«Я стал успешным потому, что начал сниматься после сорока лет»

Юрий Стоянов: "Мне с молодежью гораздо интереснее, чем со стариками"

Народный артист РФ Юрий Стоянов стал одним из самых востребованных актеров наших лет. Сам Юрий Николаевич находит этому несколько объяснений – о чем и рассказал нам.

Съемочный график Стоянова плотно расписан до конца 2025 года. Этой осенью у Юрия Стоянова выходит книга, диск, пластинка, винил и большая премьера на канале «Россия» - с 6 октября три месяца по воскресеньям премьера комедийного сериала «Фантазер». В интервью KP.RU Юрий Стоянов поделился мыслями о молодежи и переменах в современном кинематографе, рассказал о своей жизни и работе.

«В форме меня держит жена»

- По сюжету «Фантазера» у вашего героя Олега Лужина и героини Ирины Розановой супружеский стаж 30 лет. Они ищут пути – как быть нужными после 60-ти лет. Ситуации жизненные, в них добавлен добрый юмор. Есть моменты, когда узнаете: похоже на вас с Еленой (женой)? Или в семье творческой интеллигенции все немного (или совсем) иначе?

- Вспомним знаменитую фразу Льва Толстого по поводу того, как все счастливые семьи похожи друг на друга. Я счастлив одинаково с большинством российских семей. А чем моя семья отличается? Тем, что папу дома видят крайне редко. Может, за это и любят больше. В остальном мы с моей женой Леной типичная российская семья: она меня иногда критикует, требует не разбрасывать вещи, запрещает есть жирное. Моя жена старается держать меня в форме. Как это ни парадоксально звучит: не я держу себя в форме, а она меня. Не я стараюсь быть здоровым, а она делает меня здоровым. Похож я этим на большинство российских семей? Пусть решают российские семьи.

- Чаще всего так и бывает: жены следят за здоровьем, питанием мужей и т.п. Часто бывает и так как с инженером Лужиным. Он ищет работу в зрелом возрасте. После 60 лет востребованы врачи, учителя, инженеры на производстве – представители профессий, где не хватает кадров, ценится опыт. В актерской профессии у мужчин после 50 лет получается огромный потенциал ролей? Вы навряд ли боитесь быть без работы? Не скрываете, что вам 67 лет – выбор ролей огромный.

- Да, я не боюсь остаться без работы, потому что, к сожалению, в нашем возрасте (после 60-ти лет) конкуренция уменьшается по естественным причинам. Хорошо бы, чтобы это происходило после 80-ти, но пока так. Мой секрет в том, что я не играю не любимых ролей. «100янов шоу», сериал «Фантазер» — это все мои любимые роли. А когда ты что-то любишь, это всегда получает отклик у зрителя. Как например, было с сериалом «Вампиры средней полосы» – это тот редкий случай, когда публика была едина с профессионалами индустрии. А критика, которую я получил за съемки в сериале «Игры», где сыграл Брежнева, была такой: «Юрий Николаевич не похож на того настоящего Брежнева», а дальше подпись: «Ира Емельянова, 27 лет». Если бы Ире Емельяновой было за шестьдесят, то она бы сказала, как я похож на Брежнева. Но одно дело смотреть фотографии, а другое знать человека.

Мы с Леонидом Ильичом однажды встречались, и он попросил меня показать, как я его пародирую. Думал, что это будет мой последний актерский этюд, но он оказался человек с большим чувством самоиронии. Эту и многие другие смешные истории я описал в своей книге «Игра в городки», которая выйдет в конце ноября: там калейдоскоп сюжетов моей жизни, невероятные архивные фотографии и впервые будут опубликованы мои стихи.

- Вы начали активно сниматься после 40 лет. Доказав – в профессии можно стать успешным в любом возрасте. Получается, что Лужин делает тоже самое, но в разных профессиях. В чем плюсы погружения в профессию в зрелом возрасте?

- Если говорить о моей профессии, то я и стал-то успешным только потому, что начал сниматься после 40 лет. Потому что все, что я играю - это не то, что я нафантазировал и придумал. Это то, что связано с моими личными переживаниями, с моей личной судьбой, с моими личными проблемами (как раз с этим поздним входом в кино), с моей личной болью, с моим личным счастьем. И, когда это личное – оно находит отклик у зрителя, каких бы разных внешне людей я ни играл.

