«Бабушка в 90-е начала с торговли пирожками». История легендарного семейного кафе на Марата, которое пережило и рэкет, и ковид
Кафе «У Бабули» стоит за гостиницей «Русь» в центре Иркутска уже так долго, что стало легендарным. Это уютный домик конца XIX века, где по-домашнему вкусно кормят улыбчивые и милые женщины, а в обеденное время собираются длиннющие очереди.
Местечко начало работать в конце 90-х: бабушка нынешней хозяйки думала, как прокормить трех детей, и начала торговать пирожками, а потом перешла на готовые обеды. За эти года кафе пережило рэкет, обвинения в наркоторговле и ковид. Его историю рассказала владелица Ольга Лаврова.
Нелегальное положение, рэкет и слухи о наркоторговле
История кафе «У Бабули» начинается в 1998 году, когда бабушка Ольги — Александра Николаевна Седых — начала продавать пирожки на улицах, чтобы прокормить семью.
— Было туго совсем, нас было трое детей — я и два брата. И вот бабушка испекла восемь пирожков и пошла продавать их в глазной клинике. На заработанные деньги купила еще муки и пекла дальше и больше. Мы с братьями носили пирожки на центральный рынок, продавали по магазинам. Потом начали из дома торговать на разнос обедами — пирожки, супы, второе. Сотрудники ВСЖД к нам приходили, вообще все, кто рядом работает, брали у нас обеды. Никаких кафе и закусочных не было, мы кормили всю округу, — рассказывает Ольга Лаврова.
Кафе находится в одном из двух доходных домов Пятидесятникова — объекте культурного наследия. Александра Николаевна поменяла квартиру в Усолье на квартиру в этом доме и переехала сюда с семьей. Однако родилась бабушка в Качуге, говорит Ольга Лаврова.
Речи о кафе изначально не было, семья просто зарабатывала на жизнь. Общепит был нелегальным. Однажды даже приезжали рэкетиры на дорогих машинах, но Александра Николаевна как-то с ними договорилась.
— В начале нулевых имя бабушки прогремело на весь Иркутск — местные телевизионщики сделали сюжет о том, что тут под видом обедов навынос продают наркотики. Тогда о нас многие узнали. Потом в 2003-м или 2004-м расширились до кафе, — вспоминает Ольга.
«Есть жильцы рядом, которые дома не готовят»
Ольга живет этим заведением с 13 лет — с детства разносила пирожки, помогала на кухне, стояла на раздаче. После школы пошла в колледж и освоила специальность «Технолог общественного питания», а потом поступила в Нархоз — изучать менеджмент ресторанного бизнеса. До сих пор проходит различные курсы повышения квалификации и следит за всеми изменениями в ресторанном бизнесе.
Бабушка отошла от дел в 2015 году, а в 2019-м ее не стало. В эти годы кафе занималась мама Ольги, но потом передала дело дочери. Братья Ольги пошли по другой карьерной дороге, но тоже помогают вести семейное дело. Причины «легендарности» кафе «У Бабули» Ольга видит в постоянстве.
— Мы уже давно здесь. И мы сами здесь работаем, всегда здесь находимся, сами контролируем все процессы. Можно сказать, дело всей жизни, — рассказала Ольга, поливая цветы на летней веранде. Кафе держат в ухоженном виде за счет средств, которые сами и зарабатывают, — покраска, обновление крыши, украшение веранды. — У нас очень много постоянных гостей. Иногда приходят и говорят: «Я еще ребенком сюда приходил, а уже своих детей вожу». Много студентов, много офисных работников. Есть жильцы рядом, которые дома вообще не готовят, только у нас питаются, — поделилась Ольга. Иностранцы тоже были частыми гостями кафе до пандемии.
— В соседнем доме живет семья, которая занимается туристическим бизнесом. Они постоянно водили сюда туристов показать настоящую русскую кухню. Потом даже внесли нас в свой интернет-путеводитель по Иркутску, на который все туристы из Европы ориентируются, когда сюда приезжают. Однажды приезжал один француз, говорит: «Я был в Иркутске четыре года назад, я так боялся, что вы уже закрылись, и так рад, что еще работаете», — вспоминает хозяйка кафе.
