«Билайн» и «Московское долголетие» определили влияние цифровизации на качество жизни старшего поколения
Пользователь из Москвы в возрасте от 55 лет до 71 года использует мобильный интернет преимущественно для практических задач, а не развлечений, хочет освоить дополнительные функции смартфона, стремится к простым и понятным вещам и сервисам, ждет заботы от операторов и провайдеров сервисов и, главное, считает себя счастливым человеком вне зависимости от уровня вовлеченности в цифровой мир.
Об этом CNews сообщили представители «Билайна». «Билайн» и проект «Московское долголетие» подготовили исследование «Технологии в жизни старших: качество жизни в эпоху цифровизации». Его авторы провели 1200 интервью с клиентами «серебряного» возраста в разрезе пользования устройствами, мобильным интернетом, онлайн-сервисами и в целом узнали об их отношении к новым технологиям.
Основные выводы исследования
Современные технологии в представлении старших — не развлечение, а польза, комфорт и повышение качества жизни. Только 4% пользователей отметили, что мобильные технологии усложняют жизнь. Только 3% пользователей отмечают, что мобильный телефон им нужен для того, чтобы быть на связи с близкими, это гигиенический минимум. В фокусе внимания — более широкий контекст, запрос на повышение уровня цифровых компетенций. 60% аудитории считают, что смартфон — базовый инструмент безопасности: помощь в экстренной ситуации и возможность быстро сориентироваться, иметь доступ к информации. 49% из них вернутся за смартфоном, забыв его дома.
Цифровизация практически не влияет на уровень счастья старшего поколения: 70% пользователей мобильного интернета и Wi-Fi отметили, что считают себя счастливыми, при этом 61% тех, кто совсем не пользуется мобильным интернетом, также ответили, что счастливы.
Старшие выбирают современные устройства: 75% клиентов в возрасте 56-70 лет имеют устройства с сенсорным экраном, а 61% аудитории в возрасте 71+ предпочитают кнопочные телефоны; 57% и 37% соответственно используют ноутбуки или стационарные компьютеры, а 4% и 2% — умные устройства и датчики для дома и дачи.
Старшие онлайн: 62% подключаются к мобильному интернету, при этом среди абонентов возраста 56-70 лет таких 74%, а 46% — в возрасте 71+; почти четверть опрошенных используют более 10 Гб интернет-трафика ежемесячно для видеозвонков, просмотра фильмов, общения в мессенджерах, отправления фото и видео и т.д.; 13% опрошенных заявили, что пользоваться интернетом с телефона им мешает недостаток навыков.
Интересно, что среди пользователей Wi-Fi и мобильного интернета выше доля тех, кто является участником проекта «Московского долголетие» — 31%. Среди тех, кто не пользуется интернетом, только 13% участников проекта.
Старшие стремятся к простоте и понятности
В ходе исследования выяснилось, что 78% опрошенных стремятся к «простым и понятным вещам», что можно также отнести к векторам дальнейшего развития онлайн среды для старшего поколения. Уровень доверия к онлайн-сервисам и приложениям составляет 46%. Более половины опрошенных клиентов билайна отметили, что больше доверяют банковским приложением и государственным сервисам. А вот онлайн-магазинам и социальным сетям — менее 40%.
Среди самых популярных действий в интернете оказались поиск информации (74%), чтение новостей (73%), пользование мессенджерами (72%), приложениями банка (70%) и государственными сервисами (68%). Подавляющая часть аудитории, 90% пользователей интернета, считает, что онлайн-сервисы значительно упрощают их жизнь, в первую очередь за счет быстрого доступа к информации, возможности реже ходить в магазины и другие организации, а также ускорение процессов.
Цифровизация старшего поколения приводит к повышению уровня жизни и чувству безопасности
В ходе исследования выяснилось, что люди старшего возраста, которые активно пользуются мобильным интернетом, в принципе более активны, чем те, кто его не использует. Например, они чаще выезжают за город, посещают парки, музеи, выставки, занимаются со своими внуками и ходят в кино, театр или на концерты. Среди участников «Московского долголетия» доля социально активных пользователей выше в среднем на 15-20%. Также они чаще остальных отмечают, что следят за тенденциями, развлекаются с помощью телефона, и считают, что онлайн-сервисы упрощают их жизнь. Участники «Московского долголетия» чаще пользуются мобильным интернетом и Wi-Fi (78% против 57%, кто не участвует в программе). Рейтинг доверия как в целом к онлайн-сервисам, так и к отдельным сервисам и приложениям у них значимо выше.
Запрос на повышение уровня цифровых компетенций
Треть респондентов отметили, что хотели бы повысить уровень владения современными мобильными устройствами: только 18% абонентов активно пользуются разнообразными функциями смартфона, 41% пользуется только базовыми функциями. 34% выразили желание повысить уровень владения смартфоном. Наиболее предпочтительные способы повышения своих компетенций — обучение со стороны детей и внуков, а также программы проекта «Московское долголетие». Данные билайн аналитики также подтверждают рост цифровизации старшего поколения.
На сегодняшний день 74% клиентов старшего возраста владеют смартфонами, преимущественно на базе ОС Android. Рост мобильного трафика составил год к году 20%, а количество активных пользователей выросло на 5,4%. Максимальный прирост по трафику — у маркетплейсов (в 3 раза), на втором месте — приложения для инвестиций (в 2 раза). Замыкает тройку лидеров категория «доставка продуктов», где трафик вырос за год в 1,5 раза. Кроме этих категорий, на 20% показало рост использование государственных сервисов, где лидером по объему трафика является mos.ru. Также на 20% выросло использование приложений для навигации в метро.
Социальные сети также продолжают набирать трафик, и если в 2022 году у старшей аудитории был на первом месте «ВКонтакте», то в конце 2023 года — это уже «Яндекс.Дзен», а на втором месте — «Одноклассники».