Задержала вора, бегала в валенках по партам и носила чернобурку: самарчанки рассказали про своих бабушек и повторили их фото

Иногда мы творим безумства. И иногда позволяем их себе фразой: «Зато внукам будет что рассказать!». В год семьи мы решили исследовать тему семейной памяти и сравнить прошлое и настоящее. В фотопроекте «КП-Самара» участницы вспоминают, что рассказывали им их бабушки, и какие истории из своей жизни они расскажут внукам. Также они выбрали старые фото из семейного архива, чтобы попытаться воспроизвести их.

«В любой непонятной ситуации нужно делать маску для лица»

Елена и бабушка Марфа Степановна

Эту чернобурку красавице Марфе подарил ее муж - летчик, один из первых испытателей самолета Ил-2. В истории их любви было много испытаний и крутых поворотов: боевые вылеты Ивана, его ранение в первые дни войны, эвакуация, смерть их первенца, рождение сына, ожидание возвращения с неба, мирные и сытые послевоенные годы... И как гром среди ясного неба - тяжелая болезнь мужа, последствия ранения.

Чернобурочку, как и многие другие дорогие подарки, пришлось продать, чтобы семья могла выжить. К сожалению, Иван не смог победить болезнь и ушел из жизни всего в 44 года. Агротехник по образованию, Марфа всегда обожала цветы и превращала в сад все квартиры, где жила, как бы трудно ни приходилось. Она работала воспитательницей детского сада, архивариусом на заводе номер 1, а последний год перед пенсией - на космодроме Плесецк, откуда производились запуски шпионских спутников.

Близко к небу... Она любила красоту, уют и умела создавать их. Считала, что женщина обязательно должна днем отдыхать, чтобы сохранить хороший цвет лица. Во второй раз вышла замуж в 62 года - супруг возил ее по театрам и на дачу, где она выращивала цветы.

Мне близка бабушкина идея: в любой непонятной ситуации я иду делать маску для лица, помогает «заземлиться». Семейный анамнез крутых поворотов и романтических профессий отразился и на мне. В 18 лет я погрузилась в самарскую рок-тусовку, участвовала в организации концертов, стала журналисткой, поменяла профессию в 37 лет и хочу повторить этот опыт в 48. Больше всего на свете люблю путешествовать.

И почти мистическое: недавно я похоронила своего бывшего второго мужа, отца своей дочери, который ушел от той же болезни, что и мой дед. Буду считать, что в 62 года ходить мне по театрам с бодрым дяденькой.

Свою дочь, которой сейчас почти 11 лет, я учу важным для меня вещам: ничего не бойся и никогда не сдавайся! И пусть твоя жизнь будет яркой! А маски для лица она тоже делает!

«Бабушка бегала по партам в валенках, а я пыталась поджечь кабинет директора школы»

Алена и бабушка Александра Николаевна

Бабушка рассказывала, что в школе была хулиганкой и заводилой. Стабильно, раз в неделю, учителя отводили Шурочку Романову в кабинет директора. Особенно от нее доставалось Людвиге Карловне - учительнице немецкого языка. Во время урока Шура начинала бегать по партам в валенках с криком: «Мы с фрицами воюем! Не будем учить их язык!» За ней - весь класс.

После уроков в школе 14-летняя Шура работала нянечкой в детском саду. И получаемый за работу паек - маленький кусок хлеба - относила своей маме. Прабабушка была женой врага народа и ей не полагался колхозный паек. Принося домой кусочек хлеба, Шура обманывала маму: «Я свой хлеб уже съела, а это тебе». И оставшиеся на ладони крошки украдкой запихивала себе в рот. Есть хотелось неимоверно!

Бабушка рассказывала, что во время войны голодали все односельчане. И это несмотря на то, что «на земле» жили. Шура с мамой выжили благодаря дяде – колхозному мельнику. Он им позволял полы подметать после помола колхозной муки. И вот из этого мусора – мучной пыли и опилок - с добавлением лебеды Шура с мамой стряпали лепешки, которые и помогли им не умереть с голоду.

