«Когда возраст – не помеха». Делимся идеями для бизнеса после выхода на пенсию
Заслуженный отдых — еще не повод сидеть сложа руки. Для многих в почтенном возрасте активная жизнь только начинается. А почему бы и нет? Человек больше не нуждается в работе, а значит перестает быть привязанным к месту, но при этом сохраняет финансовую стабильность. Поэтому при выходе на пенсию одни решают открыть для себя новые хобби, другие — новые страны, а третьи — собственный бизнес. В материале PRODELO.by делимся идеями, как превратить свои года в свое богатство.
Удачный бизнес или бизнес на даче
Идея, которая буквально лежит на поверхности, — фермерское хозяйство. Любимую дачу, куда обычно устремляют свои нерастраченные силы люди на заслуженном отдыхе, можно использовать с двойной выгодой: получать с грядок не только урожай, но и заработок. Из самого простого, что можно выращивать на огороде, это — огурцы, помидоры, картофель, а также различные ягоды и фрукты. Причем, на фоне возрастающего интереса к здоровому образу жизни продукция собственного производства, скорее всего, будет пользоваться большей популярностью, чем импортные овощи из супермаркетов.
Те, кто готов к более хлопотным и энергозатратным делам, могут рассмотреть пчеловодство, разведение кроликов или птицы. Также можно заняться обустройством теплиц — такой урожай будет в продаже в числе первых.
Связано с пользой
С выгодой можно использовать и собственное хобби. Тем, кто вяжет, вышивает или мастерит украшения, стоит всерьез подумать о создании своего бренда. Изделия ручной работы, будь то вязаные шарфы и носки или серьги из полимерной глины, будут довольно востребованы, поскольку являются уникальными и подчеркивают стиль их владельца.
Для мастеров на все руки существует множество вариантов: пошив одежды, сумок, игрушек, штор, изготовление эксклюзивных украшений из разных материалов. Так как во всех случаях работать можно на дому, то дополнительные вложения понадобятся разве что для закупки расходных материалов и инструментов.
Чтобы продавать свои работы, далеко и ходить не надо: сейчас это удобно делать в социальных сетях. Там же можно устраивать мастер-классы для желающих освоить ремесло.
Продукция от бабушки
Что достойно стать брендом, так это бабушкины пирожки! Домашнюю выпечку можно готовить на заказ и реализовывать через те же социальные сети. А можно, например, предложить свои услуги местной кофейне и регулярно поставлять свежие пончики, булочки или даже торты к кофе.
Впрочем, травяные чаи бабушкиного производства тоже интересная идея для бизнеса. А при владении более глубокими знаниями, из лекарственных трав также можно готовить натуральное мыло или косметику. Тем более, многие потребители сегодня отдают предпочтение именно экологичной продукции.
Есть и более простой вариант. Лекарственные травы всегда готовы принимать аптеки и фармацевтические компании.
Бизнес по призванию
Учителя по выходе на пенсию вовсе могут продолжать работать по призванию. Только их внушительный стаж работы может стать для них хорошей рекламой. Репетиторством тоже можно заниматься, не выходя из дома, на онлайн-платформах. Востребованными будут не только предметы школьной программы, но и уроки рисования, вокала или игры на музыкальных инструментах.
Не обязательно иметь педагогическое образование, чтобы работать с детьми. Часто семьи нуждаются в услугах няни. Порой задача сводится к тому, чтобы просто посидеть с ребенком дома, а иногда нужно погулять с ним в парке, отвести на кружок или тренировку, забрать из детского сада или школы, помочь с выполнением домашнего задания.
Специалисты в таких областях, как, например, сантехника, ремонт автомобилей, мебели или часов, тоже вполне могут продолжать оказывать услуги в порядке индивидуального предпринимательства. Только здесь уже стоит решить, готовы ли вы посвятить свой заслуженный отдых тому, чему посвятили часть своей жизни. Или же пришло время в ней что-то радикально поменять, как наши следующие герои.
