Социальные координаторы из Тюмени пробуют построить “маленькую Голландию” для пожилых людей с ментальными нарушениями
Все знают, что пожилые люди часто страдают разными возрастными заболеваниями и требуют за собой ежедневного ухода. Но мало кто умеет обеспечить этот уход так, чтобы старость для близких стала не мучением, а новым этапом жизни. Общение с пожилым и больным человеком требует огромных усилий, у родных быстро истощаются моральные, душевные и физические силы, в результате многие старики остаются в одиночестве, максимум – в компании телевизора, а их близких гложет постоянное чувство вины.
Тюменцы Евгений и Татьяна Чернышовы, которые после 25 лет работы в автомобильном бизнесе внезапно изменили сферу деятельности и открыли Центр ухода за пожилыми людьми, разрабатывают новые подходы к проблеме старения. Вместе с реабилитационно-досуговым центром "Посиделки" супруги Чернышовы открыли школу ухода, в которой помогают не только бабушкам и дедушкам, но и их семьям, обучая их правильно ухаживать за престарелыми родственниками. Социальный центр Чернышовых уже стал популярным в Тюмени, но останавливаться на достигнутом супруги не собираются. Теперь они получают дополнительное профильное образование и собираются основать в Тюмени пансионат европейских стандартов, взяв за образец нидерландскую модель.
“МК-Тюмень” расспросил супругов о том, что их вдохновило и как они собираются реализовывать свои планы.
МК-Тюмень: – Как вам пришла идея настолько круто изменить свою жизнь и из автомобильных бизнесменов превратиться в работников социальной сферы?
Татьяна Чернышова: – Почти два десятка лет мы управляли собственным автосервисом, но сейчас для нас это прошлая жизнь. Так получилось, что в нашей семье появилось сразу несколько человек, требующих ухода – это мой папа, за которым мы ухаживали 10 лет, это моя мама, которой сейчас 93 года. И, наконец, это я сама в период после инсульта. Я не понаслышке знаю, насколько трудно идёт восстановление после тяжелой болезни, особенно когда отсутствует помощь профессионалов. К сожалению, послеоперационное амбулаторное лечение – это наша беда. Реабилитационной помощи фактически нет. Мне просто выписали актовегин и мексидол для поддержки сосудов – и всё, никаких других мероприятий. Именно поэтому многие люди после инсульта просто лежат как овощи, а их родные не знают, как за ними ухаживать, и их никто не инструктирует.
Из-за всех этих потрясений у нас с мужем возникла мысль самим стать профессионалами и организовать помощь тем, кто в ней нуждается.
МК-Тюмень: – Как пришли к выводу о необходимости открытия собственного центра?
Евгений Чернышов: – Изначально мы ориентировались на то, чтобы не только обеспечивать уход, но и помогать выстраивать отношения в семьях, где есть пожилые люди с когнитивными нарушениями, помочь семьям в уходе. Ведь это очень тяжело, потому что люди должны ходить на работу, и вот они работают и не знаешь, затопит ли сегодня их близкий соседей, подожжёт ли что-нибудь, уйдёт ли из дома и потеряется или просто упадёт и будет лежать?
На первых порах мы столкнулись с абсолютным непониманием проблемы, полную непросвещённость, люди даже не могли сформулировать вопросы. Но со временем у нас сложилось отличное сообщество единомышленников, в котором мы занимаемся не только уходом, но и обучением.
МК-Тюмень: – Платные ли услуги вашего центра?
Татьяна Чернышова: – Центр ухода платный, ведь нам приходится платить за аренду площади и зарплату персоналу. Но консультации родным, инструктажи, просветительская работа – это всё бесплатно.
МК-Тюмень: – Что представляет собой Центр ухода, как он работает, кто ваши клиенты?
Татьяна Чернышова: – Мы взяли модель нашего тюменского геронтологического центра. Там есть группы дневного пребывания для пожилых людей. Мы изменили лишь то, что стали обеспечивать уход не только для пожилых, а для всех. И главное – стали работать на результат. Мы поняли, что даже если человека нельзя вылечить от какой-то болезни, то его почти всегда можно реабилитировать.