Еще Ольга рассказала о другом курьезном случае: в 2018 году, когда чемпионат мира по футболу проходил в России и многие иностранные туристы поехали смотреть Байкал, в кафе зашли австралийцы, которые узнали о нем из путеводителя, и привели друга-иркутянина, который про наше кафе никогда не слышал.
— Забавно получилось, что о нас знают в Австралии, но не все знают в Иркутске, — смеется Ольга Лаврова.
Чудом пережили пандемию
Ольга стала хозяйкой кафе в 2019 году и сразу столкнулась со сложностями — грянула пандемия коронавируса. — Это так резко всё началось. Я только приняла бизнес, только начала вникать. В первый месяц ограничений было особенно тяжело, чудом не закрылись, но выжили благодаря тому, что помещение наше. Ну и доставка работала. Да и сейчас, в 2024 году, держать кафе русской домашней кухни очень сложно. Даже если смотреть на тенденции — сейчас популярна паназиатская, китайская кухня, пицца, естественно. А наша, русская, многообразная кухня почти никому не интересна. Общепит — вообще самый сложный бизнес. Работа 24 на 7, — отмечает Ольга.
Во время пандемии кафе, к сожалению, растеряло очень хороший коллектив, который проработал там много лет. Сейчас «У Бабули» работает пять человек — два повара, раздача, пекарь, мойщица и сама Ольга — универсальный сотрудник: и на кухне поработает, и на раздачу встанет, и доставкой займется.
— Пекарем была мама моя. Но ей уже 65 лет, ей тяжело работать. Иногда всё равно выходит, пироги стряпает на заказ. Сейчас с кадрами напряженка. Найти повара очень сложно. Те, кто что-то умеют, уже где-то работают, а иной раз приходит человек, который даже котлеты не умеет лепить. На зарплатах тоже не экономим, они у нас такие же, как в других ресторанах, потому что в противном случае людей ты на работу не заманишь, — говорит Ольга.
Кормили даже Басту
Меню в кафе разнообразное, но его стараются комбинировать и не выдавать одно и то же каждый день.
— Я — за разнообразие. Рецепты у нас все до сих пор домашние, мамины и бабушкины, мои. Но я всё равно стараюсь что-то новенькое искать, обновляю меню. Мы не экономим на кухне. Всё по-честному, всё как себе, — рассказывает Ольга Лаврова.
Когда-то давно в Иркутск на несколько дней с концертом приезжал рэпер Баста, и каждый день он с командой обедал «У Бабули». — Мы их обслуживали все эти дни, кормили. Мы и выездные мероприятия обслуживали, у нас проводилась олимпиада среди инвалидов Сибирского федерального округа. 400 человек на стадионе «Труд» кормили 3 дня — завтрак, обед, ужин. Задача была смелая, но мы справились, — говорит Ольга.
Без «мерседесов», но с душой
Доставка и выездные мероприятия позволяют думать о развитии. Но мешает о нем думать Служба охраны объектов культурного наследия.
— Мы бы, конечно, с удовольствием расширились, но нам нельзя ничего менять — архитектура. Делали навес над верандой, и тот заставили убрать. Сложности есть с этим. Мы 15 лет судились, только чтобы признать помещение кафе нежилым. Что будет с кафе дальше — сказать сложно.
Ольга еще молодая женщина, но ее дети не горят желанием принимать семейный бизнес.
— Сейчас все хотят быть блогерами, ничего не делать и деньги получать. Может, еще повзрослеют и изменят мнение, не знаю, — пожимает плечами женщина. Сейчас кафе нельзя назвать очень доходным. Денег хватает на содержание здания, развитие кухни, выплату зарплаты, и остается на жизнь. — Всё у нас нормально. Мерседесов нет, зато есть душа. Конечно, хотелось бы лучше, но пока и так всё устраивает, — резюмировала Ольга.