Я своим внукам буду рассказывать, что в школе тоже была хулиганкой и заводилой. Один раз даже подожгла кабинет директора школы. В классе покрасили столы и стулья. Краска не совсем высохла, и мы с одноклассниками измазали себе школьную форму. Для приведения себя в надлежащий вид нам выдали тряпки, смоченные в ацетоне. Вот я и предложила дурно пахнущие тряпки выкинуть в окно. Попали они на соседнюю крышу. Я, недолго думая, решила проверить, как будут гореть эти тряпки. Горели хорошо! Даже выкинутые вдогонку цветочные горшки с землей не смогли сразу потушить огонь. И все это происходило на крыше кабинета директора школы. Скандал был, сами понимаете, какой! Члены педсовета все сокрушались: «Как же так?! Отличница, активистка, председатель совета отряда, член совета дружины, гордость школы на литературных конкурсах и с таким стабильным неудовлетворительным поведением!». Что тут скажешь, вся в бабушку!

А в летние каникулы я тоже работала, на фабрике игрушек. Упаковывала в пакеты пластмассовые лейки и ведерки. Упаковочные железки были с рваными краями и ранили мои пальцы до крови. Было больно даже держать ложку во время еды. Так что мои первые деньги были действительно кровно заработанными.

«Бабушка задержала вора, а я однажды отправилась спасать маму»

Лиана и бабушка Анна Александровна

Детство и юность моей бабушки пришлись на сложные годы. Ее семья жила в деревне, в Самарской области, и на ее плечи легли заботы о младших сестрах и брате, потому что их родители очень много работали. Да и сама она с юных лет трудилась, помогала печь хлеб.

Моя бабушка не училась в школе. Но она была очень целеустремленной и впоследствии сама выучила алфавит, научилась читать, и читала очень много. Брала в местной библиотеке собрания сочинений Ленина, знала их почти наизусть. Также читала и художественную литературу, и научные журналы.

В годы Великой Отечественной войны жизнь в тылу была тяжелой, она много работала, пекла хлеб, а также в деревне копала окопы вместе со всеми. Она много рассказывала о жизни в те годы.

Особенно запомнилась история ее любви. Когда дедушка, раненный на фронте, приехал в деревню по распределению, она ухаживала за ним. Они сблизились, все переросло в красивую романтическую историю. Можно сказать, война их соединила. Они прожили жизнь душа в душу, воспитывали двух сыновей. Когда дедушка умер, она каждую зиму приезжала в нашу семью в город, зимовать. И однажды произошла неприятная история. Бабушка возвратилась из Самары домой в деревню и застала дома вора. Он хотел украсть дедушкины награды. Бабушка не растерялась. Заблокировала дверь, начала звать на помощь. Прибежали соседи, вызвали местного участкового. Грабителя задержали.

От бабушки мне передалась целеустремленность и тяга к знаниям. После школы, поступила в университет, окончила историческую магистратуру. Поступила в историческую аспирантуру в Санкт-Петербурге. Живу я в Самаре и занимаюсь изучением истории повседневности нашего города в период Гражданской войны. Моему сыну я передала интерес к изучению истории, любовь к родному городу и память о подвигах наших предков.

От бабушки мне передалось бесстрашие. Когда я была маленькой, ждала маму с работы, беспокоилась, что она задерживается. Вдруг с ней что-то случилось? И я, мне тогда было шесть лет, вышла из квартиры и пошла по тому маршруту, по которому она обычно ходила с работы. Была уверена, что только я смогу спасти ее. Страшные сцены рисовало мое детское воображение. В итоге я встретила маму по пути. Конечно, она меня ругала, что я ушла из дома, потому что если бы мы с ней разминулись, я могла бы потеряться. Со мной провели беседу. И своему сыну я часто рассказываю эту историю, что нельзя уходить из дома без ведома мамы.

 

КП - Самара

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

04.10.2024
Люди
Мой папа — Олег Басилашвили

Актеру Олегу Басилашвили исполнилось 90 лет. Из них 60 он на сцене одного театра, БДТ им. Товстоногова. Но я сегодня не о том, какой актер Олег Басилашвили. А вот какой он отец, кто знает лучше нас с сестрой?

03.10.2024
Люди
«Тогда у самокатов не было моторчиков — ножкой толкались» — архитектор Никита Шангин о Москве 1950-х

О Москве 1950–1970-х, детстве в писательском доме, плохом пиве в столовке-тошниловке «Гадина» на Рождественском бульваре и о том, как вид на Кремль из квартиры повлиял на выбор профессии, рассказывает архитектор Никита Шангин.