Дедушка в фуражке играет на аккордеоне на улицах Уфы: история 75-летнего музыканта

Когда вы прогуливаетесь по парку и слышите, как играют уличные музыканты, задумываетесь ли вы о том, кто перед вами сидит, какой путь он преодолел в этой жизни. В Уфе около памятника Салавату Юлаеву часто сидит пожилой мужчина, который играет на аккордеоне. UFA1.RU поговорил с музыкантом и узнал, как давно занимается музыкой, почему здесь и сколько зарабатывает

Оказалось, что перед нами профессиональный музыкант, преподаватель Салават Гумеров, Ему 75 лет. За его плечами обучение в гимназии имени Газиза Альмухаметова, а в дальнейшем он закончил хоро-дирижёрское направление в Сургутском музыкальном колледже.

— Моя творческая история началась в далеком 1956 году, когда мне было семь лет. Однажды мой старший брат показал мне семиструнную гитару и научил перебирать какие-то аккорды и переборы. Серьезно музыкой я начал заниматься, когда в 1960 году родители отдали меня учиться в школу-интернат музыкальных воспитанников им. Газиза Альмухаметова, — рассказал нам Салават. По его словам, тогда как раз впервые открылись новые направления. До этого там обучали игре только на духовых инструментах. В школе готовили кадры для военных оркестров.

— В том году мне повезло, потому что открылся класс баяна, класс фортепиано, класс скрипки. Учитывая, что я деревенский мальчик, я выбрал баян, — считает Салават. По его рассказам, он успешно закончил обучение. Из всех 28 выпускников, ему одному дали направление на поступление в институт им. Гнесиных в Москве. Но учиться он туда не поехал.

— К сожалению, мой главный продюсер и спонсор, как я называю папу, умер в 1964 году. А мама, как человек с сельской территории не поняла, что мне нужно учиться дальше. Я седьмой ребенок в семье, последний «поскребыш», она видать меня пожалела. Поэтому я вернулся в родное село Красноусольское и начал работать там в местном клубе, — рассказал нам Салават.

«Звездная жизнь»

Салават Гумеров по состоянию здоровья не смог дослужить в армии. В 1969 году он отправился в Киргизию в город Ош. Там работал в текстильном комбинате, где стал руководителем музыкального ансамбля.

— Тогда пошла мода на вокально-инструментальные ансамбли. Как раз тогда стали популярны группы «Веселые ребята», «Песняры». Я слушал их песни, подбирал аккорды, чтоб сыграть, — рассказывает Гумеров.

В 1972 году он переехал в Сургут и собрал новый коллектив «Набат», с которым начал выступать в клубе «Сургутнефтегаз».

— Мы исполняли каверы на песни «Песняров» и хиты группы «Поющие гитары». Ездили с этой программой по музконкурсам, где становились лауреатами. На одном из конкурсов сидел Александр Масляков, который вел КВН. Тогда и началась моя «звездная жизнь» (смеется), — рассказывает музыкант.

Школа игры — рестораны

Позже музыкант решил попробовать себя в работе в ресторане, как начинали многие известные музыканты: Григорий Лепс, Лариса Долина, Михаил Шафутинский и так далее.

— Это высшая школа обучения. Сейчас у современных музыкантов нет такой мощной школы игры — каждый день с утра до вечера исполнять различную музыку, исполнять все, что закажут, — считает Гумеров. Помимо этого, тогда к нему впервые пришли большие деньги. Гости оставляли приличные чаевые.

— Средняя зарплата у людей тогда была 120 рублей, а у нас каждый мог за один день заработать по 100 рублей. Мы в легкую могли за полгода купить машину. Но музыканты ведь народ ненормальный, поэтому мы покупали самые крутые инструменты — японские и американские гитары, себе я купил клавишный инструмент Родес-пиано. В магазине мне сказали, что я был пятым человеком в СССР, кто его купил. До меня якобы были Раймонд Паулс — латвийский композитор, Алла Пугачева, Андрей Макаревич* (признан в РФ физлицом-иностранным агентом в 2022 году) и Юрий Антонов. Тогда он обошелся мне в 10 тысяч рублей, в то время, как Волга — самая дорогая машина стоила 5800 рублей, — открыл секрет музыкант.

