы хотим продлить или хотя бы снять слепок ремесленнического опыта. Для того, чтобы он не был утрачен.

- Вы говорите, что приходит человек без опыта. Но ведь в Армении, наверное, есть какие-то ювелирные школы?

- В Армении есть ювелирное училище, есть художественно-театральный институт, педагогический. Там есть факультеты прикладного искусства. Недавно для детей организовали дополнительные занятия. Школа Lovedoveindustries славится занятиями, связанными с ремеслами. Там сделали ювелирную мастерскую, где совсем маленькие дети реализуют свой потенциал. Зерна творчества закладываются, люди растут.

Недавно была история, которая очень тронула мою душу. В мастерскую пришел молодой парень и встретил там своего преподавателя из ювелирного училища. Они тепло поздоровались, и мастер говорит ему: «Знай, ты пришел в очаг». Вот такие настроения царят у нас в коллективе.

- Правда, теплая история. А мастера преимущественно мужчины или женщины?

- Коллектив примерно пополам разделен, но мастеров-мужчин больше. Есть художница по эмали, по золочению. Есть молодая девушка, которая окончила художественное училище. Зная, что она художница, я предложила ей работать с моделями из воска. Она твердо сказала, что хочет попробовать работать с металлом. Прошел месяц, и она очень уверенно работает.

- Тяжело ли управлять коллективом художников? Они люди творческие, говорят, что капризные.

- Это непросто, тем более, что на это накладывается армянский колорит. Но, когда в коллективе царит атмосфера созидательного коллективного творчества, многие острые углы сглаживаются. Приходится применять разные уловки, чтобы мастер правильно воспринял критику. Когда ты творческим людям даешь свободу, они это ценят. Иногда получаются шедевры.

- Если бы вы хотели подарить украшение любимому человеку, на что бы вы ориентировались: на знак зодиака, цену, или чувство, что это его или ее?

- Это зависит от того, как хорошо вы знаете человека. Украшение должно дополнить образ, дополнить характер, гармонично сливаться с ним. Здесь гардероб не важен, и знак зодиака не важен, все камни хороши. Человек должен чувствовать, что тепло получает от украшения. Тогда с удовольствием будет носить.

«Боря, заплати»

- Есть какая-то история, связанная с вашими украшениями. Расскажете?

Первый раз я была на выставке в Питере – женщина забирает одно, второе, третье: «Ой, оставьте все это для меня!»

Отставляю, и думаю, что она не придет, я могла бы кому-то другому продать. На следующий день приходит вместе с мужем. Снова выбирает одно, другое, третье и говорит: «Боря, заплати!», а Боря скромно сзади стоит, достает кошелек и расплачивается. С этой дамой мы подружились. Не всегда она была с мужем. Я говорила – берите, на следующей выставке отдадите деньги. Такие доверительные отношения со всеми складывались.

«Отношение к клиентам - это некий контакт, разговор»

- Когда вы строили свою мастерскую, это для вас была игра, самовыражение. И насколько этот переход к бизнесу дался вам легко? Когда уже не скажешь – берите, деньги потом отдадите.

- К этому времени я отошла, все в свои руки взял сын. Они с Милой знают, куда идут, к чему стремятся. У меня, наверное, устаревший взгляд на все это. Я рада, что осталась на этом уровне.

Мила: - Но контакта с клиентами мы не теряем. Компания стала более крупной, какие-то украшения производятся больше чем в одном экземпляре. Но отношение к клиентам было заложено изначально, это некий контакт, разговор. Это не односторонняя связь, нам важно, чтобы был ответ от клиента. Мы никогда не будем компанией, которая дистанцируется от клиента, с которой можно связаться только по емейлу. Нам всегда можно позвонить, поговорить, поделиться как радостью, так и проблемами. И это наследие, которое мы немножко трансформировали.

«Хочется бежать, бежать, бежать, как все время бежал!»

- Какая ваша роль в компании сейчас?

- Опыт же большой, и глаз наметан. Маленький штрих - почувствовать нюанс: чуть выше поднимешь вставочку – получится совсем другое украшение.
Это небольшая помощь в работе мастерской, теперь скорее забава для меня. Когда сын получает посылки с камнями, говорит: «Ой, мам, твои игрушки пришли». И я играю. Смотреть, трогать, поставить в ряд, скомпоновать по тройкам, оттенки, узоры – это мое.

- Вы не каждый день приходите в мастерскую?

- Нет, не каждый. Возраст немаленький.

