Андрей Кокошко из Витебска уже более 40 лет коллекционирует керосиновые лампы

Витебчанин Андрей Кокошко собирает керосиновые лампы. В коллекции уже свыше 60 экземпляров. Это увлечение родом из детства.

Андрей родился в деревне Островно Бешенковичского района. Когда был школьником, вместе с другими ребятами помогал учителю Валентину Владимировичу Гончарову организовывать этнографический музей.

—Мы ездили по деревням и собирали у местных жителей старинную утварь. Старики охотно отдавали нам раритеты, которые уже не пригодятся в хозяйстве, — вспоминает Андрей. — Мне достались несколько керосиновых ламп. Так началась коллекция. Получается, уже более 40 лет этим увлекаюсь. Помню историю каждой лампы. Они все мне дороги. Никогда не продаю экспонаты, могу только обменять.

Жизнь Андрея Кокошко связана с водной стихией. Он окончил среднее мореходное училище в Ленинграде по специальности «моторист». Парня распределили на реку Лену. Но он по комсомольской путёвке отправился работать родные места. В руководстве училища уточнили, есть ли в Витебске река, и со спокойным сердцем отправили выпускника на Родину. На флоте мест не было, и первое время молодой человек трудился слесарем по ремонту судов. Отслужив в армии, вернулся на прежнее место работы, в речной порт. Стал мотористом.

В 1998 году Андрей Кокошко поступил в Светлогорский индустриальный техникум по специальности «судовождение», который окончил с отличием. Некоторое время работал мастером пути по обслуживанию навигационного оборудования. Затем стал капитаном на теплоходе БТ-0145, занимался перевозкой грузов. Первые свои лампы хранил на судне. Моряки, зная увлечение капитана, подкидывали раритеты. Друзья и знакомые тоже.

Последние 9 лет Андрей работает старшим инспектором Витебского участка Белорусской инспекции речного судоходства. Занимается безопасностью плавания на водных путях Витебского и Гродненского участков. Часто бывает в командировках, из которых редко возвращается без новых экспонатов для своей коллекции. Говорит, что лампа — самый дорогой подарок. Знает, что друзья, отыскав уникальный экспонат, специально ждут дня рождения, чтобы преподнести презент. Знают, что для него это самая большая радость.

Лампы по-разному «находят» коллекционера.

—Это шахтёрская лампа, которая работает на масле. А эта немецкая — на карбиде, её ещё называют «аленький цветочек». Самая старая — вот эта, предполагаю, что её использовали на каретах или первых автомобилях «мицубиси». Есть китайская лампа, которая работает на всех видах топлива. Это судовой фонарь 1953 года, — не без гордости знакомит со своей коллекцией капитан.

—У меня много старинных железнодорожных фонарей, с помощью которых можно было подавать сигналы разного цвета. А вот эту лампу я выменял у дедушки на три банки тушёнки. По его рассказам, её сделали партизаны из немецкой консервной банки.

Андрей реставрирует лампы, ухаживает за ними, некоторые даже мастерит сам, например, из гильзы 45-го калибра. Недавно мужчина сменил кабинет, поэтому большинство экспонатов пока находятся в коробках. Но скоро он изготовит специальные полки, и каждый экземпляр займёт своё почётное место.

Андрей шутит, что дома жена не позволяет хранить всё это богатство — слишком много пыли. Пыль, и правда, приходится вытирать чуть ли не каждый день. Но это того стоит. Супруга то ли в шутку, то ли всерьёз предлагает мужу-коллекционеру продать лампы. Андрей не соглашается.

—Такая лампа даёт свет и какое-то особенное тепло. Это греет душу. Мы с супругой любим вечерами сидеть в беседке под светом лампы из моей коллекции. И не важно, что в беседку проведено электричество, — делится мужчина. — А сколько раз рыбаки просили выделить им керосиновую лампу для рыбалки. Их ведь больше не производят. От этого коллекция мне ещё более дорога. Это прошлое, которое уже никогда не повторится.

Тут будет уместно отметить, что Андрей Кокошко — чрезвычайно увлекающийся человек. У него есть коллекция пуговиц, старинных ключей, утвари и другие. В кабинете нашлось место даже для макета корабля, с которым в советские времена ходили на майские демонстрации работники речного порта. Когда его собирались выбрасывать за ненадобностью, оставил себе, подремонтировал.

Однажды к капитану попала в руки фляга с надписью: «Виктор Коновалов, 1943 год».

—Пробовал найти информацию о владельце через Подольский архив, ничего не получилось. Обратился в военкомат: оказалось, что Виктор был призван на службу в российском Армавире, числится пропавшим без вести в 43-м году. Нашлась и внучка, которая долгие годы не знала, где погиб её предок. Она приехала в Витебск вместе с дочерью. Мы их прокатили по Западной Двине на теплоходе. Женщины пустили по воде венок, — рассказал Андрей.

Коллекция ламп продолжает расти. Точное количество экземпляров и сам хозяин не знает. Андрей покупает лампы на блошином рынке, привозит из заграничных поездок. Старается оставлять в первозданном виде, подкрашивает, если те уж совсем износились. Почти все лампы находятся в рабочем состоянии.

Большие и совсем маленькие, заводского производства и кустарные, все они кому-то освещали путь. Что-то в этом есть, уверен Андрей Кокошко.

 

Vitebsk.biz

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

24.06.2024
Отношения
В постели с «мамочкой»: озвучена неприличная сторона возрастных мезальянсов

В России и в Америке общество по-разному реагирует на семейные пары, в которых женщины гораздо старше мужчин

24.06.2024
Здоровье
В России может резко подорожать иван-чай: где он растет в Подмосковье, когда его собирать и чем он полезен

Аналитики предсказывают резкое подорожание иван-чая, до 3000-5000 рублей за килограмм, а оптовая цена на него взлетит до 1500 рублей, что на 500 рублей больше, чем в прошлом году.

Экипаж кругосветного перелёта встретили в новосибирском аэропорту Толмачёво

В аэропорту Толмачёво встретили экипаж из Новой Зеландии, который совершает кругосветный перелет на легкомоторном самолете Piper PA-24. Летный стаж пилотов 105 лет - это самый возрастной экипаж, когда-либо совершавший кругосветное путешествие на воздушном судне авиации общего назначения.