Это не первый случай, когда к музыкантам пришли такие большие деньги. В 1977 ансамбль поехал в Нижневартовск в ресторан “Мегион”. За 40 дней Гумеров заработал 4000 рублей.

— Почему 40 дней? Мне стало тяжело петь «блатные песни» вроде «Одесса», «Поспели вишни (в саду у дяди Вани) или одни и те же каверы на „Песняров“, „Машину времени“, — рассказал музыкант.

Знакомство с джазом

Салават отправился в Киргизию в город Фрунзе (ныне столица — Бишкек). Он устроился там в ресторан в гостинице «Интурист». Вместе со вновь собранным ансамблем он начали играть зарубежные хиты. В основном туда приезжали гости с Европы и Америки.

— В то время я как раз начал увлекаться джазом, вдохновлялся творчеством групп «Chicago» и «Earth, Wind & Fire», — рассказывает Гумеров. По его словам, играть джаз, который он любил его с юности, было очень комфортно. Если классику нужно было играть по нотам, то джаз можно играть на слух.

— Мне еще с 19 лет сильно нравилась музыка, которую делали афроамериканцы, например, Уилсон Пикетт, который пел в стиле соул и фанка. В его песнях была мелизматика, которая напоминала башкирские и татарские песни. Помню еще, как маме включал их песни, и она говорила, мол, мелодия наша, а слова не наши, — вспоминает Салават.

Знакомства с известными музыкантами

Как рассказывает Салават Гумеров в разные годы работы в ресторанах ему удалось познакомиться с большим количеством музыкантов. Например, в 1976 году в их коллективе пел Александр Монин.

— В 1979 году я вернулся в Уфу и работал в ресторане «Башкирия», там я познакомился с нашими музыкантами Маратом Юлдыбаевым, который сейчас работает в Тайланде. Еще с Александром Решетниковым, — рассказывает Гумеров. После работы в Киргизии он вернулся снова в Сургут и попал в ресторан «Север». По его словам, для него это были самые лучшие годы, как для музыканта. Он играл в коллективе, где приходилось подбирать на слух песни популярных на тот момент групп, как «Boney M.», «Abba».

— Однажды к нам подошел участник одной известной на тот момент музыкальной группы и сказал, мол, вы что здесь делаете, вам же в Москву надо. У нас тогда, даже музыкальная аппаратура была лучше, чем у этой группы. Так получалось, что каверы мы с ансамблем играли в «ноль», то есть все звучало как на пластинке, — вспоминает Салават. В 2000 году сотрудничал с эстрадной певицей Ханией Фархи. Для шести ее песен он сделал аранжировки.

«Как меня не убили еще там»

По словам Гумерова, на концерты приходили чиновники, музыканты с других ресторанов брали выходной, чтоб прийти послушать.

— Нас ждали как участников группы «The Beatles» — возле заведения собиралась большая очередь. По некоторым причинам мы перестали там выступать, — рассказывает Салават. Музыкант говорит, что позже часть музыкантов разъехались. Его продолжали выступать выступать одного, но он отказался.

— Я решил снова завязать с музыкой. Мне надоело видеть пьяные лица, пахнуть запахом еды, который шел с кухни. Еще вентиляция плохая, все помещение накурено. Помимо этого, постоянно могли быть драки. Придет какая-нибудь «братва» попросит песню, которую отказываешься играть. Как меня не убили еще там? Бывало пистолет приставляли к лицу, — рассказывает Салават.

Известный мой ученик — Руслан Янбаев

После ухода из ресторанов Салават решил начать преподавать. Он собрал свой кружок, где обучал детей вокалу. – Ко мне пришли дети, по ушам которых не то, что один медведь, а стадо медведей пробежалось. Но зарабатывать нужно. Но ничего научились, сначала выли, а потом стали лауреатами музыкального конкурса, – рассказывает Гумеров.

В 1988 году музыканту пришлось вернуться домой в Красноусольский. Его мама заболела онкологией.

