Хранить память об умерших надо правильно. Чтобы не уехать на черном поезде
Одна женщина вышла на пенсию. Она долго работала, - такой уж у нее был характер, не хотела она дома сидеть. Но пришлось уйти, - сменилось руководство, ее попросили уйти. Она устроила прекрасный прощальный праздник в хорошем кафе, а потом решила заняться садом и ремонтом квартиры. Но ей было невыносимо тоскливо, она словно потерялась, как пчела, отставшая от роя. Как птица, отставшая от стаи.
И с радостью она отправилась на встречу однокурсников, чтобы пообщаться со старыми друзьями, получить новые впечатления, поделиться своими событиями... Она пришла и ужаснулась. Она лет двадцать не ходила не эти встречи, некогда было. Поседевшие, постаревшие люди, - выходит, и она так же выглядит? А самое главное, мало однокурсников-то. Многие умерли. И женщина вспомнила повесть Агаты Кристи про десять негритят. Одного ужалила пчела, другого сразила зараза, третий пошел на рыбалку да и не вернулся...
И бывшие ребята, ныне пожилые люди, предложили ей, как бывшей старосте, задание. Она и сама этого хотела! Это же так важно. Так нужно. Нужно снять поминальное видео об ушедших. Старые юношеские фотографии туда вставить, обрывки домашних видео, воспоминания родственников и однокурсников... Такой снять эпический фильм о тех, кто ушел. Но остается в наших сердцах. Тамара начала заниматься этим фильмом. Она была ответственная, хорошо разбиралась в компьютерных программах, хорошо писала... Она объехала и обзвонила друзей и родственников, собрала фотографии, старые, ломкие, выцветшие... И целыми днями работала над фильмом. Пока не уехала в больницу в тяжелом состоянии.
Ей становилось все хуже, но она старалась не обращать внимания. Пока вот совсем плохо не стало. И все время, пока она работала над видео, ей снились страшные сны. Хотя ничего особо страшного в них не было. Поезд стоит, в нем умершие. И они зовут Тамару, протягивают ей руки, - скорее, скорее! Поехали! Поезд черный, вагоны черные, слабый свет фонариков у входа в вагон, похожий на катафалк. Или снились молодые друзья в чудесном саду. Улыбались и приглашали остаться. Ничего же страшного нет? А она просыпалась в холодном поту, с криком, потому что в улыбках мертвецов было что-то ужасное. И совершенно было понятно, что это - мертвецы, хоть и веселые, добрые даже...
Тамара слишком пристально заглянула в судьбы умерших. Целыми днями она рассматривала и сканировала фотографии тех, кто ушел. Своих ровесников, с которыми была эмоционально связана. Она не хотела этого, но возникала все более крепкая связь с умершими. Умершие смотрели с фотографий, слегка улыбались, словно говорили: "твое время прошло. Мы умерли. И ты тоже собирайся!".
Тамара и без того переживала то, что называют "социальной смертью", - она работала с людьми всю жизнь, была встроена в коллектив всегда, ощущала себя частью целого. А теперь осталась пчелой без улья, птицей без стаи. И невольно синхронизировалась с умершими, превращалась в члена этого коллектива, можно так сказать. И, конечно, информация о том, кто чем болел, как страдал, как умирал, тоже оседала в душе. Диагнозы, слезы близких, безнадежность, страдания...И в одиночестве целыми днями заниматься таким важным и полезным, но грустным и страшноватым делом, не слишком весело. Мягко говоря. Тамара присоединилась к тем, кто ушел. Все факторы способствовали этому.
Ей пришлось оставить это занятие по совету одного пожилого и умного доктора. Он разговорился в больнице с Тамарой, а потом сказал, что от эмоционального настроя и от круга общения зависит исцеление. Умершим вы уже не поможете. Живые про этот фильм забудут, скорее всего. А вы можете потерять остатки сил. Смотрите, вы же вся дрожите при мысли о том, что надо продолжать эту печальную работу. У вас давление подскочило, вот цифры. Ваш организм сопротивляется, Тамара Николаевна, такому делу. Так что всем будет лучше, если вы останетесь в живых. И ваши однокурсники совершенно точно этого бы хотели.
Тамара послушала врача. И потом узнала, что подобные истории не редкость. Все зависит от состояния того, кто занимается сбором информации об умерших. От того, какова сверхцель этого сбора. От чувствительности человека. От его окружения, - одному такое делать не стоит. Общаться с миром мертвых надо очень осторожно. Одно дело - хранить память о своих близких. Другое - в сложном психологическом состоянии каждый день ворошить жизнь ушедших людей, смотреть на их фотографии, закачивать в свой компьютер, - во всех смыслах закачивать в свой компьютер.
Тамара выздоровела. Заказала поминальные молитвы по всем правилам для ушедших. А сама поехала в санаторий на два месяца. И там с живыми людьми занималась гимнастикой, гуляла, играла в подвижные игры и вела интересные беседы на жизненные темы. Потому что живые должны жить. И беречь себя. И радоваться жизни. Не слишком погружаясь в мир смерти, - чтобы не уехать прежде времени на черном поезде...
Читайте также:
В детях — богатство. Как пара из Ленобласти воспитывает 19 внуков
Лишь два раза в жизни: назван возраст, когда мы резко стареем
Александр Ингилевич. "Жизнь - это путешествие"
НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