«Стальной дед» Густав Хаканссон — долгий путь в Иерусалим
Есть такой старый добрый фильм, «Самый быстрый индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Герой, пожилого возраста мотогонщик с древним мотоциклом, отправляется своим ходом из Новой Зеландии в США, чтобы участвовать в гонках. Не проходит по возрасту, ему отказывают организаторы. Но благодаря упорству гонщик добивается исключения из правил и устанавливает мировой рекорд.
Это подлинная история. Гонщика звали Берт Монро. Ему было 68 лет. Раньше я думал, что в основу сценария фильма положен совсем другой случай, произошедший в Швеции в 1951 году. Уж больно схожа фабула.
Я ошибался, но история шведа Густава Хаканссона даже более удивительна. Он был не мотогонщиком, а велосипедистом. По факту — велотуристом и путешественником, чем особенно интересен. Его гонка длилась не минуты, а долгие дни. И к победе 66-летнего байкера принес не двигатель, а собственное отменное здоровье.
Итак, дело было в Швеции. Жили да были, как в сказке, старик со старухой. У самого синего моря, на юге страны, в деревеньке Гантофта возле Хельсинборга. Густав и его жена Мария были самыми обычными шведскими фермерами. Густав родился в 1885 году. Мария была старше супруга на четыре года. Поженились они в далёком 1908 году и с того времени были неразлучны, имели десятерых детей, держали хозяйство и небольшое кафе. Единственным отличием семьи Хаканссонов от соседей было то, что его глава страстно любил велосипед. Он никуда не отправлялся без своего двухколесного друга.
Мало кто из соседей знал, что в молодые годы Густав объехал всю Швецию, а в возрасте 42 лет на велосипеде покорил безлюдные тропы шведских гор. В 1920х годах он отправился на велосипеде в Норлланд, за многие сотни километров, чтобы набрать для детей брусники. Таким уж человеком он был. А если кто и знал, думал, что это давно позади. А сейчас — тихая жизнь пенсионера, огород и кресло-качалка. Да и какой Густав спортсмен — длинная седая борода и седьмой десяток на носу! Но, как говорится, седина в бороду..
В один прекрасный день, просматривая утреннюю газету, Густав увидел объявление. Готовится самая длинная и престижная велогонка в истории шведского спорта! Гонщиком предстоит покорить дистанцию в 1800 километров, стартовав в самом северном городе страны — Харапанде и финишировать в самом южном — Истаде. Старый фермер немедленно решил — нужно ехать!
Но не всё было просто: мероприятие широко рекламировалось, более тысячи спортсменов из разных уголков страны отправили заявки на участие. Однако отбор был строгим и только 50 человек оказались допущенными к гонке. Главным условием был возраст велосипедистов — не старше сорока лет. Заявку шестидесятишестилетнего фермера восприняли, как курьёз. Но Густав был непреклонен. Пятьдесят спортсменов отправились в Харапанду поездом. Их окружили вниманием тренеры, врачи и механики. Перед началом гонки спортсмены были отдохнувшими и полными сил. Живший на самом юге Швеции и не имевший денег на поезд, Густав долго не раздумывал. Он сел на велосипед и поехал на север, преодолев более 1500 км своим ходом. Организаторы гонки попросту не поверили этому, когда Хакансон вновь обратился к ним за разрешением участвовать в гонке. «Едь домой, старик» — говорили ему. «Отдыхай в своем кресле и береги здоровье».
Казалось бы, что мог возразить чудаковатый белобородый человек на старом велосипеде? В число участников его не включили и номера не выдали. Тогда он нарисовал свой собственный и надел прямо поверх одежды — большой круглый ноль. И стартовал самостоятельно, спустя несколько минут после последнего гонщика.
В первый же день гонки Густав вышел вперед. По условиям соревнования все спортсмены отдыхали по ночам. Густав же решил ехать, как едется. И первый раз поспал три часа на скамейке в центре какого-то посёлка только на третий день пути. На необычного гонщика с длинной бородой обратили внимание. Дети принимали его за Санта-Клауса. Репортеры написали о нем в газетах. Скоро вся Швеция узнала историю этого невысокого старика с номером «ноль» на груди. Одна из газет предложила Густаву вести путевой дневник, на что он охотно согласился. Всё больше людей узнавали о нём. Спустя несколько дней велосипедиста встречали толпы восторженных людей фактически в каждом населённом пункте по пути следования гонки. В газетах его прозвали Stålfarfar — стальной дед. Это прозвище закрепилось за Густавом до конца жизни.
На четвёртый день гонки Хакансон записал в своем дневнике: «Я никогда в своей жизни не чувствовал себя лучше, чем сейчас. Какие чудесные люди в нашей стране! И какие красивые девушки!».
В Сёдерхамне — после 156 миль езды, полиция попросила гонщика пройти медицинский осмотр. Врачи развели руками — Густав был в отличной физической форме и действительно мог участвовать в гонке на общих основаниях. Дед и вправду, как заключила медицина, оказался стальным!
Густав проехал трассу гонки за 6 дней, 14 часов и 20 минут. Он финишировал на 24 часа раньше официального лидера гонки Леннарта Хьортвалла. К тому времени он поспал, в общей сложности, только десять часов! Стальной дед пришел бы в Истад и раньше. Но за десяток километров до финиша с его велосипедом произошла единственная за почти 3000 км пути поломка — он пробил камеру.» Нет времени на ремонт» — решил Хакансон и пошел пешком. На велосипед он сел за пару километров до Истада и пересек финишную черту со спущенным колесом, двигаясь на одном ободе.