И как это ни парадоксально несмотря на то, что в «Фантазере» я сыграл больше 40 персонажей, мой любимый – это не переодетый и перегримированный, а основной персонаж, сам Олег Лужин. Это семейная пара, где я играю инженера Лужина, а Ира Розанова – мою жену. Мне нравится храбрость моего персонажа: он не боится идти на риск, менять свою жизнь каждый день и пробовать новое – многое из этого я точно бы побоялся повторить. Мне очень понравилось, когда он решил стать чемпионом по бальным танцам, будучи в это время с переломанной ногой.

Я никогда не вел блог. Я никогда не был бы поваром. Я потребитель. Я очень люблю есть то, что готовят хорошие шеф-повара. В театре я замечательный зритель, а в ресторане – замечательный потребитель. В похоронном бюро не смог бы работать ни-ког-да – зачем приближать то, что все равно когда-то случится? И в ростовом костюме колбасы в магазине не смог бы работать, но дегустатором колбасы был бы великолепным. Прелесть кино в том, что оно позволяет тебе реализовать себя на коротких дистанциях в тех профессиях, в которых ты бы никогда не состоялся в жизни.

«Посылаю Илюше сообщения наверх…»

- Посмотрят телезрители первые серии «Фантазера». Возникнет ли у них ассоциация с «Городком»? Смешно. Юрий Стоянов меняет образы, много жанров смешано. Или здесь все совсем иначе?

- «Городок» был очень успешным проектом, и всегда меня будут ассоциировать с ним, и я этого не стесняюсь, потому что этот проект изменил мою жизнь. Отличие этих двух проектов не только в картинке и способе съемки, а в том, что вообще кино, телевидение, сериальная индустрия сегодня находятся абсолютно на новом уровне. Это очевидно в этом сериале.

Опять же, что отличает «Фантазера» от «Городка» - в этом сериале есть режиссер. Режиссер невероятно остроумный. Режиссер, который в своем прошлом был потрясающим клоуном. Замечательный Кирилл Васильев, который стал моим единомышленником.

Еще одно важное отличие: в «Городке» мы все играли сами. А здесь есть потрясающая актриса, в которую мне не надо переодеваться, потому что лучше Иры Розановой я это не сыграю. Здесь есть замечательный Ян Цапник, с которым мы дружим уже много лет. Аня Антонова и все-все замечательные артисты составляют прекрасную труппу этого сериала, которые примеряют на себя разные роли. А мы всю жизнь с Илюшей (речь о друге и коллеге Илье Олейникове — прим. ред.) играли вдвоем. Но, конечно, я не скрою – каждый раз я посылаю моему партнеру «сообщения» наверх: видишь, Илюша, как много замечательных, потрясающих артистов нужно, чтобы заменить тебя одного.

- Наша сериальная индустрия, производство кино развивается активно. Очень. Новая техника, картинка, дорогие декорации… А для актера что важного поменялось за минувшие лет двадцать? Как вы, артист, профессионал, это ощущаете? Вам стало проще, сложнее, интереснее или все также?

- За последние 20 лет принципиально изменилось все. Появились профессии, о которых мы когда-то даже не слышали, когда начинали «Городок». Стало ли мне, как артисту, сложнее? Конечно, но и интереснее гораздо стало. Во-первых, появилась прелестная необязательность дубля при наличии цифровых технологий. Вот эта необязательность, она снимает с тебя чувство повышенной ответственности, делает свободнее, и ты начинаешь импровизировать. В этом прелесть современных съемок.

Вы знаете, ни техника, ни картинка, ни дорогие декорации не могут заменить живого актера. Не могут заменить подлинные переживания. Не могут заменить искреннее чувство юмора, которое высекается в кадре. Никакая техника без артиста невозможна.

«Я – показательная жертва рекламы»

- Если говорить о востребованности людей зрелого возраста. То многие теперь осваивают онлайн профессии, гаджеты, учатся быть современными. В вашей профессии это навряд ли нужно. Но для себя, ради интереса – покупаете гаджеты, пробуете новинки техники, современные технологии?

- Я вообще показательная жертва рекламы. Естественно, у меня есть все, включая всякие современные гаджеты. К сожалению, слишком часто они меняются. Я даже купился на электромобиль, но китайцы каждые три месяца выпускают новый, а значит угнаться за ними просто невозможно. Но вообще в последнее время, я все чаще обращаюсь, наоборот, к древнейшим профессиям - не подумайте плохо. Имею в виду, например, профессии столяра и плотника. И у меня это получается неплохо. Конечно, у меня есть станок с числовым программным управлением, но реже всего в моей мастерской я пользуюсь именно этим станком. Хорошая стамесочка и долото пока могут его заменить.