Красота вне времени
Напрасно думают, что срок годности у красоты ограничен, а карьера модели кратковременная. Эти стереотипы разбили уже многие женщины, которые вышли на подиум с выходом на заслуженный отдых.
Одна из таких моделей – белоруска Ольга Шатыко. Карьера Ольги в качестве медиамодели началась после 40 лет работы в сфере здравоохранения. Не имея опыта в модельном бизнесе, в свои 69 лет минчанка успешно овладела навыками дефиле и позирования. В этом помог центр активного долголетия, куда Ольга пришла для участия в проекте «Реальный возраст» для женщин 60+. Там же она прошла мастер-классы по видеоблогингу и ведению социальных сетей.
Сегодня белоруска активно снимается в рекламе, в том числе для фотостоков и зарубежных интернет-площадок. Ольга отмечает, что особо востребованным в ее возрасте считается амплуа бизнес-леди, но на фото можно увидеть ее и в дерзких молодежных и спортивных образах. Снимки белорусской модели также мелькают на билбордах, в рекламе салонов красоты, школы танцев, интернет-магазинов и даже на обложке романа, изданного в Париже.
Отвечая на вопрос PRODELO.by о том, чем насыщены будни модели в возрасте, Ольга Шатыко отметила, что в основе лежат главные ценности ее жизни — здоровье, саморазвитие и творчество. «Я ежедневно выполняю ритуалы для сохранения здоровья: это правильное питание, физическая активность, различные методики релаксации. Я регулярно читаю, слушаю лекции, смотрю мастер-классы, пробую новое и получаю от этого вдохновение. А еще я реализую свои возможности благодаря блогу в Instagram. Моя цель — избавить женщин от страха перед цифрами возраста. Я делаю это не лозунгами и призывами, а собственным примером и показываю, что жизнь в 75 может оставаться интересной, яркой и творческой», — поделилась с нами Ольга Шатыко.
Насыщенную жизнь модели можно наблюдать в ее аккаунте в Instagram. Там Ольга «дарит советы красивого взросления» и вдохновляет «забить на возраст» своих подписчиков, которых на сегодня уже, между прочим, больше 100 тысяч.
«Моя нереальная мама»
Еще одна белорусская возрастная модель Лилия Кухарская не ограничилась одними съемками в рекламе. Она создала собственный бренд одежды, который так и называется Мy unreal mom или «Моя нереальная мама». Название пошло от странички в Instagram, которую для Лилии когда-то создала ее дочь. Она же сделала первые фото мамы для соцсети, с которых и началась карьера возрастной модели. Внешность белоруски заметили и стали приглашать на съемки. Сегодня она снимается в рекламе косметики, аксессуаров и одежды. А вместе с тем продвигает собственный бренд.
Лилия Кухарская создает дизайнерские рубашки ручной работы. Все модели выглядят оригинально и не повторяются. Судя по отзывам в аккаунте Лилии, ее изделия пользуются популярностью, как в Беларуси, так и далеко за ее пределами. А ведь начиналось все с простого хобби…
Миллион с алых роз
Перефразируя известную песню, расскажем, как заработать миллион с алых роз. Только в этой истории речь пойдет не о розах, а о тюльпанах. И заработал на них белорус не миллион, а уже больше 6 миллионов просмотров в TikTok!
Повышенное внимание аудитории мужчина привлек тем, что вырастил цветочную плантацию прямо в собственном в доме. По видеоролику, размещенному в социальной сети пользователем под ником _petrovich_v , можно оценить масштабы цветоводства. В то время, как за окнами еще даже не видать подснежников, в гостиной Валентина Петровича уже распустились десятки, а то и сотни тюльпанов разных расцветок. Цветы под крышей дома своего, судя по видео в аккаунте, белорус выращивает уже не первый год. Тюльпаны домашнего производства выглядят эффектно и по виду ничуть не уступают магазинным. Поэтому рекомендуем цветоводам-любителям взять бизнес-идею на заметку.