— После смерти мамы я начал преподавать в сельской школе. Здесь началась моя педагогическая деятельность. Первым моим учеником стал известный сейчас клавишник Руслан Янбаев. Без ложной скромности говорю, что за шесть лет я дал ему то, чего не дало бы училище, — считает Гумеров.

Встреча с президентом

За время преподавания параллельно он занимался пчеловодством. Возил башкирский мед в Сургут. Даже ездил в Сирию и закупил там одежду и продавал в России.

— Ноты в голове все равно превалировали и мне постоянно хотелось играть. Я снова собрал свою команду музыкантов. Мы сделали свою программу. Тогда познакомились с Лилией Букеевой (эстрадная певица). И она исполняла с нами песни репертуара Уитни Хьстон, Мэрайя Кэри. Тогда их позвали выступить в Татарии. По рассказам Гумерова, там к ним подошел действующий президент республики Минтемир Шаймиев и предложил работать дальше для татарской культуры, даже пообещал квартиру в Набережных Челнах.

— Мы остались там работать, обещание президента было выполнено. Позже у нас с Лилей начались творческие разногласия. Я ушел из коллектива, — вспоминает Гумеров.

Встреча с Джорджем Бенсеном

По рассказам музыканта в 2000 году, чтоб оплатить обучение в университете для своей дочери, он поехал в Москву. Там начал работать концертмейстером в джазовом колледже им. Козырева и параллельно играл на Красной площади в одноименном ресторане.

— В один день я сижу играю и на крышку рояля появились черные руки. Смотрю — это Джордж Бенсон. Если бы кто-то это снимал, то можно буквально увидеть у меня чуть «не отпала челюсть», — рассказывает Салават. Бенсон был для него кумиром. он исполнял много каверов на репертуар музыканта.

— Он представился, я ему сразу же ответил: «just a moment» и сразу же начал исполнять его композицию «Everything Must Change», а он — петь. Он же прекрасно владеет мелизматикой, начал многое опевать. Я никогда так круто не играл, как в тот день, я будто бы был на седьмом небе от счастья, — рассказывает музыкант. После выступления в зале раздались громкие аплодисменты. — Потом я быстрее позвонил жене, своим друзьям. Друг, услышав эту историю ответил: «Я б очень удивился, если и бы он к тебе не подошел». Как позже выяснилось, знаменитый музыкант тогда, в 2006 году, приехал выступить на свадьбе певицы Алсу. По словам Гумерова, на вторую встречу с кумиром он позвал свою ученицу Наталью Олейкину, которая в тот момент сотрудничала с группой «Queen». Девушка знала английский, что могло помочь при общении со «звездой». Они нашли цифровой фотопарат, чтобы запечатлеть кадр на память.

– Во второй раз мне уже морально было сложно играть. После выступления мы подошли к нему и первое, что он уточнил у меня: откуда у меня столько пентатоники в музыке, как я так чувствую американскую музыку. Я ему ответил, что я же башкир. Объяснил, где находится республика. Он знал, что есть татары, но про башкир – нет. Я даже подарил ему наш башкирский бальзам. Позже в этот вечер ко мне подошел его менеджер и сказал, что Джордж –хочет снами поиграть. Я не понял вопроса и ответил, мол, мы с ним уже играли. Спустя время Гумеров написал рассказ «Неизбежные встречи или, как я отказал Джорджу Бенсону».

«Я в не шоубизнесе, на меня не надо смотреть»

В 2006 году музыкант вернулся в Уфу и снова начал работать педагогом в четвертой музыкальной школе. Сейчас он преподает слепым ребятам. Первым его учеником был пианист Данил Плешаков. Еще двое учеников Алескей Падалко, Рамзан Уритдинов. Он с трепетом рассказывает об их успехах. Как рассказывает Гумеров, он второе лето сидит и играет на Телецентре под памятником Салавата Юлаева. Второй его локацией стал парк им. Ивана Якутова. На вопрос, что его вынудило играть на улице он ответил:

— Нужда заставила. У меня ипотека, ее нужно закрывать. А зарплаты и пенсии не особо хватает. Здесь я получаю не такие прямо большие деньги, а сколько конкретно считаю, что неэтично спрашивать. Могу сказать, что на хлеб с молоком хватает.

