«Поклялась, что не буду зависеть от утюга!» Как в 93 года живёт русская Шанель, которая одевала Клару Новикову и Галину Вишневскую

Модельеру Татьяне Смирновой 93 года, и, согласно Книге рекордов России, она является старейшим действующим художником-модельером в нашей стране. Одежду Татьяны Смирновой носили Галина Вишневская и Клара Новикова. Со Славой Зайцевым они познакомились ещё в 1960-е и дружили всю жизнь. В 1990-е её модели демонстрировали на подиуме Недели моды в Париже, а в нынешнем и прошлом году покорили сердца китайских модниц. В беседе с RT Татьяна Смирнова рассказала, почему в СССР её называли «русская Шанель», как родился её неповторимый авторский стиль, и поделилась секретом своего долголетия.

Модельер и художник Татьяна Смирнова родилась в Москве в 1931 году. В 1941 году отец Татьяны ушёл на фронт, а её с тремя братьями и беременной матерью отправили в эвакуацию в Среднюю Азию, где мать умерла от брюшного тифа, только родив младшую сестру.

После войны Татьяна Смирнова успешно окончила Московский институт лёгкой промышленности. Работала на швейной фабрике и в СХКБ — Специальном художественно-конструкторском бюро. В 1987 году Татьяна Смирнова стала членом Союза художников СССР и постоянным участником ежегодных модных выставок.

В 1990 году в столице Франции стартовал проект Soviet Mode («Советская мода в Париже». — RT), в котором среди восьми модельеров из СССР участвовала Татьяна Смирнова.

— Как и когда вас стали называть русской Шанель?

— Где бы мы не появлялись за границей с нашими коллекциями, куда бы не поехали, везде меня сопровождало это сравнение: «Мадам, как вы похожи на Шанель. И ваше творчество». Я не могу судить, насколько моё творчество схоже с Коко Шанель, но судьба у нас, действительно, идентичная. Это была замечательная женщина, которая прожила трудную жизнь. И в этом мы с ней похожи: начало жизни, всякие жизненные коллизии, и то, что она не сразу пришла к известности. Я даже не заметила, когда меня стали называть русской Шанель. Но это без конца звучало с разных сторон, что я как Шанель!

— Как складывалась ваша судьба и почему вы выбрали профессию модельера?

— Я никогда не играла в куклы, не шила им одежду. У меня было очень суровое военное детство. Поэтому игрушек у нас не было — у нас были игры в жизнь. Жизнь была непростая: пережить войну, потерять в раннем детстве мать, всё это заставляло больше мыслить и действовать для того, чтобы мечты, которые бывают у каждого, сбылись.

Я рано начала шить. Это была потребность создавать новое из разных материалов, которые попадались под руку. В довоенное и послевоенное время было очень трудно с материалом, но я всё время что-то изобретала. Или посмотрю какой-нибудь фильм, где знаменитые актёры играют, иду в магазин, покупаю ткань и повторяю ту модель, которую видела на экране. Делала вещи в основном для себя и для подруг, их мамы очень любили мои вещи. И я решила, что стану модельером.

Поэтому я поступила в профильный институт, закончила его, работала на швейной фабрике. Там я научилась пунктуальности, строгости, познала жизнь, сформировала характер. Это имеет большое значение для достижения своих целей. Я их достигла. Мои мечты сбылись.

— Как сложился ваш неповторимый стиль?

— Когда я ещё возила в чемодане свои вещи, тонкие и звонкие, однажды, я попала под дождь. И чтобы выглядеть нормально, мне пришлось бегать и искать утюг. Я поклялась, что никогда больше не буду зависеть от утюга, а сделаю такие вещи, которые прямо из чемодана будут готовы к носке, никогда не помнутся и всегда будут в фаворе. И я уже забыла, когда брала с собой утюг, чтобы гладить вещи.

Мы применяем разные технологии: прострачиваем каждую деталь модели, продеваем определённый шнур и так далее, чтобы вечером вещи развесить, а утром их можно выставлять напоказ.

Я очень люблю русский стиль, потому что сама родом из России. Но я никогда не создавала вещи, похожие на чисто русское, а только так, чтобы было заметно российский характер: боевой, серьёзный, стойкий.

— В 1990 году на Неделе моды в Париже были приглашены советские модельеры в рамках проекта «Советская мода в Париже». Как это было?

— Это был совместный показ нескольких художников. Нашу поездку курировал Пако Рабан, всегда очень приветливый, давал нам хорошие советы, как себя вести и так далее. Я получила от этой поездки большое удовольствие. Нам тогда разрешили сделать продажу своих моделей. Директор большого торгового центра тогда сказал мне: «Мадам, сейчас не лучшее время для показа вашей модели. Она у вас не будет иметь успех». Но я всё равно это сделала, потому что знаю, что мои модели всегда берут первое место. Так и получилось. Только он вывез кронштейн с нарядами, первая вещь, которую купили, была моя. Это была яркая жакетка, выполненная в русском стиле: пэчворк, стёганная, с полосками. Незатейливая, но очень красивая, которая может служить всю жизнь.

