Игра в цвета: как оттенки влияют на гардероб и эмоциональное состояние человека

Дофаминовая мода — тренд фешен-терапии, который появился в период пандемии Covid-19, — сегодня снова обсуждают в социальных сетях. Яркие оттенки, фактурные ткани, необычные аксессуары — все это перестало быть частью исключительно визуальной культуры и модных показов и превратилось в способ самоподдержки. Forbes Life рассказывает, что стоит за этим явлением, правда ли цвета «лечат» и как гардероб отражает психологическое состояние человека

Исторические корни

С древних времен цвет служил не просто визуальным кодом, а выступал как инструмент влияния на поведение человека. Он становился элементом религии, мифологии и использовался в обрядах, имел определенное значение в мировых культурах, транслировал статус, настроение или намерение.

Китайцы верили, что красный приносит удачу, а вот нигерийцы считали его несчастливым оттенком. В военных действиях алый тон ассоциировался с агрессией, силой и кровью, а сегодня этот оттенок, по мнению ученых, повышает производительность человека.

Ровно так же разнообразно проявляют себя другие цветовые спектры: белый символизирует божественное начало в христианстве, а в Азии — смерть. Черный может нести мистический посыл, в Африке же он считается знаком плодородия. Восприятие цвета всегда контекстуально и отражает совокупность культурных установок.

В XVI–XVII веках цветовая палитра использовалась как маркер статуса. Яркие и пастельные оттенки — в том числе розовый, который символизировал роскошь и принадлежность к высшему обществу, — носили и мужчины, и женщины. Мадам де Помпадур, фаворитка Людовика XV, сыграла важную роль в популяризации этого оттенка во Франции, распространив его на одежду и даже фарфор. Со временем культурное и символическое значение цвета стало активно проникать в быт: в интерьер, медицину и рекламу.

Оказалось, что гармоничное цветовое окружение способно влиять на эмоциональное состояние человека, снижать уровень тревожности, стимулировать креативное мышление и даже менять поведенческие реакции.

Некоторые исследования показывают, что красный наполняет организм силой, способствует избавлению от грусти и депрессии, помогает при различных заболеваниях крови, но при этом противопоказан людям с высоким артериальным давлением. Белый благоприятен для выздоровления человека, поэтому часто используется в медицинских учреждениях, а черный в некоторых случаях снижает мотивацию и сигнализирует об опустошении.

В интерьере гармоничное цветовое окружение способно уменьшить тревожность, стимулирует креативность и повышает уровень коммуникаций.

Научный подход

Цвет как инструмент влияния на эмоциональное состояние человека обретает форму в научных исследованиях. Швейцарский психолог Макс Люшер разработал метод диагностики личности на основе цветовых предпочтений. В его классификации четыре базовых оттенка (красный, синий, желтый, зеленый) соотносятся с определенными психотипами и мотивациями.

Иоганн Вольфганг Гете в «Учении о цвете» подчеркивал эмоциональную природу этого явления: красно-желтые тона возбуждают, зеленые — успокаивают, фиолетовые — бодрят. Он рассматривал палитры как предметы для саморегуляции и эмоционального баланса.

Современные российские психологи Виктор Петренко и Владимир Кучеренко считают, что выбор цвета зависит от эмоционального состояния: в радости чаще выбираются яркие оттенки, при тревоге — темные и холодные.

Исследователь Иоганнес Иттен отмечал закономерность восприятия: отношение зависит от сочетаний — соседние оттенки на цветовом круге воспринимаются более положительно, чем противоположные. Гамма тонов может влиять даже на аппетит, работоспособность, концентрацию и, конечно, стиль — это целая область современной психологии.

Писатель и дизайнер Донн Карен выяснила, что мода может быть исцеляющей. Именно она ввела термин Dopamine dressing («дофаминовый образ»), заметив, что яркая одежда помогает чувствовать себя лучше. Это явление стало особенно популярно во время пандемии Covid-19. В 2022 году интерес к тренду проявили китайские инфлюенсеры, а использование хештега #dopaminedressing в TikTok превысило 25,6 млн.