Также он указал на другие на то причины. Молодые менеджеры не берут работать в рестораны.

— Я уверен, что за границей меня бы на руках носили. Еще в Москве начались проблемы, когда я пытался устроиться в один ресторан. На прослушивание пришел директор и спросил менеджера: «Зачем ты привел ко мне беззубого старика?» — говорит Гумеров. По его рассказам, там его позвали на другое прослушивание, он принес туда демо-диск, где была записана его игра. До этого его могли попросить диск, а его не было. Не было спонсора или продюсера, который помог бы его выпустить. Только один я записал и назвал: «Учись красиво играть». — Они слушали и удивлялись, глядя на меня. Я им сказал, что я не в шоу-бизнесе, на меня не нужно смотреть, а нужно слушать, как я играю, — рассказывает пианист, — Многие молодые рестораторы не понимают, что, если взять меня работу, люди будут ходить не только послушать музыку, но и параллельно будут заказывать еду ресторане, брать напитки в баре. Я могу им призвать публику. Мой уровень может помочь их бизнесу, — рассказывает Гумеров.

«Ваше место никем не занято»

На вопрос есть ли у него на этом месте конкуренты и ответил, что конфликтов никогда ни с кем не было. — Могу ответить так: я раньше занимался обливанием по методике Порфирия Иванова, и я помню его фразу: «Ваше место никем не занято». Вот сегодня, например, придет молодой музыкант Дима, который мне до этого позвонил и уважительно спросил, когда ему лучше приехать. Вот мы с ним договорились, что я играю до 20:30, а дальше он, — делится музыкант. По его рассказам, он даже помогает молодым начинающим музыкантам. В общем чате он дает советы, как выбрать песни для исполнения.

— Я написал, мол, разделите проходящих людей на семь категорий по возрасту. С одного года до 10, с 10 лет до 20, с 30 до 40 и так далее. И на каждую категорию нужно определить хит. И вот у вас получается семь хитов, — рассказывает музыкант. По его словам, чаще всего люди просят в основном сыграть башкирские народные песни «Идель буйы», либо что-нибудь из татарской эстрады. Например, из репертуара Хании Фархи. Один раз казахи попросили исполнить гимн их республики. Китайцы подходили и просили исполнить их песни. На вопрос о том не прогоняют ли его он отвечает, что наоборот зовут выступать. Например, подходил управляющий парка «Кашкадан» и просил поиграть у них в парке.

— Нет. Я что бомж, что-ли, какой-то. Полиция нормально реагирует. Однажды меня позвали на празднование дня рождения. Я съездил, там внуки решили устроить для своей бабушки семейные посиделки, и я сыграл там.

«Батя, ты такую обстановку создаешь, что сюда хочется приходить»

— Когда я работал в одном из ресторанов Уфы, ко мне подошел молодой человек и сказал: «Батя, ты такую обстановку создаешь, что сюда хочется приходить». Я играю то, что и мне нравится и людям. После большого ресторанного опыта могу хоть что сыграть, – говорит Гумеров. И сравнивает свою работу с моментом, когда камень падает в воду, вокруг появляются волны. — Аналогично и с музыкой, когда я играю мне хочется поделиться прекрасным с окружающими, — говорит музыкант.

Ufa1.ru

Читайте также:

«Мне самому нужна помощь»: депрессия при уходе за пожилым родственником

Женщинам 60+ носить длинные рукава — строго обязательно. Правило, которое давно устарело, а мы всё верим

Елена Марченко. Начинается новый жизненный виток

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

60-летняя женщина продала дом, чтобы увидеть все страны мира

Каждый год туристка на пенсии посещает около тридцати государств.

24.12.2024
Увлечения
Новосибирская пенсионерка снова создала во дворе новогоднюю инсталляцию из снега

Настоящая сказка на улице Зорге начинается с первыми сугробами. В одном из дворов вырастают снежные скульптуры зайцев, медведей, драконов. Создает их активная пенсионерка Галина Тюрина.

23.12.2024
Люди
Работала до 80 лет: секрет долголетия 100-летней врача-лаборанта и ее супердиета

Леонида Иосселиани всегда чувствовала себя нужным человеком.