В показе «Советская мода в Париже» мы опровергали тезис, что в России нет моды. И французы это почувствовали, глядя на изделия, которые показывали наши художники. А там были прекрасные произведения, которые возымели успех не только и у зрителей, и у почитателей моды, и у коллег-кутюрье.

— Как вы познакомились с Вячеславом Зайцевым?

— Славу Зайцева я знаю очень давно, с тех пор, когда он ещё учился в техникуме. Он приходил на Швейную фабрику № 9, где после окончания института я заведовала экспериментальным цехом, в котором делались модели для массового производства. Вместе с Зайцевым мы никогда не работали. Но всегда были рады встрече друг с другом. Я наблюдала за его продвижением в карьере, как его хвалили и ругали. Но Слава выдержал всё и победил своей настойчивостью, своими знаниями. Он замечательный рисовальщик. А как он сопровождал всегда свои показы — невольно я подпадала под его обаяние. Слава Зайцев навсегда останется в нашей памяти, как лучший советский модельер.

— Для кого шьются ваши модели? Кто ваши клиенты?

— Для меня главные клиенты — наши женщины: девушки, замужние, в возрасте Эта та часть человечества, на которую я работаю, и которую я очень люблю. Нашим женщинам часто приходилось испытывать в жизни различные трудности, которые они успешно преодолевали. И я думаю, что хорошая красивая одежда позволяла им делать это с большей лёгкостью.

Ко мне приходила наша оперная певица Галина Вишневская. Очень требовательная. Зашла в студию на Арбате и сказала строгим голосом: «Посмотрим, что здесь делается, что здесь продаётся». И купила две вещи: вышитое красное пальто и жакет. Я потом видела её фото в них. Много лет ко мне приходила Клара Новикова. Она поражала всех своим обаянием. Клара любила и часто покупала шляпки. Предпочитала строчёную модель и при этом любила приговаривать: «Сейчас такие времена трудные, аж шляпу сносит». 

— Где был ваш последний показ?

— В 2024 году в Китае. Это было уже второе приглашение от китайской стороны. Мы ездили туда в прошлом году. Китайцы — люди недоверчивые, проверяют всё, прежде чем принять решение. И в данном случае они не ошиблись — решение было правильным. То, как это было показано там, стало сюрпризом даже для меня: как это прозвучало, как это выглядело, какой успех имело у аудитории. Я считаю его подарком судьбы.

— Над чем сейчас работаете?

— Я сейчас делаю новую коллекцию. Каждое моё следующее произведение должно быть впереди того, которое я делала вчера или позавчера. И этот принцип даёт свои результаты. Также я занимаюсь созданием необычных вещей в стиле пэчворк: шёлковый, кружевной (пришла мне такая дерзкая мысль), драповый — всевозможный пэчворк делаю. 

— Как происходит процесс изготовления ваших моделей?

— Идея у меня всегда возникает, глядя на ткань. Каждая ткань требует своей модели. У меня собрана коллекция разных материалов, я раскладываю их по модели, режу, сразу стачиваю и смотрю, что получается. Прежде чем модели поступают к мастерицам, они должны быть мною смётаны. Одно из самых трудоёмких моих изделий — это юбка-павлин. Её изготовление занимает много времени и требует большой квалификации мастериц. Самое сложное в ней — собрать колорит юбки, что за чем идёт, чтоб было красиво и грамотно. Я подбираю материал, собираю один или два клина и смотрю, что получается. А затем уже можно разрезать и сшить. Все клинья должны совпадать по рисунку. Но зато когда она готова, то как павлин в своё удовольствие раскрывает хвост из разноцветных прекрасных перьев, так раскрывается и моя юбка-павлин из ярких клиньев.

— Ваша судьба рассказана в книге «Русская Шанель»: семь секретов счастья». А в чём секрет вашего долголетия?

— Мне скоро исполнится 94 года. Но я не замечаю своего возраста, потому что у меня есть любимая работа. Я нахожу в ней удовлетворение. Особенно, когда вижу хороший результат своих трудов. Несмотря на то, что я старейший художник-модельер, я не чувствую себя старушкой, которая ничего не может делать. Я человек, полный сил духовных и физических. Если человек захотел быть модельером, пусть повторяет мою судьбу, это очень хорошее дело.

RT на русском

Читайте также:

Проблему пенсионеров не решить плановой индексацией пенсий

В Госдуме заявили о «скукоживании» института бабушек и дедушек в России

Московский пенсионер стал моделью и покорил подиум в 66 лет

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

26.02.2025
Увлечения
Бабушка ярославского блогера стала звездой соцсетей благодаря BTS

Валентина Ельцова покорила сердца поклонников корейской группы.

Петербургская карта «Серебряный возраст» может выйти на федеральный уровень

Карту «Серебряный возраст», успешно действующую в Петербурге, могут внедрить на федеральном уровне.

Мировая прабабушка: американская пенсионерка объехала пол-Европы на велосипеде

С выходом на пенсию большинство людей думает о льготах, о своем садовом участке и о том, как бы побаловать внуков. Но не Этель Макдоналд из штата Монтана. 78-летняя американка, выйдя на пенсию, путешествует на велосипеде и уже проехала более 16 тысяч километров.