Мисевич: сериал о "Песнярах" – лучшая подача мулявинской жизни
Это совместный проект, в котором участвуют Первая киновидеокомпания Виктора Лобковича, Министерство культуры Беларуси и онлайн-кинотеатр "START" для Первого канала. На просмотре, к слову уже втором, присутствовали представители министерства, кинокомпании, а также дочь и внук Мулявина. Кроме них, в зале присутствовал и один из "Песняров" – Владислав Мисевич. Колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский задал участнику легендарного ансамбля несколько вопросов.
– Владислав Людвигович, каковы ваши впечатления от просмотра картины?
– Жутко интересно, мне все понравилось. Хотя многое и удивило. Вроде бы я там был, среди героев фильма, но все равно, это другие люди. К ним нужно привыкнуть. Это ведь художественный фильм, значит нужно учесть и фантазии режиссерские, и желание сделать образ выразительней, ярче. Понимал, что вроде бы да, это я, но в то же время и не совсем я! Скажу однозначно, что банальной вульгарности, которая частенько встречается в биографическом кино, создатели телесериала "За полчаса до весны" не допустили. Первые пару серий я просто привыкал, как бы адаптировался к ситуации, но не судил. Потом, когда втягиваешься в это изложение, в этот способ, принимаешь его, тогда понимаешь ценность, кайфуешь. И на второй просмотр я пришел уже с определенной привычкой. Было легче смотреть, и я теперь увидел то, чего не видел раньше.
– А как вы оцениваете музыкальное решение сериала о Мулявине и "Песнярах"?
– Оно, на мой взгляд, восхитительно! Вербализировать это невозможно, но кто увидит эту картину, тот все поймет, я уверен. Ведь, поверьте, Виктор Лобкович и его команда в течение нескольких лет работала над этим проектом. Что-то я им подсказывал, а что-то они мне. Я многое познал за это время и для себя тоже. Даже успел книгу написать.
– Хотите сказать, что мемуарная книга "Песняры". Я роман с продолженьем пишу" создана вами в процессе работы над фильмом "За полчаса до весны"?
– Да, более того, под воздействием этой работы. Могу ошибаться, но мне кажется, что я увидел глубину замысла этого фильма. Самая лучшая подача мулявинской жизни. У меня внутри не было такого образа. Ведь я Володю видел молодым, зрелым, проблемным, здоровым, нездоровым, жены разные...
– По-вашему выходит, что кино явило истину?
– Да, некогда размытый образ стал четче, зримей, объемней. Это был, безусловно, он, Мулявин. В картине взят период от его детства в Свердловске до создания оперы "Песня о доле", музыку к которой он написал полностью сам. Идет 1976 год. Это одна из его вершин. Первая такого рода. А фильм напомнил мне лучшие годы Мулявина, лучшие годы "Песняров".
– В фильме показан тот период, когда вы были молоды, когда на вас обрушился успех, то есть, взята чуть ли не самая яркая страница легендарной группы?
– Этот фильм все объясняет. Это сплошная удача. Я тому живой свидетель, что создатели фильма, а тут нельзя не сказать о роли продюсеров, особенно Виктора Лобковича и Алексея Троцюка, которые проникли в самую суть феномена Мулявина и его группы. Если в Голливуд поехать, то можно снять лучше. Но только технически, а не творчески. Говорю совершенно ответственно, подписываюсь под каждым словом.
– Фильм-взлет! Да и название говорящее: за полчаса до весны – это точно не про старость. А когда на экраны выйдет, ведь до весны уже не так много осталось?
– Есть договор, в том числе с россиянами, там сериал уже принят и Константин Эрнст с нетерпением его ждет. Однако заказчиком выступило Министерство культуры Беларуси, отсюда и второй просмотр, но теперь, кажется, все в порядке и в конце февраля будет показ уже на широкую публику.
– Понять феномен Мулявина очень трудно. Как русский мальчишка стал белорусом, да что там белорусом – символом нации! Он через свои песни создал образ Беларуси, явив всему миру ее душу. Как?
– Все восхищались этим. Да я тоже сам из России, просто родственники здесь живут. Тот же путь прошел и понимаю, как это непросто.
– А в "Песнярах" вы на каком языке разговаривали?
– На русском, конечно. У нас была всего пара-тройка человек, которые в совершенстве владели белорусским. То есть думали на нем. Володя же в Минск приехал, а я – за ним. Стихи Янки Купалы легли на душу, от них белорусскость появилась – тут, как мне видится, истоки. Да и братья славяне мы все-таки. Хотя, конечно, отличаемся, и смешивать нас не стоит. Потом, вы поймите, мы по гастролям ездили больше, чем по полгода, ну и где нам было говорить по-белорусски? Да никто и не хотел искусственно пыжиться, переделывать себя. Белорусами нас делали стихи и музыка, а не быт.
– И все-таки, в чем феномен "Песняров"?
– Благодаря Володе, который во все вникал немыслимо и целенаправленно. Он непостижимым образом искал и находил нужные слова, мелодии, образы.
– Он – гений?
– Вот теперь, когда со дня его смерти прошло столько лет, да, начинаешь понимать, что и правда, он – гений! А этот фильм продляет жизнь всем "Песнярам".
– Что больше всего удивило в работе над этим сериалом?
– Скорее, кто. Ребята – создатели фильма меня, честно говоря, поражают: так поймать эпоху, в которую не жили, так уловить процесс одухотворения Мулявина как Песняра, так явить душу белоруса… ведь девять серий разбиваются на три периода: детство, юность и зрелость. В каждом из них разные актеры играют роль главного героя, а также три разных режиссера снимают эти периоды. Вот только истинным создателем этой картины я бы назвал не их, а продюсера Виктора Лобковича, который за более чем десять лет свою почти несбыточную мечту обратил в явь.