«То, что мы носим, влияет на то, как мы себя чувствуем, настолько, что может искажать и определять наши мысли и суждения», — говорит профессор Карен Пайн в книге «Подумайте, что вы носите: психология моды».

Психологи из Университета Хартфордшира выяснили, что депрессивное настроение отражается и в повседневной одежде — в таких случаях чаще надевают джинсы.

В исследовании участвовали 100 женщин и отвечали на вопрос, что они предпочитают носить в моменты подавленности. Более 50% респондентов назвали джинсы, при этом только треть выбрала бы их, находясь в хорошем настроении. Также в числе популярных «депрессивных» вещей оказался мешковатый верх, скрывающий фигуру. В то же время любимое платье 62% женщин наденет в момент, когда они счастливы, и лишь 6% — если испытывают грусть. Тем не менее исследование никак не переносит джинсы и свободную одежду в разряд «депрессивной», а лишь говорит об одном из возможных вариантов восприятия.

Психологи делают вывод: настроение оказывает влияние на выбор одежды, но и его можно скорректировать с помощью определенного элемента гардероба. Надев то, что ассоциируется с позитивными эмоциями, даже в трудный день, реально изменить внутреннее состояние.

Важную роль играют и аксессуары: в два раза больше женщин выбирают шляпу, когда счастливы, по сравнению с теми, кто чувствует себя подавленно. Так называемая «счастливая» одежда, по мнению участниц исследования, — это вещи из ярких, приятных на ощупь тканей, которые хорошо сидят и подчеркивают фигуру. Немаловажную роль играет текстура одежды, которая тоже формирует определенное внутреннее состояние.

Исследования Zhejiang Sci‑Tech University доказали: мягкие и ворсистые ткани повышают эмоциональный комфорт, а структурированные материалы, например, шерсть и деним, вызывают чувство уверенности и контроля. Меховые сумки, дутые ткани, техника макраме, обилие кожи — все это не просто тренды, а ответ на нехватку физического контакта в цифровом мире. Даже аксессуары, будь то пара массивных сережек или контрастная сумка, могут повысить уверенность в себе.

Текстура работает как эмоциональный якорь и сигнал: бархат — про статус и власть, шерсть — про уют и безопасность, шелк — про изысканность. Одежда «на ощупь» запускает реакцию мозга, активируя ассоциации с теплом, стабильностью, силой или уверенностью.

Общественный ответ

Рост интереса к ярким цветам и экспрессивным образам совпадает с периодами серьезных социальных изменений и мировых потрясений. Утверждение «

Мода может быть исцеляющей» работало не только в период пандемии ковида. Регулярно мир взывает к броским и жизнеутверждающим нарядам. Например, после жесткой экономии Первой мировой войны, в период ревущих 20-х, когда женский гардероб становился более практичным, смелым и отражал дух перемен. Так же произошло и во время Великой депрессии с сумасшедшими сюрреалистичными костюмами Эльзы Скиапарелли, гламурными голливудскими фильмами и яркими принтами.

Тогда мода давала возможность забыть о постоянно растущих проблемах внешнего мира и, проще говоря, сосредоточиться на чем-то красивом.

В 1950-х мода переживала период женственности в образах — как ответ на послевоенное восстановление, экономический рост и освобождение от жесткой утилитарной эстетики. Появились юбки, подчеркивающие талию, и знаменитый New look Кристиана Диора — этот силуэт стал культурным стандартом того времени, когда женщина транслировала легкость, элегантность и символизировала возрождение.

В 1960-х мода выступала инструментом сопротивления, символом надежды и мира. Война во Вьетнаме вызвала широкие молодежные протесты, а лозунг Make love, not war превратился в символ эпохи. В это же время развивалось движение за гражданские права, случилась сексуальная революция: женщины начали носить мини-юбки и платья выше колена, выбирать одежду унисекс-силуэта. Отказываясь от жесткого разделения на «мужское» и «женское», этот стиль предложил универсальный гардероб, в котором вещи подходили всем вне зависимости от пола. Джинсы, футболки, рубашки и спортивные костюмы стали неотъемлемой частью образа нового поколения, которое отвергало консервативные нормы и искало собственный язык в моде.