Тысячи людей встречали Стальфарфара на финише. Засыпанный цветами Густав был поднят на руки и триумфально внесён в центр города, где каждый жаждал с ним сфотографироваться. На следующий день после окончания гонки он был удостоен аудиенции у шведского короля Густава VI Адольфа, пожелавшего лично познакомиться с победителем. Но даже теперь судьи не признали победу Хаканссона. Ведь отдать первенство в гонке этому странному старику — позор и скандал! Но это было уже не важно. Вся Швеция признала победителем именно его!
Люди присылали Стальфарфару сотни подарков, в том числе и деньги, зная, что Густаву не вручили официальный приз гонки. Это был всеобщий народный протест против косности официального спорта. Ведь возраст — не помеха! Не важно, сколько тебе лет по паспорту — внутри ты можешь оставаться молодым и полным сил.
Среди сотен писем, которые простые шведы писали в те дни Хаканссону, есть и такие слова: «Я – Вашего возраста, дорогой Густав Хакансон, и я был стариком до тех пор, пока не узнал о Вас. Но теперь, благодаря Вам, я чувствую себя опять молодым, здоровым и счастливым. Благослови Вас Бог!».
Фирмы производители велосипедов и автомобилей начали использовать имя Стальфарфара в рекламе своей продукции, платили неплохие по тем временам деньги. Он еще пару раз принимал участие в небольших велосипедных гонках, организуемых концерном Volvo. Выиграть, правда, не сумел, но показал отличный для своего возраста результат. В общем, дела простого пенсионера пошли на поправку. И он решает посвятить остаток жизни любимому занятию — езде на велосипеде.
Нужно сказать, что Хаканссон был простым человеком, всю жизнь прожил в шведской глубинке, любил свой край. Он был очень религиозен и имел давнюю мечту — побывать на Святой земле. Но — требовались деньги, мешали домашние заботы и так далее и тому подобное… Теперь же, собрав гонорары за рекламу и став знаменитым, Стальфарфар решает осуществить главное путешествие своей жизни. В 1959 году, отметив семьдесят четвёртый день рождения, Густав садится на велосипед и отправляется на юг — через всю Европу к Святой Земле.
Он преодолел более 1000 км, похудев за это время на 16 килограмм. Путь был непростым. Густав побывал в Палестине, где тогда было неспокойно, проехал долину реки Иордан и от Иерихона поднялся в Иерусалим. Как вспоминал путешественник, на этом пути его застали сумерки, вокруг была пустыня и он очень устал. Помогли бедуины, пригласившие старца к себе в палатку, накормившие и напоившие его.
Эту тяжесть пути в Иерусалим для семидесятипятилетнего человека с тяжёлым гружёным велосипедом Crescend, синглспидом с огромными колёсами я представляю особенно ярко. Ведь в 2015 мы с Таней проехали по тому же пути, что и Стальфарфар. С той только разницей, что были помоложе, посильнее, да и экипированы получше. Сегодня путь из Иерихона в Иерусалим — это загруженная асфальтовая трасса с набором высоты километр на 25 километров пути. Вокруг — Иудейская пустыня, бедуинские стёжки среди выжженных холмов. Как говорят евреи — «взойти в Иерусалим» сложно было всегда. Недаром именно на полпути из Иерихона в Иерусалим произошла история с милосердным самарянином. Но Стальной дед одолел все превратности дороги и взошел в Святой город.
Дорога и пребывание в Святой земле заняли почти год. Стальфарфар стал знаменит и здесь: обратно в Швецию он отправился на корабле, билет на который бесплатно предоставила транспортная компания. Вернувшись на родину, Густав Хаканссон продолжил свое велопутешествие. Правда, теперь его маршрут пролегал по разным уголкам провинциальной Швеции. И именно в это время раскрылся еще один талант и увлечение старого велопаломника — пение.
Признаться, когда я услышал запись Стальфара, я не мог поверить, этот сочный, высокий тенор — голос почти столетнего человека! Настолько легко, одухотворённо, красиво звучат его песни, что даже без знания языка невольно пленяешься их мелодикой и энергичностью. Густав исполнял духовные песнопения, народные шведские песни, да ещё и сам сочинял! Есть, к примеру, «вальс Стальфарфара». Его неоднократно записывали. Еще при жизни певца было выпущено несколько пластинок. Он даже был официально зарегистрирован, как самый старый в мире записывающийся в студии человек. Кстати, еще в 1952 году Стальфарфар исполнил эпизодическую роль в шведском художественном фильме «Она танцевала одно лето».
Густав ездил на велосипеде по домам престарелых, провинциальным клубам, кирхам, где организовывал встречи, давал концерты, рассказывал о путешествии по Святой земле, проповедовал. Долгое время он подрабатывал почтальоном, развозя газеты на велосипеде. Последний раз он сел на велосипед в возрасте 98 лет — пока двигались ноги. Пел же и записывался до столетнего возраста. В день столетия лично вручил королю свою новую пластинку!
Любимая Жена Густава Мария, верная соратница, всю жизнь поддерживавшая его любовь к активности, скончалась в возрасте 105 лет. Густав пережил её на год. Последние годы за ним ухаживала дочь, и он жил у неё в Стокгольме. Стальной дед ушел из жизни 9 июня 1987 года в возрасте 102 лет. Такова история крепкого, здорового и жизнерадостного шведа — человека, который со всеми делился своей любовью к жизни, искренней верой, зажигательной энергией.
Есть и другие примеры, которые доказывают, что возраст — не помеха. Будучи в возрасте уже глубоко за 60, с онкологическим диагнозом земной шар на яхте обогнул Френсис Чичестер. Старейшая русская велотуристка — 77-летняя Юлия Михайлюк и сегодня проезжает многие тысячи километров. Голландец Хенк Дийк, которого я встретил в этом году в Греции, отметил 70-летие, объехав на велосипеде 9 европейских стран. Но это уже — совсем другие истории…
Виктор Попов