Пенсионерам на заметку: как маркетплейсы превращают пожилых людей в ярых шопоголиков
Удобная доставка, низкие цены и акции, акции, акции. Казалось бы, зашел на маркетплейс, чтобы всего лишь купить одну вещь для дома, а очнулся уже волоча из пункта выдачи пакеты с «очень нужным» барахлом.
Но если ранее покупателями маркетплейсов были преимущественно молодые люди, для которых минус несколько тысяч в семейном бюджете пусть и неприятная, но не слишком большая потеря, то сейчас «удивительный мир онлайн-торговли» открывают для себя и пенсионеры, буквально спуская на покупки «очень важных товаров» и всю пенсию, и накопления, и даже деньги с кредитных карт.
Что побуждает пенсионеров тратить больше, и почему шопоголизм в пожилом возрасте значительно опаснее, разбирались «Новые известия».
Почему пенсионеры спускают на маркетплейсах все деньги на «очень нужные товары» и не могут остановиться
Ученые из Ганноверской медицинской школы в Германии еще в 2019 году доказали: пристрастие к покупкам — это психическое расстройство. Таким расстройством страдает примерно 5% взрослых. Люди скупают ненужные вещи, вгоняют себя в финансовые трудности и впадают в депрессию, если впредь не смогут совершать покупки. Дела обстоят сложнее, если шопоголик — пенсионер. Еще сложнее — если выходец из Советского Союза.
«Для пенсионеров „со слабостью“ родом из Советского Союза, где „оторвать“ что-то на хороших условиях, выгодная покупка — это практически синоним инвестиции. С деньгами все время что-то происходит, а с вещами — нет. Это же очевидный соблазн: большие скидки, выбор, хорошие отзывы, доставка и возможность возврата. Нет надобности выходить из дома в плохую погоду, и нет риска заразиться вирусами. При этом все хорошее после них останется детям», — рассказала «Новым известиям» Олеся Толстухина, клинический психолог медтехкомпании «Доктор рядом».
Этим прекрасно пользуются маркетплейсы, от агрессивного маркетинга которых не устоять ни пенсионерам, ни взрослым. «Давайте не будем забывать, что сегодняшние пенсионеры — это вчерашние экономически-активные граждане. Если человеку в среднем возрасте была свойственна импульсивность, маловероятно, что она пройдет с выходом на пенсию», — отметила Олеся Толстухина. По ее словам, покупки на маркетплейсах могут стать одним из каналов реализации собственной импульсивности. «В случае импульсивности может иметь значение и тезис „Так мало осталось пожить, зачем себе отказывать?“ — добавила она.
Шопоголизм является распространенным способом борьбы со стрессом, рассказал «Новым известиям» судебно-психиатрический эксперт, психотерапевт Александр Фатеев. «Нас обычно не удивляет, когда родители, чей сын или дочь покидают отчий дом, заводят животное. Это живое существо становится объектом-заменителем, создает некоторую „психологическую иллюзию“ того, что дети их не покинули», — отметил психотерапевт. В ряде случаев новым объектом любви может стать не только живое существо, но и вещи неодушевленные.
Пожилой человек выбирает для себя увлечение, которым мог бы заниматься целыми днями. Кто-то лежит на диване и смотрит телевизор, кто-то ходит в тренажерный зал или занимается творчеством, кто-то помогает детям с внуками, а кто-то, уткнувшись в телефон, выбирает товары на маркетплейсах.
«В необоснованных тратах пожилые люди стремятся найти утраченное, в некотором смысле создать то, что можно наполнить любовью. Можно вспомнить историю Буратино/Пинокио или серию сказок о стариках, у которых появлялась внучка/снегурочка/колобок — то есть новый объект любви. Человек бессознательно верит, что если он будет что-то/кого-то любить, то и это объект ответит взаимностью. По этой причине в старости любят проводить время с внуками. Это создает иллюзию „новой молодости“. Бессознательно пожилые считают внуков своими детьми», — пояснил Александр Фатеев. В шопоголизме у пенсионеров выражаются непринятие собственного увядания и приближающейся смерти, отметил психотерапевт.
«Чрезмерными тратами в сети пенсионеры ищут новые объекты либидинозного инвестирования — любви, которые бы ответили той же любовью. Но неодушевленный предмет любовью не ответит. Неудовлетворенная потребность в любви будет требовать повторения попыток. По этой причине покупки не прекращаются», — пояснил он.
Агрессивный маркетинг: как магазины навязывают пенсионерам ненужные товары
Вроде заходил на сайт, чтобы купить только шампунь или туалетную бумагу, а очнулся, когда забирал уже целый пакет вещей с пункта выдачи. Истории, когда покупатели оставляют по ползарплаты на маркетплейсах, не редкость. К тратам на них подталкивает сама структура сайта: даже искушенному покупателю сложно удержаться, не говоря уже о пенсионерах.
Почему не получается потратить на этих сайтах всего минутку, как планировал?
Первая причина — комфорт и легкость покупки. Пожилому человеку даже не нужно выходить из дома, чтобы сделать заказ. Не нужно ехать на другой конец города, чтобы получить его. Даже тяжелые сумки тащить домой не нужно: все привезут хоть на пункт выдачи в соседнем здании, хоть прямо на порог дома в удобное время.
