Как жил и творил один из основателей свердловского андеграунда Старик Букашкин
О Старике Букашкине, Б.У. Кашкине, К.А. Кашкине – Евгении Малахине (настоящее имя) – написано немало работ, газетных статей и репортажей, но личность до сих пор окутана тайнами. Ставит в тупик исследователей своей несерьезностью, комическим образом и неординарным поведением. Он никогда не отдавал себя в одно русло искусства, был многогранен и непонятен для уральского народа. Давайте ближе рассмотрим личность «народного дворника России», «народного старика Земли», кто же он такой?
Евгений Малахин был по образованию далеко не художником, скорее это было его призвание. Он был инженером-энергетиком, окончившим Ижевский механический институт. Проработал он на этой должности до пенсии, после ушел в дворники и продолжал создавать свое искусство в подвальных помещениях города. В своих мастерских создавал целый мир фотографий, искал более глубокий смысл, создавал «свое», экспериментируя, даже варил пленку.
Позже Старик Букашкин стал увлекаться росписью икон и даже начал сам их вырезать из дерева. Именно Букашкин стал продвигать на Урале современное народное искусство, разрисовывал бетонные заборы и мусорные урны, контейнеры. Впоследствии выработал «теорию помойки», которая гласила, что любой мусор может стать искусством и рассматриваться как художественное произведение, наверное, поэтому он был непонятен народу, ведь видел все по-другому.
Творчество
Его начали называть самым экстравагантным художником Екатеринбурга. Б.У. Кашкин, К.А. Кашкин не ограничивался только живописью, но также писал стихотворения и прозу, создавая что-то новое и непонятное для народа. Со временем художнику пришла в голову идея создания антиалкогольных плакатов. Он также выступал в роли скомороха, добавляя элементы театральности в свою работу. В 1989 году вместе с друзьями основал свободное художественное общество «Картинник», которое быстро набрало популярность и признание.
В том же году «Картинники» получили множество приглашений для участия в фестивалях, что еще больше укрепило их позиции в мире искусства. Кроме этого, общество занималось музыкальной деятельностью. Их выступления представляли собой абсурдные песни, выполненные в формате частушек и затрагивающие повседневные темы. Эти творческие достижения были запечатлены в единственном любительском альбоме под названием «Поём & плачем. Последние хиты».
За свое творчество Махалин никогда не брал деньги, он всегда все дарил, часто раздавая досочки, которые расписывал собственноручно. Сегодня досочки, созданные в рамках проекта «Картинника», рассматриваются как яркое искусство на фоне сложных, мрачных и зачастую агрессивных граффити, характерных для urban-культуры. Творчество художника излучает свет и позитив, что делает его основной темой противостояния хмурой городской эстетике. В отличие от завуалированных сообщений, звучащих из городских стен, работы «Картинника» пронизаны гуманизмом и теплотой, они напоминают о важности доброты и оптимизма в нашей жизни. Этот проект оставил заметный след в культурной памяти Свердловска и Екатеринбурга, став символом надежды и созидания, напоминая всем, что даже в самых сложных условиях можно находить светлые моменты и вдохновение.
«В нем была одновременно абсолютная народность – русский сказочный персонаж... в нем была абсолютная рок-н-ролльность… Ты понимал – это художественные объекты, то, чем он занимается, – это искусство», – вспоминает Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф».
Уральский университет и Букашкин
Кафедра истории искусств в 1990 году организовала конференцию под названием «Авангардные направления в советском изобразительном искусстве», которая сопровождалась рядом выставок. Стоит отметить, что в то время термины и концепции только начинали формироваться, но представленные работы были разнообразны и многогранны. Конференция привлекла интерес как московских, так и зарубежных искусствоведов, которые были впечатлены множеством аспектов. В частности, их привлекали национальные корни живописи Геннадия Райшева, уникальный «ботеровский» примитивизм Александра Свинкина, концептуализм Владимира Жукова и сюрреализм Валерия Гаврилова. Однако самой притягательной фигурой среди всех представленных артистов оказался сам Букашкин, вокруг которого сложилась особая аура. Исследователи и эксперты отмечали «Картинник»: «Берегите Букашкина».
Живая легенда
На протяжении всей жизни Евгения Михайловича окружали выпускники университета, которые были готовы поддерживать и помогать ему, обеспечивая тем самым его творческий комфорт и эмоциональную привязанность к университету. В 1995 году в московском альманахе «Сезоны» была опубликована подробная статья Елены Егоровой, в которой рассматривался «Картинник» К.А. Кашкина. В статье приводились примеры различных безымянных псевдонимов, которые использовал маэстро: «К-А-Кашкин», «СТ-АРИ-Кашкин», «Б-РЫ-Кашкин», «Бука», а также его поэтические тексты, что подчеркивало многообразие его художественного и литературного творчества.
«Пару раз я принимал участие в разрисовывании досочек. Придешь в плохом настроении, а Евгений Михайлович тебе: «Давай чаю попьем, попишем...» У меня есть три дощечки «картинников», на которых все стишки его рукой написаны, почерк узнаваемый. Надо сохранять такое народное творчество...» – делится воспоминаниями Владимир Шахрин.
Старик Букашкин умер в 2005 году в городе Екатеринбурге, но даже спустя почти 20 лет он является живой легендой. Почему живой? Потому что его искусство все еще живет на улицах города Е, различные фонды и фестивали поддерживают и стараются удержать уходящие следы народного дворника России. Ему посвящают новые граффити, книги, научные работы, и даже этот материал посвящен ему – легенде уральской столицы. Он ушел как городской сумасшедший, но сейчас он пример доброты и искусства, которое должно быть таким, каким хочет видеть его художник, а не народ, это и сделало его живым.
Московский Комсомолец Екатеринбург
Читайте также:
«Москвич за МКАДом»: в Тарусу за видами на Оку и к любимым местам Цветаевой и Паустовского
Ужасы и пенисы: как я полюбил газеты о здоровье
Стильные осенние решения для мужчин после 50 лет
НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