Почему астронавт Стаффорд назвал своего внука в честь космонавта Леонова
Космический мир вспоминает Тома Стаффорда, который был командиром американского экипажа во время космической программы "Союз - Аполлон". Он ушел на 94 году жизни.
О том, как проходил исторический полет "Союз - Аполлон", какие были нюансы, и какая тесная дружба связывала командиров американского и советского кораблей, корреспонденту "РГ" рассказал в интервью летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов. Приводим отрывки из того интервью.
Алексей Архипович, остались ли еще нераскрытые секреты полета "Союз-Аполлон"?
Алексей Леонов: Нет. Хотя об одном я не рассказывал долгие годы. Это был научный эксперимент, связанный с облетом корабля "Аполлон" кораблем "Союз", которым я управлял. Была жесткая инструкция: расстояние между кораблями - минимум 150 метров. Специалисты считали: чем больше, тем безопаснее. Но из практики полетов авиации и мне, и Тому Стаффорду, командиру "Аполлона", было ясно: такое расстояние неприемлемо из-за повышенного расхода топлива. Парные полеты лучше всего выполнять на удалении 40 метров.
И вот обсуждается этот вопрос. Том доказывает: надо летать на расстоянии 35-40 метров. Стоит насмерть. Специалисты тоже. Обстановка накалена до предела. Меня срочно вызывают с тренажера. Сообразив в чем дело, я занял позицию руководства, чем вызвал гнев Тома. Позиция Стаффорда может только навредить. Вытащил его с заседания в коридор. Говорю: "Успокойся. Мы ведь будем в космосе одни. Сделаем так, как нужно".
В полете вы карандашом нарисовали портрет Стаффорда. Он у него сохранился?
Алексей Леонов: Сохранился. Сейчас он в музее Тома Стаффорда. Музей, кстати, очень большой: самолеты, корабли "Меркурий", "Джемени", "Апполо", материалы и документы, связанные с полетом. Все сделано с огромной симпатией к нашей стране.
Правда, что в доме Стаффорда есть комната, на двери которой написано: "А. Леонов"?
Алексей Леонов: Есть. Когда прилетаю в Америку, обязательно добираюсь до Тома, останавливаюсь у него. Дело в том, что я все эти годы был сопредседателем международной организации "Космонавты - астронавты мира". И часто мы проводили исполкомы в Америке.
Со Стаффордом у нас очень нежные отношения все эти годы. Как он говорит, мы имеем общих детей. Я ему помог усыновить двух русских мальчиков. У него не было своих детей? Алексей Леонов: У него две дочери, два внука. Одного назвали в честь меня - Алексеем. Но Том очень хотел, чтобы у него был ребенок с русскими корнями. Поехали в хороший детский дом, и Стаффорду там понравился мальчик. Познакомились. Чай сели попить. Мальчишка спрашивает: "А можно я своего друга приглашу? " Ну, давай друга", - отвечаем. Одному тогда было 8 лет, другому - 10 лет. Стафофорд пригласил ребят на зимние каникулы. Потом приезжает и говорит: "Я не могу их разделить". Решил усыновить обоих. Сейчас один учится уже на четвертом курсе университета, а другой - в академии".
Показательная деталь. Когда в 2019 году не стало Алексея Леонова, 89-летний Том Стаффорд, несмотря на проблемы со здоровьем, прилетел с ним проститься. Более того, когда Леонов был совсем плох, Стаффорд также прилетал в Москву из-за океана, чтобы навестить ближайшего друга.
Теперь они встретились. Уже навсегда.