Вторая причина — низкие цены. Цены на таких сайтах, как правило, ниже, чем в стационарных магазинах. Нет ни арендных, ни коммунальных платежей, нет трат на зарплаты сотрудникам. Но есть конкуренция с другими продавцами. В борьбе за покупателя выиграет тот, кто лучше презентовал свой товар и предложил лучшую цену.
Третья причина — огромный выбор. В одном месте можно купить и одежду, и книги, и стройматериалы. Не понравилось качество товара, можно тут же вернуть его и сделать заказ у другого продавца.
Четвертая причина — бесконечная лента всевозможных товаров. Маркетплейсы устроены по принципу соцсетей — зашел и листаешь бесконечную ленту товаров. Почему бы не полистать, когда спешить некуда. А если еще и каждый второй товар по акции, то как закрыть такое приложение?
Маркетплейсы анализируют каждый визит пользователя на свой сайт: какие товары просматривал, какие добавил в корзину. Похожие товары будут предлагать до тех пор, пока не совершится покупка. Весьма действенный способ навязывания товаров пожилым людям: «Ах да, ведь я забыл добавить еще и этот товар в корзину».
Пятая причина — скидки. Невозможно не сделать покупку на маркетплейсе прямо сейчас, когда видишь, какая была цена на товар, и какой она стала в настоящее время. Надо быстрее покупать, пока идет распродажа. В такие моменты у покупателя складывается впечатление, что он не тратит деньги на очередную ненужную вещь, а экономит их, приобретая товар по «очень выгодной цене».
Шестая причина — ограниченная выгода. Пенсионеров побуждают к импульсивным тратам на маркетплейсах и рекламные баннеры, сообщающие, что до конца акции осталось столько-то дней или часов. Прекрасная игра на все том же дефиците из СССР. У покупателя складывается впечатление, что надо спешить, пока акция действует. Времени подумать рационально, а нужен ли ему этот товар, уже не остается.
Кстати, нередко этими методами пользуются и стационарные магазины. В прошлом году скандал разразился вокруг сети «Дом здоровья» в Уфе. Несколько клиентов этого магазина — преимущественно люди пожилого возраста, обратились в полицию. Пострадавшие заявили, что магазин наживается на стариках: заманивает акцией с бесплатными подарками, а затем продает дешевые китайские массажеры в десятки раз выше их реальной цены. Тем пенсионерам, у которых не хватало средств на дорогостоящую покупку, предлагали прямо на месте оформить кредит. В магазине старикам предлагали послушать лекцию о чудодейственных аппаратах, а затем испытать их прямо на месте. Журналисты РЕН ТВ зашли на сайт организации и первое, на что обратили внимание, это на цены. Массажный коврик «Лучи Жизни» с целебным камнем продавался почти за 78 тысяч рублей. Очень похожий по описанию «чудо-коврик» журналисты нашли на маркетплейсе с доставкой из Китая по цене в семь раз дешевле заявленной. В 2018 году один из салонов сети был закрыт в Нижнем Новгороде по решению суда. Владельцев салона обвинили в мошенничестве.
Как избежать ненужных трат на маркетплейсах?
Есть несколько рекомендаций, как избежать ненужных трат на маркетплейсах. Перед тем, как оформить заказ, возьмите паузу. Подумайте, действительно ли вам нужен этот товар, стоит ли его покупать прямо сейчас? А что если завтра цена на него станет ниже? Проследите за его стоимостью в динамике, добавив товар в избранное. Кстати, добавление товара в избранное, а не в корзину — еще один весьма дельный совет, как избежать ненужных трат. Пока выбранные товары будут находиться в корзине, маркетплейсы будут напоминать вам о них, отправляя уведомления на телефон или электронную почту. Писать, что другие люди также интересуются ими, что эти товары скоро закончатся. Уловка, направленная на то, чтобы вы открыли корзину и завершили заказ.
Чтобы контролировать траты на маркетплейсе, установите суточный или еженедельный лимит, а лучше заведите отдельную карту для онлайн-шопинга с ограниченной суммой на ней. С такой картой, кстати, вы сможете обезопасить свои финансы и от действий мошенников. Например, если сделаете заказ на сомнительном сайте. Да, данные вашей карты попадут к злоумышленникам, но во всяком случае они не смогут похитить все сбережения или последнюю пенсию.
Еще один совет — не расплачиваться на маркетплейсе кредитной картой. Использование кредитки создает иллюзию, что потратить можно сколько угодно средств. Но рано или поздно эти деньги все равно придется отдавать банку.
Психолог Олеся Толстухина советует поработать с зависимостью. Чрезмерные траты — это тоже психологическая слабость. Человек делает выбор в пользу новых покупок и получает от этого удовольствие. «Чтобы отказаться от импульсивности в принципе, нужно работать с запускающей стадией — причиной возникновения психической слабости, уязвимости», — посоветовала она.
Еще одна причина, почему всегда здравомыслящий человек внезапно становится импульсивным пенсионером-транжирой, кроется в возникновении «старческих заболеваний». «Это может быть деменция с повреждением зон мозга, отвечающих за функции регуляции и самоконтроля. В этом случае нужно обратиться к специалистам для дальнейшего обследования и построения плана лечения, лучше всего начать с невролога», — порекомендовала психолог.