Евгений Чернышов: – Например, два недавних кейса – женщины с тяжёлой формой болезни Альцгеймера, 65 и 79 лет. У обеих речь была сильно нарушена, они не разговаривали, только мычали. Буквально через 2 месяца занятий в нашем центре они стали разговаривать! Кстати, все процедуры в нашем центре первой на себе проверяет мама Татьяны, моя тёща, 93-летняя Анастасия Михайловна.
МК-Тюмень: – А в чём суть школы ухода?
Татьяна Чернышова: – Мы проводим тематические встречи, семинары, на каждом из которых раскрываем какую-то грань проблемы ухода за пожилыми людьми. Связь двусторонняя – мы обязательно слушаем вопросы людей и проводим отдельные встречи по главным их этих вопросов. Например, мы рассказываем, как узнать, что человек болен. Ведь человек с ментальными нарушениями не всегда может сказать, что у него что-то болит. Поэтому можно запустить серьезное заболевание. Совместно с докторами известной клиники мы проводим специальные встречи на эту тему. Также мы сотрудничаем с поисково-спасательным отрядом “ЛизаАлерт”, добровольцы которого рассказывают в нашей школе что делать, чтобы люди с когнитивными нарушениями не терялись.
МК-Тюмень: – Как люди узнают о вас?
Евгений Чернышов: – Мы присутствуем в соцсетях, публикуем новости, приглашения, нас репостят, есть свой сайт. Иногда о нас рассказывают партнёры на своих площадках. Фактически, сарафанное радио, только посредством Интернета.
МК-Тюмень: – Каковы ваши ближайшие планы?
Евгений Чернышов: – Сейчас мы проходим дополнительное обучение, получаем профессию социального координатора. Это новая для России профессия, которая кардинальным образом отличается от известного всем социального работника. Социальный координатор не просто обеспечивает базовый уход, а выстраивает маршрут “умной помощи” и комплексно помогает нуждающимся, сопровождая их на всех этапах. Цель такой помощи - улучшить качество жизни человека, в случае с пожилыми - помочь им снова почувствовать себя полноценными членами общества. Обучение направлено не только на получение новых компетенций и знаний, но и обретению особого взгляда на человека, из чего в дальнейшем выстраивается уникальная человеко-ориентированная помощь. Этой профессии пока обучают только в одном ВУЗе, в московском Свято-Филаретовском институте, который реализует эту программу Совместно с благотворительными фондами «Жить вместе», «Старость в радость», «Вера» и Центром Лечебной Педагогики.. Мы уже активно применяем опыт социального координаторства в нашей работе.
МК-Тюмень: – Что за пансионат в голландском стиле, о котором сейчас говорят в Тюмени?
Татьяна Чернышова: – Мы хотим прийти к модели, которую видели в Нидерландах. Это такой мини-городок, своего рода альтернатива пансионатам или интернатам с жёстким режимом. Там пожилые люди с ментальными отклонениями живут как у себя дома. В городке воссоздана инфраструктура, всё почти как в большом, привычном городе – магазины, кафе, почта, парикмахерская. Там работают социальные работники, каждый на своём месте. Пожилые люди пьют соки в кафе, делают модные причёски, занимаются шоппингом, расплачиваясь своей внутренней валютой. Таким образом происходит социализация. Люди живут в привычных им социальных ролях, которые они утратили из-за болезни. Эта методика поддерживает ментальное здоровье. Сейчас мы думаем, как организовать что-то похожее в России. У нас есть четкий план, но пока мы не можем потянуть это финансово.
– Открыты ли вы для партнёров?
Татьяна Чернышова: – Разумеется. Для реализации нашего “мини-городка мечты” мы с радостью будем работать с инвесторами, партнерами, строителями, девелоперами и другими специалистами. Мы знаем, как обеспечить долговременный и, главное, эффективный уход. В России, к сожалению, распространен заместительный уход, который показывает свою неэффективность. Человек помещается в интернат и за него делают всё – стирают, убирают, готовят, кормят, зубы чистят, одевают, раздевают, моют. У человека не остаётся никакой социальной роли. Про социализацию просто забывают. Мы хотим изменить этот подход. Человек должен, по возможности, все делать сам, чтобы чувствовать себя полноценной частью общества.