Еще постоянно со мной мои наушники, потому что в них я засыпаю под звук метели или сильного ветра в палатке, также люблю звук снежной метели в избе – это помогает мне засыпать и в этом смысле новые технологии для меня незаменимы.

- Многие опытные артисты ворчат в интервью на молодежь: музыку пишут не душевную, играют без актерского образования и т.д. Вы снимаетесь в очень разных проектах. Не только с суперпрофессионалами как Розанова, Цапник. Но и с многими модными молодыми артистами. Кто нравится из молодежи в вашей профессии? Если на молодых актеров «бурчите», то за что?

- Из молодежи в профессии очень нравится Юра Борисов. Помню, когда я увидел его впервые на фестивале в фильме «Бык», то подошел и сказал ему: «Ну, берегись, старик, сейчас начнется…» И был прав. Но он оказался очень умным парнем - с «медными трубами» справляется чрезвычайно достойно. Замечательный артист Ваня Янковский. Замечательный артист Максим Матвеев. Замечательный актер Юра Чурсин. Это новое поколение звезд, очень много невероятных актеров, очень боюсь кого-то не вспомнить. Но не судите строго - я уже НЕ молодой артист.

Ворчу и бурчу ли я на молодежь? Вообще, я не из ворчливых людей, особенно если речь идет о молодежи. Мне нравится их музыка - не вся, но нравится. Мне нравится их способ мысли. Мне нравится их степень подготовленности к кадру и готовность к съемке. Мне нравится их органика и мне с ними безумно интересно, как с артистами, так и с режиссерами. И мне с ними гораздо интереснее, чем со стариками, потому что со стариками скучно.

За исключением Станислава Андреевича Любшина. Ему уже за девяносто, но с ним всегда интересно. Если и могу кому-то сделать замечание из молодежи на съемках, то только по одному вопросу: есть новая плеяда артистов, которых я называю «шептунами» или «рабами петли». Раньше в 2000-х мы снимались только на микрофонную пушку. С появлением петли (она приближает актерский голос) все актеры стали говорить, как в Голливуде, практически шепотом. В таком случае я не могу сдерживаться и прямо по ходу дубля кричу: «громче», «не слышу». Но это не всегда помогает – часто продолжают что-то там лепетать себе под нос, желательно хриплым голоском. Этого не люблю и не терплю, потому что актерская работа – это работа командная, на площадке нужно чувствовать и слышать друг друга в прямом смысле слова.

- Помню, как много-много лет назад вы в интервью мне рассказывали о грядущем концерте… Теперь у вас съемки-съемки. Скорее всего, что гитара осталась на моменты отдыха? Как снимаете бесконечные нагрузки? Общеизвестных пути два спорт и «сто грамм», но вы не пьете….

- Я по-прежнему не пью, стараюсь заниматься спортом: если есть возможность плавать, то заставляю себя, конечно, но результат того стоит. Если честно - я не успеваю отдыхать. Когда у меня есть какие-то свободные часы – естественно, читаю сценарии. Но это самая нелюбимая часть моей работы, поэтому я чаще подсовываю их жене и своим друзьям, чтобы опереться на чье-то солидное фундаментальное мнение. А в редкие минуты отдыха стараюсь играть на гитаре: хотя бы 15 минут в день, чтобы руки не забывали. И, конечно, по-прежнему пишу песни, скоро у меня выйдет диск, новая пластинка, новый винил – «Селфи», именно так называется одна из самых моих любимых песен в альбоме.

Комсомольская правда

Читайте также:

Биолог Обласова назвала прививки, которые необходимы тем, кому исполнилось 60 лет

Ужасы и пенисы: как я полюбил газеты о здоровье

Интерес пенсионеров к приложениям для знакомств вырос в 2,5 раза

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

22.11.2024
Люди
Супербабушка из Тверской области: жизнь и подвиг Антонины Шиповой

Корреспондент Tverigrad.ru побывал в гостях у 72-летней пенсионерки-героини, которая рискуя жизнью спасла тонущую в бушующей Волге 7-летнюю девочку.

21.11.2024
Люди
Вместе ходят к озеру и катаются на качелях. История двух подружек, которые не виделись 50 лет, а потом снова встретились

Когда стрелки на часах подбираются к 18:00, бабушка Тэня надевает лучшую юбку, кофту, выходит из дома и идет к подружке Броне. А та ее поджидает уже нарядная. У дам по традиции вечерний променад.

21.11.2024
Люди
Возраст — не приговор: петербуржцы рассказали, насколько активной стала их жизнь после 50

«МК в Питере» поговорил с петербуржцами, которые организовали для пенсионеров клубы по интересам, и восхитился активностью городских бабушек и дедушек.