Хиппи, провозгласившие ценности любви, мира и свободы, выбирали яркую, свободную и комфортную одежду, использовали цветочные мотивы как оружие ненасилия, а внешний вид панков был элементом протеста — их дерзкий, андрогинный стиль также нарушал привычные представления о том, как «должны» выглядеть представители разных полов.

В мире высокой моды одним из символов изменений стал женский смокинг Ива Сен-Лорана — революционный жест, переосмысливший границы между мужским и женским в одежде.

В послевоенном СССР популярность обрело движение стиляг — эпатажные и свободолюбивые, они противопоставляли себя официальной идеологии, выделялись принтованными рубашками, узкими брюками, цветными носками и экстравагантными прическами. Ориентируясь на западную музыку, кино и моду, стиляги копировали образы джазменов и голливудских актеров. По мнению исследователей, это был способ самозащиты. Власти обвиняли стиляг в «низкопоклонстве перед Западом», но для самой молодежи это было выражением индивидуальности и жажды внутренней свободы.

«Фактуры тканей, фасоны и цвета зависят от того настроения, которое витает в обществе в данный момент. И если в одном случае будет усиление цветовой гаммы до яркой и кричащей, то в другом, наоборот — оттенки будут более натуральными и приглушенными.

На это влияет и экономика, краска — тоже большая часть расходов», — объясняет психолог Екатерина Янец. Определенные оттенки и стиль одежды говорят не только о волнениях в обществе, внутреннем состоянии или эмоциональном фоне, но и сигнализируют о нахождении в определенной среде, создают чувство общей идентичности. Согласно теории социальных сигналов, люди используют моду, чтобы сообщать другим о своем положении в социуме, принадлежности к группе или личностных качествах. Понимание этих индикаторов подталкивает к более обдуманным решениям о сообщениях, которые мы хотим донести через гардероб.

Сфера публичных личностей, к примеру, очень обширна. Политик не наденет малиновый костюм, а вот певец или актер может бесконечно экспериментировать с образами. Кому-то важно привлечь максимум внимания, и в ход идут цветовые решения, а кто-то подчеркивает статус и формат мероприятия, выбирая строгие костюмы и наглаженные рубашки. Например, мужчины демонстрируют более осторожный подход и добавляют в гардероб яркие элементы точечно. По мнению стилиста Юрия Тыченко, обычно они начинают с небольших аксессуаров, которые будут уместны как на деловой встрече, так и на неформальных мероприятиях. Так, беспощадное избавление от черных носков — уже привычная часть разборов гардероба для эксперта. Красные, фиолетовые, ярко-синие, зеленые и даже розовые предметы быстро вызывают привыкание и используются с удовольствием в повседневных и уличных образах.

Юрий Тыченко выделяет еще пару моделей, которые выбирают мужчины в таких ситуациях: шейные платки и банданы, необычные оправы, браслеты и бусы из цветных камней, акцентная обувь.

«Цвет говорит не только об эмоциях и настроении, но еще и о принадлежности к определенным социальным группам. Так, представители субкультур 2000-х — эмо, панки или готы — одевались в черную одежду, подчеркивая агрессивность, мрачность, категоричность. А вот подростки в черном, наоборот, прячутся в цвет, обезличивают себя, стараются не выделяться из толпы, скрывают истинные переживания. Надеть что-то броское для большей части подростков — это обратить на себя внимание, что может быть небезопасно в их возрасте», — отмечает психолог Екатерина Янец.

Спортивные болельщики носят цвета любимой команды, магистры надевают шапочки и мантии на вручение дипломов, а будущие супруги для свадьбы выбирают определенный дресс-код. В каждой ситуации одежда создает ощущение принадлежности. Вместо того чтобы видеть в других незнакомцев, мы видим в них часть себя. Это чувство меняет поведение: повышается уровень комфорта и доверия к окружающим.

Личный опыт

Несмотря на «многополярность» цвета, в социальной среде все еще имеют место стереотипы, сформированные рекламой и культурами прошлых веков. Именно они нередко влияют на решение человека в выборе палитры гардероба. Один из них говорит о «волшебной силе» черного цвета. Он стройнит, а значит — выигрывает в любых обстоятельствах.