Мила: - На йогу человек ходит по утрам. Некогда!

- Какие сейчас у вас увлечения в жизни кроме ваших любимых камней?

Мила: - Забела очень любит готовить. Продумывает меню, последнее кулинарное достижение – суджук. Но она же и человек, который не умеет отдыхать. Сейчас у нее такой переломный момент, когда уже нужно отдыхать в принудительном порядке, нужно заниматься здоровьем, спортом. Но прежние процессы все еще живы, все еще есть желание ими заниматься. И идет внутренняя борьба. Энергии еще много, и хочется бежать, бежать, бежать, как все время бежал! Но нужно учиться наслаждаться жизнью. Мне кажется, в последнее время успехи есть в этом направлении.

Забела: - Совсем недавно появилось новое желание. Я думала – какие путешествия, к чему? Все можно почувствовать, увидеть внутренне. Незачем уезжать. Но вчера у меня появилось желание посетить остров Св. Лазаря, рядом с Венецией. Итальянцы его называют армянским островом уже 300 лет. Это в самом сердце Европы - армянский центр просвещения и культуры. Там долго жил Байрон, армянский язык изучал. Вот вчера возникло такое желание.

- Забела, а какой у вас талисман? Что приносит вам удачу?

- Бирюза. Люблю ее очень. Говорят, в природе бирюза образовалась из костей влюбленных. У меня особое отношение к бирюзе, очень много украшений. Браслеты раньше носила не только на одной руке, а на двух. Без браслетов никуда. Они женственность придают.

Открою секрет: раньше я не увлекалась украшениями. Я физик, защитила диссертацию в Питере. Ездила туда через Москву. И в Питере и в Москве часами стояла в ювелирных магазинах. На Арбате был художественный салон прекрасный. Я знала, что не буду покупать. Но часами изучала, смотрела, любовалась. А потом сын стал говорить – ой, мама, какая ты красивая! И я подумала – не грех носить и украшения. И начала. А сейчас у меня есть большая личная коллекция, и я с удовольствием ношу свои украшения с любимыми камнями.

- Почему вы думаете, что мужчинам нравятся украшения на женщинах? Сейчас же тренд на минимализм.

Мила: - Когда женщина наряжается, появляется блеск в глазах, другое ощущение у самой женщины. И, конечно, окружающие это замечают. Может они и не украшения замечают, они замечают состояние, оно меняется. Это бросается в глаза.

«Мы любим свободные камни»

- Как вы выбираете камни? Какие месторождения, какие страны?

Забела: - Я выбирала на местных выставках-ярмарках. Московских, питерских. Потом с сыном ездили на крупные международные выставки. Там огромный мир раскрывался натуральных камней. Выбирала единичные, уникальные камни, все в одном экземпляре. Сейчас работа налажена немножко по-другому. Нужно иметь всю палитру.

Мы за столько лет работы знаем, что пользуется спросом. Уже под эти модели подбираются камни. Но, так как все двигается вперед, нужно все новое и новое. Нужно свежую кровь в вены пустить. Это бесконечный процесс.

Мила: - Забела придумала такой термин – «свободные» камни, которые обрамляются таким образом, чтобы подчеркнуть их естественную красоту. И у нас высокодекоративные для серебра камни - это в первую очередь какой-то рисунок, это текстура, сочетание цветов. Какое-то яркое, выразительное пятно, которое должно быть подчеркнуто оправой. Эти свободные камни должны оставаться свободными, но в то же время быть ограничены оправой для того, чтобы быть представлены публике.

Забела: - Иногда непонятно, почему рука тянется именно к этому украшению. Значит - в нем таится гармония. И это не объяснить.
 

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

21.11.2024
Люди
Вместе ходят к озеру и катаются на качелях. История двух подружек, которые не виделись 50 лет, а потом снова встретились

Когда стрелки на часах подбираются к 18:00, бабушка Тэня надевает лучшую юбку, кофту, выходит из дома и идет к подружке Броне. А та ее поджидает уже нарядная. У дам по традиции вечерний променад.

21.11.2024
Люди
Возраст — не приговор: петербуржцы рассказали, насколько активной стала их жизнь после 50

«МК в Питере» поговорил с петербуржцами, которые организовали для пенсионеров клубы по интересам, и восхитился активностью городских бабушек и дедушек.

20.11.2024
Люди
Завещание из 1941-го - пенсионерка выполнила волю фронтовика, создав частный музей войны

Завещание из 1941-го - пенсионерка выполнила волю фронтовика, создав частный музей войны,