Преподаватель кафедры дизайна одежды УрГАХУ Раиса Первова подтверждает, что черный максимально поглощает лучи, и поэтому объект кажется более компактным. Но это не всегда гарантирует эффект стройности. Темный тон подчеркивает силуэт, а значит, и «недостатки», которые в нем могут присутствовать. Утверждение, что черный в гардеробе будет признаком депрессивного состояния, тоже не имеет четкого подтверждения. «Все связано с физиологической возможностью глаза, а также опытом и насмотренностью человека. Поэтому идею, что темные оттенки обязательно депрессивны, можно считать еще одним стереотипом», — говорит психолог-консультант и арт-терапевт Наталья Гавришева.

Гендерное деление оттенков — еще один яркий стереотип. Мнение «девочкам — розовое, мальчикам — голубое» появилось только в XX веке, но никаких гендерных различий в предпочтении оттенков не было обнаружено учеными: результаты исследований показали, что связка женское-розовое — это культурное явление, а не заложенное изначально.

Вероятнее всего, предпочтения в большей степени формируются под влиянием социальных факторов и гендерных стереотипов, чем являются врожденными предпочтениями. Наиболее спорным значением обладает красный оттенок — он ассоциируется с опасностью, возбуждением и сексуальной привлекательностью. На самом деле эта связь — результат культурных искажений. В разных странах секс-работницы, публичные дома и салоны эротического массажа используют этот цвет как символ своей профессии. При этом исследования показали, что нет никакого значимого эффекта красного цвета на восприятие сексуальности.

Но не всегда цвет связан с трендами или соответствует научным объяснениям его использования. В отдельных случаях его выбор говорит о личном опыте, травмах или особенностях психики. «Так, кто-то не может воспринимать оранжевый цвет, потому что родители заставляли носить его все детство, или человек в одежде этого оттенка испытал психологическое насилие. Тогда это будет выступать триггером и окунать в неприятные воспоминания. Человек будет отвергать себя в том возрасте, той ситуации, том событии или тех эмоциях», — рассказывает психолог Екатерина Янец.

Чрезмерное увлечение монохромной палитрой, как и агрессивными кислотными оттенками, может сигнализировать как о вкусовых предпочтениях, так и о внутреннем состоянии. «К ярким кислотным вещам чаще тянутся незрелые люди с подростковым типом мышления. Не всегда осознанно, чаще ситуативно, желая выразить радость и беззаботность. Такое предпочтение действительно может быть эмоциональным порывом, но все равно требует зрелого взгляда и уместности в образе», — добавляет психолог Екатерина Янец. Выбор палитры в одежде и визуальной коммуникации зависит от множества факторов: культурного контекста, психологического состояния, личного опыта, выбранных социальных сигналов, эстетических предпочтений. Дофаминовая мода — лишь одна из граней этого явления. Цвет превратился в универсальный язык, через который человек может заявить о себе миру. Он всегда носит персонализированный характер, меняется в зависимости от ситуации и не поддается общим системам оценки. Это значит, что он может быть и маркером протеста, и знаком принадлежности, и способом регулирования эмоций и просто выражением личного вкуса.

Forbes

Читайте также:

(Не)Бриллиантовая рука: украшения из СССР, которые снова в тренде

84-летний дедушка Виктор решил научить молодежь одеваться. И стал звездой сети

Убираем «престарелую русалку»: актуальные стрижки и укладки для женщин 50+ в 2025 году

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

Почему 40-летние менеджеры вдруг становятся рабами клумб и грядок? Обсудили с психологом

Проращивать семена, растить на подоконнике руколу и базилик, спасать помидоры от заморозков, а картошку от фитофтороза, организовывать систему полива и строить высокие грядки, — еще лет 10 назад многие и представить не могли, что все это станет таким захватывающим и интересным.

12.07.2025
Здоровье
Падает в обмороки: как желание быстро похудеть подорвало здоровье Елены Воробей

Юмористка Елена Воробей столкнулась с негативными последствиями похудения: 58-летняя артистка сбросила 14 килограммов за короткий срок с помощью популярного препарата для снижения веса.